Мы живем в стремительно меняющемся мире цифровизации. Мире, пронизанном IT-технологиями. Это означает, что и обучать наших детей мы должны по-новому. Не просто идти в ногу со временем, но и опережать его – для того, чтобы подготовить ребят к завтрашней жизни, чтобы они могли и умели жить и работать в глобальном мире 21 века.

Для многих учреждений образования эти задачи выходят на первый план. Наш маленький городок Дрогичин не стал в том исключением. Первое из общеобразовательных учебных учреждений района, где стали обучать ребят языку Scratch, стала гимназия. Старт этому был дан в 2016 году. Прошло уже 5 лет, и есть неплохие результаты. Останавливаться на достигнутом в гимназии не собираются. Теперь гимназисты смело осваивают и языки программирования посерьезнее, как например, C++ и Python.

В ногу с современными технологиями

– Для меня это не просто обычные учебные занятия, на которых ребята сидят и слушают, выполняют какие-либо задания. Я замечаю их неподдельный интерес, азарт, вижу огонек в детских глазах, когда они открывают для себя что-то новое в IT-сфере. Успехи моих юных айтишников, победы в конкурсах и проектах – для меня все это счастливые моменты жизни, самая большая радость, которую может испытывать педагог в своей профессиональной деятельности, – делится впечатлениями учитель информатики гимназии и наставник по программированию Ирина Шелягович.

Про Scratch и своих воспитанников Ирина Леонтьевна может говорить долго и эмоционально. Она не просто познакомила ребят с этим программированием, но и приобрела за это время интересный и незабываемый профессиональный опыт – от написания первых программ и создания примитивных проектов, до побед в республиканских конкурсах «Час кода» и «Моя Scratch-история» и участия в качестве члена жюри конкурса «Scratch-2020».

Фото Андрея РАССАФОНОВА

Попытаемся заглянуть в начало истории. А все началось с того, что в ноябре 2016 года Ирине Леонтьевне посчастливилось пройти курсы в Образовательном центре Парка высоких технологий «Программирование в среде Scratch», где она и получила сертификат тренера по программированию. По возвращении стала преподавать основы этого языка в гимназии, набрав группу ребят-четвероклассников. Это можно было назвать экспериментом, ведь никто не знал, какое развитие приобретет данное новшество. Но все надежды оправдались. Ребята с интересом стали «проглатывать» новые знания и уверенно приобретать навыки, показывать умения в среде программирования Scratch.

 С помощью этого языка можно познакомить с миром программирования человека, который еще вчера не имел о нем ни малейшего представления. Scratch создали преподаватели Массачусетского технологического института для того, чтобы обучать детей и подростков IT-технологиям. Этот язык программирования выполняет роль начальной ступеньки между ничем и более сложными для изучения, востребованными сегодня языками, как, например: С, С+++, JavaScript, PHP и другие. Зная Scratch, вы сможете понять многие концепции, которые используются в других языках программирования.

Scratch – это творчество, позитив и креатив. С помощью этого языка не только решаются задачи, но и создаются собственные анимированные интерактивные истории, компьютерные игры, мультфильмы и викторины. Этим он и интересен детям.

По словам создателя Scratch Митчела Резника, в США этот язык программирования популярен даже среди пожилых людей. Они создают своих персонажей, свои истории и отправляют друг другу. Естественно, это люди, которые программированием прежде не занимались, и освоили Scratch в большей степени для развлечения.

С тех пор как Scratch «ворвался» в дрогичинскую гимназию, прошло четыре года, и юные программисты (теперь уже восьмиклассники), получив неплохую базу, имеют возможность приступить к изучению языка программирования С++. Точнее сказать, к переходу с одного языка на другой. Ребята все эти четыре года не только программировали, но и неоднократно принимали участие в различных IT-конкурсах, сетевых проектах и предметных олимпиадах и занимали призовые и победные места. Ирина Леонтьевна отметила, что, предлагая ребятам принять участие в конкурсах, получала мгновенный ответ: «Да!».

