spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

По маршруту с водителем «Радзіміча»

Дата:

Середина уходящей недели выдалась по-осеннему предсказуемой: «бабье лето» не задержалось, и на город обрушились сильный ветер и дождь. Мимо меня проезжали машины и пробегали, горбясь под ураганными порывами, люди. Я же держала путь к автостанции. Добравшись, поспешила скрыться в зале ожидания. В светлом теплом помещении собралось немало людей. Пожилая женщина с сумками, видимо, совершив нужные покупки, сидела на скамейке. Рядом с ней расположилась девочка-школьница с родителями – семья смотрела видео на телефоне, а невдалеке покупали билеты подростки. Небо за окном было затянуто серыми тучами…

И вдруг в большом оконном проеме мелькнул ярко-желтый автобус, который, без зазрения совести, в тот день можно было сравнить с солнцем. Диспетчер объявляет, что он отправляется по нужному мне маршруту «Дрогичин–Белин». И я вслед за остальными пассажирами спешу занять место в салоне, чтобы составить свое мнение о работе пассажирского транспорта и, как говорят, изнутри узнать, каково это – работать на рейсовом автобусе.

Пассажиры расселись по местам – людей немного, но водитель Юрий Михайлович Савульчик, с которым мне предстояло совершить это путешествие, уверяет – на следующих остановках их станет больше. Проезжая оживленные городские перекрестки, стараюсь разговорить немногословного водителя.

Водитель автобуса Дрогичинского АП-15 Юрий Михайлович Савульчик, который к профессиональному празднику – Дню автомобилиста – отмечен знаком «За безаварийную езду»
Водитель автобуса Дрогичинского АП-15 Юрий Михайлович Савульчик, который к профессиональному празднику – Дню автомобилиста – отмечен знаком «За безаварийную езду»

– Родом я из пригородной деревни – из Заплесья. Окончил школу, отучился в Дрогичинском ПТУ, где, помимо профессии, получил несколько категорий на управление различным транспортом. Некоторое время работал в колхозе на машине, а впоследствии мои родственники, долгое время работающие в местном автопарке, сказали, что там есть вакантные места водителя автобуса и посоветовали обратиться по поводу трудоустройства. Но у меня не было нужной категории, поэтому первоначально пошел учиться на курсы в Брест, и вот – с апреля 2010 года тружусь в АП-15, – рассказывает Юрий Михайлович.

Первую неделю работы на новом месте мой собеседник помнит хорошо – была стажировка на различных марках автобусов. Но больше всего ему понравился «Радзіміч» – желтый автобус, который по управлению схож с автомобилем, лишь отличается более крупными габаритами. Он и был закреплен за Ю.М. Савульчиком, и на этой технике Юрий Михайлович трудится без малого девять лет.

За время нашего разговора пассажиров стало значительно больше – они подсаживаются на остановках возле гостиницы и вокзала. Водитель умело рассчитывает людей, выдавая им билеты.

– О, сколько лет, сколько зим, – говорит один из вошедших пассажиров, видимо, узнав в водителе своего давнего знакомого.

– Да, давно не виделись, – отвечает Ю.М. Савульчик, продолжая выполнять свои обязанности.

Пассажиры рассаживаются на свободные места, и «Радзіміч» продолжает путь. В автобусе становится веселее – люди начинают разговаривать друг с другом, делиться новостями. Тем временем я продолжаю беседу с водителем, стараясь не сильно отвлекать его от дороги.

– Распорядок дня зависит от маршрута, каждый день он разный. Бывает, что приходится вставать в три часа утра, если, к примеру, автобус отправляется в отдаленную деревню Мостки, а иногда поднимаюсь чуть позже. Но, в любом случае, дальше процедура проходит одинаково: путевой лист, проверка на употребление алкоголя и измерение давления в медицинском пункте, получение разрешения от врача и возвращение к диспетчеру, который выдает путевку с маршрутом. Потом иду проверять техническое состояние автобуса и, если все в порядке, еду на АЗС, чтобы заправить технику. Сегодня, например, у меня четыре рейса. Этот, по которому мы едем сейчас, – третий, – объясняет Юрий Михайлович.

Несмотря на то, что людей в автобусе немало, Ю.М. Савульчик говорит, что полностью салон бывает заполнен только в пятницу и воскресенье. А еще – в праздничные дни, когда в городе проходят какие-либо мероприятия. А в будни бывает и так, что автобус везет всего одного-двух человек, что делает рейс нерентабельным. Поэтому, как наблюдает мой собеседник, за девять лет его работы в автопарке многие автобусные маршруты закрылись.

– Помню, что как только я начинал работать, то в Рожное ездили три раза в день, а сейчас в направлении этого населенного пункта – всего два рейса в неделю. По маршрутам автобуса можно хорошо отследить, как вымирают деревни, – говорит Юрий Михайлович.

«Дворники» автобуса смахивают с большого панорамного окна капли дождя. Погода все ухудшается, но водителю это не мешает. Его нелюбимая пора – это лето, когда от контраста температур за бортом транспорта и в кабине запотевают окна, а если их открыть – летит пыль.

– Но все мы разные, у каждого – свои предпочтения по погодным условиям. Я за столько лет уже ко всему привык, и мне ничего критически не осложняет работу. Зимой, правда, иногда возникают проблемы: где-то перемерзает автобус, где-то застрянет в неочищенной от снега дороге. Однажды был случай: поехал в Мостки, и, возвращаясь обратно, в семь утра, автобус забуксовал в сугробах. Пришлось ждать, пока приедут и вытащат. Повезло, что в тот день не было пассажиров, и меня к себе в дом пригласила добродушная бабушка, возле дома которой случилась эта неприятность, – вспоминает случай из практики Ю.М. Савульчик.

