В прошлом году дрогичинцам посчастливилось узнать, что такое дельтаплан, и полетать на нем. Скоро такая возможность у жителей нашего района будет постоянно. Виталий Лукашевич из Гутово проходит обучение полетам на дельтаплане и уже приобрел свой аппарат. К слову, в нашей стране такое увлечение, к сожалению, не распространено и дельтапланеристов насчитывается всего несколько десятков.
«Авиация затягивает»
Виталий в авиацию пришел не со стороны, с ней была связана его жизнь на протяжении многих лет. Мужчина окончил военное училище и проходил службу на аэродроме в России. Он занимался обслуживанием вертолетов и постоянно участвовал в их контрольных облетах. По роду службы Виталий несколько раз бывал на местах крушений самолетов, однажды и сам чуть не попал в авиакатастрофу: во время полета у самолета отказало два двигателя, и он сделал вынужденную посадку.
– Я в 2000 году уволился. Прослужил 14 лет – это отпечаток на всю жизнь. Мне часто снятся сны, товарищи, с которыми был на учениях, полевых выходах, – рассказывает Виталий Лукашевич. – Авиация заманивает. Прошло время, возникла у меня ностальгия по тем временам, когда я служил на аэродроме. Желание летать было всегда: хотел поучиться пилотированию на автожире, рассматривал вариант приобрести АН-2, остановился на дельтаплане.
Сам Виталий из Бреста, но после окончания военной карьеры поселился в деревне, где жили его дедушка и бабушка, – в Гутово. Занимается сваркой и работает с цветным металлом. Именно наш земляк восстанавливал пострадавший после урагана памятник Наполеону Орде в Иваново. Также Виталий сейчас проходит обучение полетам на дельтаплане у пилота, имеющего допуск к инструкторской работе, с 25-летним опытом.
– Самостоятельного полета у меня еще не было. Я управляю под руководством инструктора. Есть двухместные дельтапланы, в которых у инструктора – дополнительные педали, в них проводится обучение. Я уже налетал 7 часов. Научился выходить на полосу в простых метеоусловиях, выравнивать аппарат, удерживать направление и скорость снижения, – делится подробностями Виталий. – Управлять аппаратом сверху не сложно, нужно понимать критические углы, то есть скорость, углы тангажа и крена, которые нельзя превышать, потому что будет неконтролируемый полет, то есть потеряешь управление.
Как рассказал Виталий, для получения навыка управления дельтапланом достаточно налетать 10 часов с инструктором. А вот для того, чтобы взять на борт первого пассажира, – по правилам, пилоту-новичку необходимо безопасно налетать 30 часов. Начинающий дельтапланерист поделился, что уже приобрел свой аппарат. Он пока частично разукомплектован и находится не в летном состоянии. Виталий отдельно отмечает, что владельцу дельтаплана не требуется проходить огромное количество каких-либо сложных процедур – достаточно только зарегистрировать свой аппарат, так как он весит 115 кг и относится к сверхлегкой авиации.
– Любой может купить себе аппарат: они свободно продаются, новые, б/у, – нет проблем их приобрести. Но ни в коем случае нельзя взлетать самостоятельно, без инструктора, и пытаться делать какие-то подлеты. Потому что первый полет станет последним, – подчеркивает Виталий. – Человек может просто посмотреть видеоуроки в интернете, вроде бы понять что и как, посчитать, что он крутой ас. Далее он пытается взлететь на дельтаплане, повторить то, что видел. К чему это приводит? Человек просто будет неадекватно действовать, неадекватно применять усилия, и, соответственно, у него могут возникнуть критические внештатные ситуации в полете, которые нельзя будет выправить. Знаю столько случаев, когда кто-то купил аппарат и на взлете его перевернул или произошел отказ из-за небрежного отношения к технике.
Форс-мажоры и падения с неба
В первый свой полет, не скрывает Виталий, он испытывал чувство страха, потому что не знал, чего ожидать. Потом, с практикой, научился «чувствовать» дельтаплан, понимать аппарат и нюансы полета. Не все получалось гладко и без ошибок. Однако постоянные тренировки помогают довести все действия до автоматизма.
– Тренировки надо постоянно проводить, чтобы у пилота выработалась мышечная, или по-другому инстинктивная, память: то есть он не должен думать, что делать, – все должно происходить на автомате, – уверен дельтапланерист. – Первое, что нужно понимать и знать, – принципы управления аппаратом, в каких погодных условиях можно летать и как они могут повлиять на полет и, соответственно, на его безопасность. Принимать решение о взлете нужно только тогда, когда дана четкая оценка обстановки и ты уверен в том, что все получится правильно. Перед взлетом каждый летчик должен понимать, что может произойти отказ техники, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, вплоть до того, что на тебя с неба что-то упадет. Ты должен быть морально и физически ко всему готов: то есть во время полета внимание пилота сконцентрировано на всех этих вещах и при необходимости от него требуется быстрое принятие решений и четкие действия.
Виталий Лукашевич считает: чем больше тренировок – тем выше безопасность полета. Ведь она в 99% случаев, с его слов, зависит от человеческого фактора. Случаются и форс-мажорные обстоятельства, отмечает мой собеседник, но в подавляющем большинстве к несчастью приводит ошибка либо пилота, либо обслуживающего персонала.
Дельтаплан имеет простое строение, отмечает Виталий, состоит из дельтавидного крыла и тележки с двигателем. В полете крыло самобалансируется и летит прямо. Направление полета регулируется ручкой-трапецией. Аппарат можно перевозить в автомобиле, так как он разбирается. Виталий поделился средними данными: обычный дельтаплан может пролететь около 10-15 км, диапазон его скоростей составляет от 60 до 130 км/ч. Предельно разрешенная высота, на которую может подняться летчик, – 4000 метров, а с кислородным оборудованием – и до 10 000 метров.