В последние дни учебного года мы посетили занятие клуба «IT- Science» в гимназии, на котором совершили «путешествие» в увлекательный и креативный мир проектов гимназистов-скретчеров.

Так, проект ученика 4 класса Кирилла Канцера представляет собой анимированную обучающую историю на тему мира космоса, которая представляет собой мультфильм. Его герой в образе Кирилла совершал полеты на различные планеты и узнавал интересные факты о каждой из них. Автор проекта брал эту информацию из энциклопедий и на различных сайтах. Кирилл показал нам на компьютере, как выглядит программа «изнутри». Она состоит из блоков, как из кубиков. И каждый из них, подобно мозгу человека, отвечает за конкретную составляющую Scratch-истории. Эта – для кота, а эта – для ракеты, а с помощью этой тот или иной персонаж разговаривает.

О своем Scratch-проекте, который был создан четыре года назад, с улыбкой вспоминает восьмиклассник Глеб Калютич. Его работа, реализованная в виде игры «Съедобное-несъедобное», отличается своей оригинальностью. На экране краб делит предметы по принципу съедобное-несъедобное. Сюда ученик добавил еще небольшой «прикол». Рядом он поместил другого краба с длинными ресницами (краб-девушка), и каждый раз, когда мы наводим курсор на нее, краб-парень произносит: «Это моя бывшая подружка».

Особое внимание заслуживают работы ребят, которые были созданы в рамках STEM-проектов “Маятник Фуко» и «Закон Ома», который соединил в себя две учебные дисциплины – физику и информатику.

Только на изучении языков С++ и Scratch в гимназии не останавливаются. В этом учебном году начались занятия по программированию в среде Python. Пройдя соответствующее обучение, Ирина Леонтьевна набрала группу учащихся четвертых классов. В перспективе у педагога – научить программированию в Python большее количество детей. Этот язык открывает много новых возможностей. Он может пригодиться в создании компьютерных и мобильных приложений, при разработке веб-сайтов, в решении задач и в различных научных проектах.

В настоящее время разные языки программирования в стенах учебного заведения под началом Ирины Шелягович постигает около 40 учащихся как из начального, так и среднего звена.

IT-конкурсы, IT-победы и IT-каникулы

Парк высоких технологий регулярно выступает в роли организатора различных мероприятий, акций и конкурсов с целью приобщения детей к миру программирования. Неоднократно в них принимали участие и пробовали свои силы и учащиеся гимназии. Ребята с восхищением вспоминают веб-квест «Время всегда хорошее», который был проведен по инициативе Малой академии Образовательного центра Парка высоких технологий. В нем приняла участие и команда «Патруль будущего» в составе гимназистов Михаила Нестюка, Яна Евсея, Дарьи Ляховчик. Ребята совершили увлекательный онлайн-квест – на протяжении определенного времени выполняли различные задания. В итоге заняли 2 место. Награждение состоялось в стенах родной гимназии, куда приехали представители ОЦ ПВТ. А вот в международном сетевом проекте «Миллион приключений» юные программисты заняли первое место. В команду тогда входили: Михаил Нестюк, Ян Евсей, Дарья Ляховчик, Глеб Калютич, Никита

Крейдич, Герман Хмилевский. Ребята совместно трудились над проектом, каждый добросовестно выполнял свою часть задания. Работали с гугл-картами, онлайн-досками, создавали

гугл-сайт. В итоге, получилось все супер – первое место в международном конкурсе. Это не полный список успехов юных программистов гимназии.

В декабре 2019 года учащиеся побывали в офисе британской IT-компании «Годел технолоджес» в Минске, которая является резидентом Парка высоких технологий. Эта поездка проходила в рамках акции «Зимние каникулы в ПВТ». Учащиеся заслушали выступления разных спикеров, которые рассказывали ребятам о профессии программиста, современных IT-технологиях, дружественной атмосфере в коллективе компании. Ребята с интересом слушали, задавали вопросы и в итоге получили заряд положительных эмоций от посещения IT-компании.

Как результат плодотворного сотрудничества учебного учреждения с Парком высоких технологий – мебель для компьютерного класса, которую ПВТ подарил гимназии.

