В ноябре юные исполнители из разных стран – баянисты, аккордеонисты, пианисты и композиторы – вновь имели возможность посоревноваться в мастерстве исполнения музыкальных произведений разных жанров. С 1 по 30 ноября проходил 4-й международный конкурс-фестиваль «Палескі агеньчык». На этот раз у него были две отличительные особенности. Первая – конкурс проводился без своего основателя и арт-директора Юрия Блинова, который умер весной 2019 года от сердечного приступа при прохождении беговой дистанции на экомарафоне в Гомеле. После этого, по решению оргкомитета, конкурс стал носить имя Юрия Блинова (добавилась часть «памяти Юрия Блинова»). Во-вторых, учитывая пандемию, конкурс юных исполнителей прошел в удаленном формате. Не было конкретного места, где могли бы собраться все участники и жюри, зрители. Конкурсанты должны были отправить видео со своим выступлением или партитуру созданных ими музыкальных произведений. А кто станет лучшим, как и всегда, решало компетентное и профессиональное жюри.

Напомним, конкурс-фестиваль «Палескі агеньчык» был организован пианистом-виртуозом из Дрогичина, доктором музыкальных искусств, лауреатом международных конкурсов, композитором и преподавателем Юрием Владимировичем Блиновым. Первый раз в родном городе арт-директора юные исполнители по классу баяна-аккордеона, фортепиано собрались в 2014 году. В следующий раз, уже в 2016-м (международный творческий конкурс проводится в нашем райцентре каждые два года), была добавлена категория «Композиция», а также возрастные группы: «Молодые артисты» (17-20 лет) для пианистов и баянистов, «Дебют» (8 лет и младше) для пианистов. Тогда в конкурсе приняли участие представители 13 стран, как из ближнего зарубежья, так и дальнего, как, например, Китай, США и Турция. Следующий «Палескі агеньчык»-2018 также прошел в Дрогичине с размахом и собрал не меньшее количество исполнителей и любителей классической музыки.

Для участия в конкурсе «Палескі агеньчык»-2020 подало заявку 132 юных музыканта из 8 стран мира: Беларуси, России, Украины, Литвы, Словакии, Германии, Китая и США. Большинство из них представляли нашу страну. Каковы же были условия проведения конкурса-фестиваля в этом году, какие изменения в него были внесены по причине пандемии Covid-19? Он проходил в онлайн-формате. Желающие принять участие в этом творческом состязании должны были подать электронную заявку до 1 ноября текущего года на сайте https://drogichin-competition.org/, вместе с которой – и ссылку на видеозапись исполнения первого тура (для категорий «Фортепиано» и «Баян-аккордеон»). Принять участие во втором туре конкурса могли юные исполнители, которые набрали требуемое количество баллов в первом. Что касается категории «Композиция», то здесь присылать нужно было не ссылку на видеофайл, а партитуры конкурсных произведений. Отбор лучших работ при этом происходил, как говорится, под «вуалью неведения», то есть члены жюри не знали имен конкурсантов и их национальную принадлежность, а только возраст. Во втором туре участникам нужно было прислать ссылку на запись исполнения своего произведения.

В каждой из категорий были определены финалисты, между которыми и развернулась борьба за награды. Участники второго тура, не занявшие лауреатских мест, награждались почетными грамотами (I, II, III) степеней, с присвоением им звания дипломанта конкурса. Обладатель первой премии в одной из возрастных групп, показавший высокое мастерство и выдающиеся способности, мог стать обладателем Гран-при конкурса. Среди юных композиторов также проводился финальный этап. Те, кто не стал лауреатом, но дошел до третьего этапа, были награждены дипломами финалиста. Авторы наиболее интересных композиций, не прошедших в финал, получили почетные дипломы и звание дипломанта конкурса.

Каждому участнику будут высланы грамоты по электронной почте, а лауреатам и дипломантам вручены (или также отправлены по эл. почте) соответствующие дипломы. По условиям конкурса награждаются и преподаватели, которые подготовили конкурсантов. Лауреаты также получат памятные призы, а победители в категории «Композиция» – диски с записью авторского концерта Юрия Блинова.