– Все полеты сверхлегкой авиации проводятся по предварительной заявке. Когда у тебя зарегистрирован аппарат, ты подаешь заявку и только после ее одобрения имеешь право летать. В остальных случаях это будет уже несанкционированный полет, его совершать нельзя, – рассказывает о нюансах дельтапланерист. – Также есть места, где летать запрещено, например – над населенными пунктами, за это можно получить наказание и быть привлеченным к ответственности. Летать можно только там, где в случае вынужденной посадки ты не доставишь кому-то проблем. Самый распространенный и безопасный вариант – поле. Кроме того, пилот должен знать местность, над которой летает.
«Большинство даже не успевает испугаться»
Обычно дельтапланеристы проводят обзорные полеты. За время службы Виталий часто летал на самолетах и вертолетах, но, признается, ощущения совершенно не те.
– Полет на дельтаплане – это какая-то магия. Дельтаплан дает полную свободу, ты находишься внутри облака, ты можешь его потрогать руками, ощутить его запах, – отмечает мужчина. – Эти ощущения словами не передашь, их надо пережить в реальности. Один раз был случай: девушка полетела и вернулась вся в слезах, у нее ноги ватные после полета. Пилот спрашивает: «Девушка, вам плохо?». А она плачет: «Нет, мне хорошо». По всей видимости, у нее были такие эмоции, которые девушка даже не смогла высказать.
Чтобы описать ощущение полета, легкость, которые испытываешь в это время, Виталий использует сравнение из детства. Как родители подбрасывают в воздух ребенка, точно так по ощущениям на дельтаплане – как будто сзади кто-то подхватывает и резко-резко поднимает в небо.
– Что удивляет большинство людей при полете на дельтаплане – насколько быстро аппарат взлетает и набирает высоту. Обычно на это уходит 4-5 секунд, всего-навсего. Люди, которые летали на самолетах, думают: ну, сейчас будет происходить какой-то разбег, плавный набор высоты. А тут все не так. Достаточно резко земля уходит из-под ног, большинство даже не успевает испугаться. А дальше ты переходишь в обычный полет, – рассказывает Виталий.
Мужчина объяснил, почему аппарат так быстро набирает скорость: из-за своего небольшого веса – 115 кг. А крыло дельтаплана весит и вовсе 46 кг, хотя выдерживает нагрузку в 3 тонны песка. Именно так его испытывают во время сертификации: крыло нагружают и поднимают, при этом никакой деформации и разрывов ткани не происходит.
Про «молитвы» и положение в авиации
Есть в авиации свои ритуалы и обычаи. Многие знают, что слово «последний» в этой сфере не употребляется – говорят «крайний». Оказывается, как рассказал Виталий, перед полетом не стоит фотографироваться, лучше это сделать после приземления. Также, перечислил он, в авиации нет ничего 13-го: ни борта под таким номером, ни помещения, например. И ни на одном аэродроме вы не найдете черных котов.
– Большинство ритуалов в авиации написаны кровью. Нужно «погладить» самолет, дельтаплан – без этого взлетать нельзя. Летчик всегда выполняет предполетный осмотр, обходит весь самолет, какой бы большой он ни был. Когда осматриваешь заклепки, детали, ты можешь какую-то трещинку на фюзеляже не заметить, а рукой проведешь – опа! – что-то не то. Присмотрелся – и окажется, вовремя заметил. А предполетный осмотр – обязательная вещь: колеса, тормоза, узлы крепления, крыло, тросы – все нужно осмотреть, – рассказывает Виталий и перечисляет дальше: – «Молитва», но не та, которая в церкви. Перед полетом летчики проверяют работу всех устройств, поочередно включают и выключают приборы в кабине пилота. На дельтаплане это упрощенно. Включаешь зажигание, проверяешь работу всех лампочек, приборов, устанавливаешь аэродромную высоту, проверяешь работу трапеции, как ходят педали, командуешь «от винта», то есть нужно убедиться в том, что возле винта никого нет, что ремни пристегнуты. Я всегда записываю на видео свой полет, потом можно сделать работу над ошибками.
Виталий Лукашевич как человек увлеченный авиацией недоволен тем, что эта сфера пришла в упадок в Беларуси. Аэроклубы закрываются, сверхлегкая авиация существует только благодаря энтузиазму.
– Во времена Советского Союза работали 2 аэроклуба в Бресте, он был в Кобрине, Березе, в Дрогичине действовал аэропорт. Система ДОСААФ работала совсем по-другому: всех талантливых ребят, которые могли как-то себя проявить, выявляли еще на уровне школьного обучения. Они на дельтаплане начинали еще в школе летать. Их тогда сразу определяли: вот этот человек – у него моторика хорошая, он будет управлять, он будет летчиком. Ему давали определенное предписание поступать в летное училище и так далее. А сейчас в Беларуси с аэроклубами все очень плохо стало, в Бресте расформированы. Я даже первое время не знал и не мог найти, где мне учиться, – объясняет Виталий. – То же самое с дельтапланами: в советское время аппараты выпускали тысячами, было серийное производство – сейчас их около 30 во всей стране.
Возможно, по большей части в этом и есть причина, почему увлечение авиацией не так распространено у нас. К тому же, многие боятся летать, не верят в себя, что могут освоить эту технику, отмечает Виталий. «Но когда есть стойкое, непреодолимое желание летать – это не препятствия», – подчеркивает он.
Оксана КУЦЕНКО