Память о школьных годах

Мой выпуск.

Первое сентября 1963 года. В моей родной деревне Сороцни жизнь бьет ключом. Здесь работает начальная школа, в которой учительствуют три педагога. Мы, первоклассники, с цветами из деревенских палисадников стоим на торжественной линейке. Мы – это Елена Максимович, Николай Максимович, Иван Крейдич, Николай Курович, Мария Крейдич, Любовь Максимович, Надежда Гвоздовская, Любовь Федюкович и я, Нина Федюкович, автор этой статьи. Рядом с нами – наша первая учительница Анна Андреевна Трошко, уроженка Гомельской области. Мы смотрим на нее с восхищением. Тут же, чуть в сторонке, стоят наши папы и мамы.

Как давно это было!.. С того момента, когда для нас прозвенел первый школьный звонок, прошло 60 лет. Увы, невозможно вернуть прожитые годы, счастливую пору детства. Сердце с болью сжимается от воспоминаний.

Анна Андреевна учила нас читать и писать. Запомнилась фраза из букваря: «Мама мыла раму». Одна из девочек прочитала ее по-своему: «Мама мыла шлому». Весь класс покатился со смеху. А к той девочке надолго приклеилось прозвище Шлома.
Считать мы учились по счетам с деревянными кругляшками. И так хорошо это у нас получалось, что когда приехала проверка, то взрослые нам сказали, что считаем мы лучше за продавцов в магазине.

Первый учитель Анна Андреевна Трошко.

А во втором классе нас учила Александра Васильевна Боцех. В то время учитель в деревне был и пропагандистом, и культорганизатором, и артистом. Александра Васильевна проводила среди населения политинформации, организовывала досуг молодежи. Вместе с деревенскими девчатами и парнями она поставила спектакли “Збянтэжаны Саўка”, “Паўлінка” и другие. Все жители Сороцней с удовольствием их смотрели. В деревне долго смеялись, как Савка сидел на яйцах. Почти все сороцнянские парни умели играть на гармошке. Молодежь вместе с учителями выступала в соседних деревнях и даже в райцентре.

Александра Васильевна была человеком большой души, в деревне ее ласково называли Шурочка. В Сороцни она приехала в 1958 году. Родилась Александра Васильевна в Дрогичинском районе, в деревне Попина. Но после вой­ны, когда отец не вернулся из Германии, ее мама вместе с двумя дочками переехала в Пинск и работала там на стройке. В Пинске им выделили жилье.

Я на всю жизнь запомнила, как Александра Васильевна возила нас, своих учеников, маршрутным автобусом на экскурсию в Пинск. Она водила нас на разные аттракционы, в театр и музей. Квартира у мамы Александры Васильевны была маленькая, но нас всех разместили на ночлег. Спали в основном на полу. В квартире были маленькие цыплята, и мы с удовольствием их кормили. После напряженного дня все крепко уснули. И вдруг посреди ночи нас разбудила Мария Павлюкович, которая была немного старше нас. Она во сне громко звала цыплят: «Цып-цып-цып!» До утра мы смеялись и уже не могли уснуть.

А на утро нас ожидала холодная, ненастная погода. Когда мы отправлялись в путешествие, было тепло, поэтому все ехали легко одетыми. Вся семья Александры Васильевны бросилась искать для нас свитеры, другие теплые вещи. Представляете, как мы выглядели в них! Но домой приехали счастливыми. Столько было впечатлений!

Сейчас, через десятилетия, я могу по-настоящему оценить поступок нашей учительницы, которая искренне нас любила и старалась разнообразить жизнь деревенских детишек.

Мы учились в старом здании школы, но уже строилось новое. Александра Васильевна занималась строительством. В 1966 году наша любимая учительница уехала, а в четвертом классе с нами занимался Андрей Андреевич Билевич. Александра Васильевна Боцех через год приезжала в Сороцни, чтобы полюбоваться новой школой. Она даже посмотрела кино: в деревню приезжал киномеханик и в школе показывал фильмы.

В пятый класс мы пошли в Вавуличскую восьмилетнюю школу. Там было два класса. В «А» классе учились вавуличские и дроботские дети. Класс «Б» был сформирован из сороцнянских учеников, но к нам прибавились три вавуличские девочки – Валя Воронович, Мария Жук и Ирина Крейдич. Нашим классным руководителем стал учитель математики Василий Лукич Федюкович, к слову, мой дядя. Он тоже жил в Сороцнях. Подвоза детей в школу, конечно же, не было. Мы добирались в Вавуличи кто как мог. В теплое время ездили велосипедами. А зимой ходили пешком. Снега тогда выпадало много, трещали сильные морозы. Василий Лукич с большим портфелем в руках, широко шагая, прокладывал нам дорогу, а мы гуськом двигались за ним.