Кроме того, были учреждены и специальные награды. Участники, которые пробовали свои силы сразу в двух категориях, получат дипломы в номинации «Многогранность». Диплом также ожидает музыканта, который лучше всех исполнил произведение национального композитора. Отличившимся юным пианистам присуждены дипломы Бориса Блоха (член жюри): «За любовь к музыке», а педагогам – «За хорошо составленную программу». Участники конкурса в категории «Композиция» могли претендовать на соответствующую награду «За новый взгляд на фольклорную традицию».

Оценивало выступления юных исполнителей и композиторов высокопрофессиональное жюри из числа известных белорусских и зарубежных музыкантов. Среди них – один из наиболее ярких и самобытных представителей русской фортепианной школы Борис Блох (США), профессор Братиславской консерватории аккордеонист Тибор Рац (Словакия), композитор Валерий Воронов (Германия) и другие.

В организационный комитет конкурса в этот раз вошли: начальник управления культуры Брестского облисполкома Сергей Панасюк (председатель), начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрогичинского райисполкома Инна Проневич (заместитель председателя), заведующий сектором учреждений образования и кадровой работы управления культуры Брестского облисполкома Наталья Шевчук; пианистка, кандидат искусствоведения, солистка Белорусской Государственной филармонии, доцент кафедры специального фортепиано УО «Белорусская государственная академия музыки» Наталья Котова-Громова (исполняет обязанности арт-директора конкурса вместо Юрия Блинова), директор ЧУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сфере IT» Лариса Луцевич (мама Юрия Блинова), директор Дрогичинской детской школы искусств Сергей Подлужный.

Состязания одаренных и творческих юношей и девушек, молодых людей выдалось не менее интересным, чем в прошлые годы, когда конкурс-фестиваль проходил в обычной формате. Было непросто выявить победителей. Кстати, по условиям конкурса, жюри имело право делить премии, то есть звание лауреата I и последующих степеней можно было присуждать сразу нескольким участникам, как и не присуждать никому. Победители определялись также дистанционно в ходе совместных видеоконференций.

Итак, в первый день зимы уже были опубликованы имена лауреатов и дипломантов в каждой из категорий, возрастных групп. Среди самых юных пианистов лучшим был признан Илья Сомов из Могилева, а в средней группе главный приз достался минчанке Анастасии Шимчак (она же и стала обладателем Гран-при конкурса). В старшей группе в категории «Фортепиано» лауреатом 1 степени стала Елизавета Засимович из Витебска. Среди «Молодых артистов» звание лауреата 3 степени было присуждено Марку Иваницкому (Украина).

В категории «Баян-аккордеон» лауреатами 1 степени стали: могилевчанин Дмитрий Шиян (младшая группа), юный музыкант из Минска Сергей Вергейчик (средняя). В старшей возрастной группе лауреатами 2 степени были признаны: Анастасия Жук (Гродно), Владимир Вакулич (Пинск), Мариус Кукшта (Клайпеда, Литва). Лучшим баянистом конкурса среди участников 17-20 лет оказался Иван Волчек из Минска.

Среди самых юных композиторов звания лауреата 1 степени удостоилась Виктория Фесенко (Харьков, Украина) за созданный ею цикл пьес для фортепиано «Фантазии». Сюита для фортепиано в 3 частях «Духи белорусской земли» принесли награду лауреата 1 степени Матвею Ларионову из Минска (средняя возрастная группа). Полина Позняк (Минск) получила соответсвующую награду за свой цикл пьес для фортепиано «Воображение» (старшая группа).

В конкурсе приняли участие и четыре воспитанника Дрогичинской детской школы искусств. Трое из них прошли во второй тур конкурса. Это юные пианисты Евфросиния Шкодюк (педагог Г.А. Быцкевич), Виолетта Наумчик (педагог Г.А. Быцкевич), баянистка Ксения Ляшевич (педагог С.В. Подлужный). Им будут вручены грамоты за выход во второй тур. Юная пианистка Варвара Брич (педагог И.А. Юшковец) получит грамоту участника конкурса.

Андрей Рассафонов
Фото автора