«Родители поддерживают меня в желании изучать программирование»

Мы также предложили сказать несколько слов самим ребятам, занимающимся в клубе «IT-Steans». Нравится ли им изучать языки программирования? Восьмиклассник Глеб Калютич осваивает IT-технологии уже три года и достиг определенного уровня в этой сфере. Ему очень нравилось программировать в Scratch, сейчас программирует в С++ и с не меньшим энтузиазмом осваивает Python. В будущем подросток хочет стать разработчиком компьютерных игр. Его одноклассник Герман Хмилевский с радостью принимает активное участие в различных конкурсах. Особенно хорошие впечатления у него остались от международного проекта «Миллион приключений». Сейчас юноша изучает язык С++и готовится к предметной олимпиаде по информатике. Ему нравится создавать программы и решать задачи в данной среде программирования. Герман изучает эту кухню и в свободное время дома, а также недавно увлекся созданием анимации. А касаемо Scratch Герман выразился так: «Я очень рад, что работал в этой программе раньше и даже сейчас иногда захожу в нее, чтобы что-нибудь создать и «вспомнить молодость»!»

Ребята – учащиеся гимназии уже прошли ряд ступенек в изучении IT-технологий, но, конечно, многое им еще предстоит освоить. Если они всерьез решили стать в будущем крутыми программистами, им предстоит еще немало трудиться. Фото Андрея РАССАФОНОВА

А вот другой юный программист Михаил Нестюк самостоятельно осваивает основы 3D-моделирования. Смотрит обучающие видеоролики, пробует создавать что-то самостоятельно. В планах у подростка стать графическим дизайнером.

– Стационарный компьютер у нас дома появился лет 6-7 назад, и раньше родители не разрешали мне проводить за ним много времени. Теперь, видя мое увлечение программированием, победы в конкурсах, поддерживают в этом начинании, позволяют больше времени заниматься дома самому, – признается Михаил.

Ученик 4 класса Костя Веремейчик программирование изучает всего несколько месяцев. Он пришел в гимназию из СШ №2. Однако, несмотря на это, делает большие успехи в данной области знаний. Можно сказать, движется семимильными шагами. Константин не изучал Scratch, но с успехом приступил к освоению языка Python. Его ровесник Кирилл Канцер изучает программирование в течение 2 лет. За это время он успел получить практический опыт в Scratch, а теперь осваивает язык Python. Кирилл, как и многие мальчики, любит играть в компьютерные игры и не исключает возможности, что в будущем будет сам их разрабатывать. Такая же мечта и у четвероклассника Павла Кучинского, который тоже два года изучает Scratch и начал изучать Python. Его одноклассник Максим Марчук также приобретает знания в этой среде программирования. Ему больше нравится решать задачи. В будущем парень наверняка станет программистом.

***

То, что изучают ребята на занятиях клуба «IT- Science», бесспорно, пригодится им в жизни. Вы наверняка спросите, почему важно осваивать программирование еще со школьной скамьи? Современные тенденции в мире высоких технологий таковы, что при устройстве на работу в какую-либо из IT-компаний диплома об окончании вуза программисту часто бывает недостаточно. Документ об образовании тут не всегда стоит на первом месте. Куда большую роль играет то, что ты реально умеешь делать за компьютером. Поэтому и есть смысл с юных лет изучать программирование, на протяжении ряда лет повышая свой уровень, поступить в вуз и параллельно с учебой работать, чтобы, этак, в 23 года устроиться в солидную и перспективную компанию. А может быть, и наоборот. Многие фирмы сейчас берут на работу начинающих программистов с определенной базой и сами же их дообучают, не доверяя никому другому подготовку нужных им специалистов.

Не исключено, что в ближайшем будущем возможность изучать современные и актуальные языки программирования откроется учащимся каждой общеобразовательной школы.

– Кто-то ждет этого будущего, а кто-то его приближает и делает, пытается объять необъятное и руководствуется замечательными словами главной героини произведения «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!», – в завершение нашей беседы произнесла Ирина Леонтьевна.

Андрей РАССАФОНОВ