Математика – предмет сложный. Учитель немало истрепал с нами нервов на уроках, так как старался, чтобы мы все хорошо знали его предмет. Проверку домашнего задания Василий Лукич начинал со слабых учеников, постепенно доходил до сильнейших. Последней он поднимал меня, и если я не могла ответить, то на мне, как на племяннице, он сгонял всю накопившуюся злость. Многие выпускники потом с благодарностью вспоминали Василия Лукича. Он был требовательным, но сердце имел мягкое. Поставит, бывало, двой­ку, и если ученик плачет, то в конце урока ее сотрет и переправит на тройку или даже четверку. Однажды двой­ку получила и я. Нет, думаю, не буду плакать. Целый урок старательно работала, отвечала по новой теме. Перед звонком на перемену Василий Лукич говорит: “Дай дзённічак!” Он исправил мою двой­ку на четверку.

Слева направо: учитель русского языка и литературы Нина Николаевна Волоско, пионервожатая Мария Васильевна Мироненко, учитель белорусского языка и литературы Нина Александровна Скакун. Вавуличская школа, 70-е годы.

Сегодня хочется вспомнить всех наших учителей. К сожалению, большинства из них уже нет в живых. Радостно, что в Вавуличах по-прежнему живет Мария Витальевна Абрамович, которая почти тридцать лет работала директором школы и преподавала химию. Требовательность и строгость в ее характере гармонично сочетались с милосердием и любовью к детям, умением прощать.

Интересно проводил уроки географии муж Марии Витальевны – Евгений Сергеевич Абрамович. Он сам был мечтателем и нас учил мечтать о дальних странах. Евгений Сергеевич вращал глобус и увлекательно рассказывал про планету Земля. Он интересовался и жизнью своих односельчан, проблемами деревни. Евгений Сергеевич был внештатным корреспондентом районной газеты, он писал о людях, событиях, проблемах деревенской жизни.

Историю в нашей школе вел участник Великой Отечественной вой­ны Адам Филиппович Крутелёв. Он был награжден медалью «За отвагу» и сам стал частичкой героического прошлого родной страны. На сайте «Память народа» читаем: «Награждается стрелок третьей пулеметной роты младший сержант Крутелёв Адам Филиппович за то, что он в бою 24.06.44 г. огнем из пулемета уничтожил четыре немецких солдата во время операции «Багратион». Ученики любили уроки бывшего фронтовика.

Русский язык у нас сначала преподавала Валентина Александровна Крутелёва, а потом Нина Николаевна Волоско. На уроках белорусской литературы Нина Александровна Скакун большое внимание уделяла выразительному чтению по ролям. Нам нравилось перевоплощаться в литературных героев. Помню, как в восьмом классе мы учили наизусть отрывок из поэмы Якуба Коласа “Новая зямля”. Насколько близким и понятным он был для нас, деревенских детей, которые выросли на земле и привыкли на ней трудиться! Позднее, на экзамене, мы писали по этому бессмертному произведению сочинение “Зямля дасць моцы, дасць і сілы. Зямля – аснова ўсёй Айчыне”.

Навсегда в нашей памяти остался учитель немецкого языка Владимир Федорович Гаврилюк, который во время Великой Отечественной вой­ны был переводчиком. На вой­не он потерял ногу и руку. У него были протезы. Немецкий язык нам давался тяжело. Владимир Федорович старался нас научить по-немецки читать и хотя бы немного переводить тексты.

Наталья Никитична Гречко вела у нас уроки рисования. Сама она рисовала как настоящий художник. Наталья Никитична была уроженкой Ленинграда. Но, выйдя замуж, она переехала в белорусскую деревню Дроботы. Этот поступок учительницы всех нас сильно удивлял. Наталья Никитична любила проводить уроки на природе. Мы выходили в школьный сад, рисовали с натуры пейзажи.

А как интересно Дмитрий Степанович Корнейчук проводил уроки физики! Он был добрейшим человеком и на уроках создавал позитивный настрой, серьезнейший предмет преподавал с юмором. Труды у нас вел молодой учитель Сергей Корнилович Хмелевский. Позднее он руководил хлебозаводом в г. Иваново.