За девять лет работы у Юрия Михайловича набрался «крупный чемоданчик» с забавными историями. Они разные, но многие из них хорошо помнятся водителю.

Так, однажды в Дрогичине в автобус зашел мужчина в сильном подпитии, купил билет до Хомска, пошел на заднее сиденье и прилег там. И так вышло, что в тот день по дороге набралось довольно много пассажиров, за которыми пьяный человек не проглядывался. И у входящих людей он не вызывал никаких подозрений: спит себе человек да и спит. На обратном пути в автобус набилось полно народу. И Ю.М. Савульчику нужно было рассчитать всех, выдать билеты, выслушать, где кому надо остановиться. Проехав весь маршрут от Дрогичина до Хомска и вернувшись обратно, водитель с удивлением заметил, что один из его пассажиров все еще спит на задних сиденьях. После того как Юрий Михайлович разбудил его, он начал возмущаться: «Чего так долго едем – когда уже Хомск?».

– Вообще, дебоширы встречаются крайне редко. Но бывает, что вполне адекватные на вид люди начинают возникать без повода, таким образом срывая на нас свое плохое настроение. Я в таких случаях молчу, чтобы позже не возникли проблемы, – продолжает свой рассказ Ю.М. Савульчик.

– Да вы бы знали, какой он хороший водитель, – откуда ни возьмись раздался голос. Повернув голову, я заметила сидящую невдалеке женщину, которая начала хвалить Юрия Михайловича за то, что он всегда аккуратно ведет автобус, подвозит людей к остановкам вовремя и выполняет их мелкие просьбы.

Водитель же скромно промолчал, подъезжая к очередному пункту. Люди, стоявшие на остановке и испытавшие на себе воздействие непогоды, восприняли автобус как спасительную шлюпку и поспешили в нее забраться. Снова – стандартная процедура продажи билетов, завершая которую, Юрий Михайлович поясняет:

– В последнее время у нас нередко возникают проблемы в том плане, что люди, приобретая билет за несколько рублей, протягивают водителю довольно крупные купюры. И не задумываются, что не всегда, особенно если рейс только начался, нам есть чем выдать сдачу.

А еще, по словам водителя, бывает, что пассажиры забывают свои вещи в автобусе. Среди множества потерянных шапок, шарфов и перчаток встречаются телефоны, школьные рюкзаки и паспорта.

– Однажды произошел такой забавный случай – молодая пара ехала в город подавать документы на регистрацию брака. Дорога была неблизкой, поэтому расположились влюбленные с комфортом и не заметили, как из сумки выпали паспорта. Приехав в город, пошли в загс и там обнаружили пропажу – все, свадьба отменяется. Но закончилась история хорошо – они рассмотрели вариант потери документов в автобусе и попросили посмотреть – паспорта действительно нашлись между сидениями, – с улыбкой вспоминает историю Ю.М. Савульчик.

Автобус подъехал к своей конечной остановке, соседствующей с паромной переправой – в Белин. Забрав пассажиров, водитель развернул «Радзіміч» и отправился в обратную дорогу – в сторону Дрогичина. Добираясь до города, Юрий Михайлович рассказал о своей семье.

– В 2011-м году построил квартиру в районе «Санты». Живу там с женой Раисой, которая работает в детском садике №1. У нас двое сыновей – старший Рома окончил школу и учится в Бресте, а младший Паша только пошел в первый класс. Не жалуемся – живем нормально, – поделился мой собеседник и включил на магнитоле музыку.

Автобус мчался по дороге. Между деревнями, по большей части, приходилось проезжать лесистую местность. Сидя в тепле, под тихие звуки музыки, незаметно выпадаешь из реальности и начинаешь любоваться хоть и пасмурной, но все же золотой осенью. Деревья еще не сбросили свою красивую разноцветную одежду, чем создавали сказочную обстановку. За интересной беседой и впечатляющими пейзажами маршрут, длившийся полтора часа, пролетел незаметно. Напоследок, уже подъезжая к городу, спрашиваю у собеседника, поменял бы он свою работу водителя на другую профессию, если бы выпала такая возможность?

– Нет, не думаю, что сделал бы это. Я многим обязан своему трудоустройству – за девять лет получил бесценный опыт, попутешествовал и пообщался с разными людьми. И, к тому же, хобби у меня такое – машины. Люблю их разбирать, чинить, и мне повезло в том, что получилось найти работу, которая совпадает с моим увлечением, – уверяет Ю.М. Савульчик.

В Дрогичин мы вернулись, когда мой рабочий день почти закончился. А Юрию Михайловичу предстояло сделать еще один – четвертый по счету – рейс, так что его трудовая вахта завершится лишь поздним вечером.

Марина ШАФРАН
Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Активисты и общественники Дрогичинщины в рамках республиканского субботника приняли участие в акции «Время помнить»

В данной акции участие приняли Дрогичинская районная организация БРСМ,...

Магазины, рынки, такси, услуги на дому: когда покупателям должны выдавать чек

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, при реализации...

Вспашка и культивация. Как оказывать услуги, не нарушая законодательство

С наступлением весны растет популярность таких видов деятельности, как...

Дроботы и Сороцни: ищем решение проблем

Середина апреля – на календаре 15‑е число, понедельник. Весна...