Конечно же, нельзя не вспомнить и нашу любимую пионервожатую Марию Васильевну Юрашевич. Выйдя замуж за вавуличского парня, она взяла фамилию Мироненко. Впоследствии Мария Васильевна много лет проработала в СШ № 2 г. Дрогичина. Мы часто встречаемся с ней в Дрогичине, вспоминаем Вавуличскую школу. Навсегда запомнилось, как в восьмом классе, в канун 29 октября, мы вступали в комсомол. Как же старательно мы учили наизусть Устав комсомола, права и обязанности членов ВЛКСМ, принцип демократического централизма, награды комсомола! Принимали нас в Дрогичине, в райкоме. Мы стояли под дверью кабинета и дрожали. Вызывали по одному. Зато сколько радости было, когда нам вручили комсомольские билеты и значки! Добраться домой из Дрогичина было непросто. Дороги были плохие, рейсовые автобусы не всегда довозили до нужной деревни. Так, из Дрогичина на автобусе мы смогли добраться только до Юзефин. А там через лес по слякоти километров семь прошли пешком. Но трудности нас не пугали. Душу согревала гордость за то, что мы стали комсомольцами.

Незаметно пролетели восемь школьных лет. Многие из моих одноклассников поступили в техникумы и профтехучилища. В девятый класс Гутовской СШ из сороцнянских детей пошли я, Мария Крейдич, Николай Курович, Любовь Максимович, Татьяна Протасевич и Николай Максимович, из вавуличских – Аркадий Гребень, Анатолий Гребень, Сергей Воронович, Ирина Крейдич, Мария Жук, Валентина Воронович, из дроботских – Раиса Абрамович. Там мы познакомились с гутовскими детьми, которые стали нашими одноклассниками, – Любовью Прибыш, Василием Прибышем, Еленой Замковец, Ниной Абрамович, Раисой Згадзай, Татьяной Евтухович и Владимиром Гуком.

Мы быстро подружились. Наш классный руководитель, учитель географии Нина Пантелеевна Чекан, сумела сплотить нас в дружный и крепкий коллектив. Меня избрали комсоргом школы. В то время это было очень почетно и ответственно. Благодаря помощи и поддержке завуча по воспитательной работе Богдана Антоновича Вакульчика в школе проводились различные встречи, конференции, вечера, экскурсии, другие увлекательные мероприятия. Богдан Антонович преподавал историю и обществоведение. Он был удивительно талантливым педагогом, умел найти подход к любому ученику. В нем мы видели своего друга.

Различные опыты на уроках химии мы проводили под руководством Марии Вакуловны Сушко. Она умела доступно объяснить даже самую сложную тему. Всегда сдержанная, тактичная, Мария Вакуловна не повышала на учеников голос. Русский язык и литературу преподавала Вера Герасимовна Патеевец. Мы заслушивались ее рассказами о жизни и творчестве русских писателей. Причем Вера Герасимовна часто делилась с нами фактами, которых не было в учебнике.

А вот белорусский язык и литературу у нас преподавала Любовь Захаровна Лукашевич. К каждому ученику она умела подобрать ключик. К уроку наш класс всегда был подготовлен. Все без исключения читали программные произведения. Понятное дело, что на всех в библиотеке не хватало книг. Мы выходили из положения, вместе читая произведение, которое проходили на уроке.

Для учащихся из других деревень работал интернат, ведь тогда школьных автобусов не было. В хорошую погоду мы за семь километров ездили в Гутово велосипедами, а в слякоть и зимой жили в интернате. Так было удобно вместе и книги читать. Заведующая интернатом Екатерина Романовна Губаревич за чтение нас хвалила: «Какие же вы молодцы!» В интернате было весело и интересно. Конечно, мы не были идеальными. И дисциплину нарушали, и к парням на свидания вечерами бегали. Екатерина Романовна нас ругала, а потом смеялась: «Ладно, гуляйте! Ваше время. Только, смотрите, случайно голову не потеряйте».

А голову многие из нас, и я в том числе, начали терять. Прислали в нашу школу молодых учителей: Ивана Ивановича Грицука, который не только преподавал физику, но и был завучем по учебной части, а также учителя физкультуры Василия Петровича Брухана. Мы были еще в девятом классе, а вот десятиклассницы уже строили им глазки. Часто по вечерам в интернате разгорался спор. Одна девочка заверяла подруг, что на нее Иван Иванович смотрит с интересом, другая возражала, что учитель обращает внимание на нее. Мы, младшие, молчали. Я не рискнула рассказывать, что и мне нравится наш молодой учитель физики.

Однажды на уроке Иван Иванович поставил мне двой­ку, и я его надолго возненавидела. А в выпускном классе, в субботу, перед днем рождения Владимира Ильича Ленина, у нас в школе проходил вечер. Каким же было мое удивление, когда наш строгий Иван Иванович пригласил меня на свидание! Я была на седьмом небе от счастья. Семь километров до Сороцней он провожал меня пешком, а потом пешим ходом вернулся в Гутово. В понедельник о наших отношениях с Иваном Ивановичем гудела вся школа. А я просто чувствовала себя счастливой. Отныне физика стала моим любимым предметом, к каждому уроку я основательно готовилась. Когда мы изучали работу магнитофона, то пели песни и записывали их. Было очень интересно. Записали мы и популярную в то время песню:

Ах, мамочка, на саночках
Гуляла я не с тем.
Ах, зачем в полюшке
Повстречала Колюшку,
Ах, мамочка, зачем?

И так много куплетов, в которых назывались самые модные мужские имена.

А с какой настойчивостью мы готовились к урокам биологии, которые вел директор школы, известный во всем районе педагог Владимир Антонович Прибыш. Законы наследственности мы знали не хуже таблицы умножения. В разделе “Вызначыліся працай” книги “Памяць. Драгічынскі раён” есть фотография и Владимира Антоновича. Оказывается, он был награжден медалью «За трудовую доблесть», являлся отличником народного образования БССР. Владимир Антонович был строгим и требовательным, но справедливым педагогом.

Трагичным в истории Гутовской СШ выдался 1973 год. Математику у нас тогда преподавала Нина Константиновна Замковец-­Бондарук. Она умела настолько доходчиво объяснить материал, что математика уже не казалась трудным предметом. Нина Константиновна очень переживала, чтобы мы хорошо сдали выпускные экзамены, не жалела своего времени, много занималась с нами дополнительно. И вдруг в один страшный день ее не стало, наша учительница умерла от коварной болезни. Мы, старшеклассники, ездили на похороны в Антополь, откуда родом была Нина Константиновна. В школу было больно заходить. Нина Константиновна была единственной дочерью у своих родителей, которые в одночасье осиротели.

Материнской ласки и заботы лишился еще небольшой по возрасту сыночек педагога.
Отныне уроки математики у нас вела Тамара Кондратьевна Вакульчик. Она держалась на уроке за голову и жаловалась на сильные боли. Вскоре умерла и Тамара Кондратьевна. У нее осталось двое детей, нам было их очень жалко. Вакульчики жили рядом со школой.

Так в выпускном классе вести математику к нам пришла сестра директора школы Вера Антоновна Прибыш, молодая, стройная, всегда модно одетая. Мы, девчонки, любовались ее сарафанами, другими красивыми нарядами. Говорила Вера Антоновна спокойно, уравновешенно, как и подобало математику. Вскоре после того, как мы окончили школу, умерла и Вера Антоновна. Чем объяснить безвременные смерти трех учителей математики? Злым роком?

Мы помним и нашего учителя немецкого языка Андрея Константиновича Прибыша, и учителя производственного обучения Ивана Павловича Могилянчика, и его жену – пионервожатую Людмилу Леонтьевну.

Дорогой читатель! Нелегко далась мне статья, в которой затронуты судьбы и моих учителей, и моих одноклассников. Нам удалось найти учительницу начальных классов Александру Васильевну Боцех, которая очень обрадовалась нашему телефонному звонку. А также классного руководителя Нину Пантелеевну Чекан. Нашей классной маме исполнилось 95 лет, она живет в Минске у сына. Мы долго разговаривали с Ниной Пантелеевной по телефону. Всем своим ученикам она передала сердечный привет.

Прошли десятилетия. К сожалению, нет больше ни Сороцнянской начальной, ни Вавуличской восьмилетней, ни Гутовской средней школ. В живых не осталось почти никого из наших дорогих учителей. Два года назад от коронавируса умер наш учитель физики Иван Иванович Грицук. Вскоре после окончания школы я вышла за него замуж, вместе мы прожили 48 лет. Он работал директором Немержанской СШ, построил в Немерже новую школу. Педагогический путь Ивана Ивановича закончился в Перковичской школе.

Я благодарна судьбе, что также стала педагогом – учителем русского языка и литературы. Я лично, все выпускники Гутовской СШ 1973 года, благодарна всем нашим учителям за воспитание, знания, терпение и любовь. Слава Богу, что еще живы Мария Витальевна Абрамович, Александра Васильевна Боцех, Любовь Захаровна Лукашевич, Нина Пантелеевна Чекан. А это значит, что я пока еще ученица и должна спешить научиться у них житейской мудрости.

Нина ГРИЦУК (ФЕДЮКОВИЧ),
выпускница 1973 года Гутовской СШ, ветеран педагогического труда, внештатный корреспондент “ДВ”.
Фото из личного архива бывших выпускников.