В прошлом году дрогичинцам посчастливилось узнать, что такое дельтаплан, и полетать на нем. Скоро такая возможность у жителей нашего района будет постоянно. Виталий Лукашевич из Гутово проходит обучение полетам на дельтаплане и уже приобрел свой аппарат. К слову, в нашей стране такое увлечение, к сожалению, не распространено и дельтапланеристов насчитывается всего несколько десятков.

«Авиация затягивает»

Виталий в авиацию пришел не со стороны, с ней была связана его жизнь на протяжении многих лет. Мужчина окончил военное училище и проходил службу на аэродроме в России. Он занимался обслуживанием вертолетов и постоянно участвовал в их контрольных облетах. По роду службы Виталий несколько раз бывал на местах крушений самолетов, однажды и сам чуть не попал в авиакатастрофу: во время полета у самолета отказало два двигателя, и он сделал вынужденную посадку.

– Я в 2000 году уволился. Прослужил 14 лет – это отпечаток на всю жизнь. Мне часто снятся сны, товарищи, с которыми был на учениях, полевых выходах, – рассказывает Виталий Лукашевич. – Авиация заманивает. Прошло время, возникла у меня ностальгия по тем временам, когда я служил на аэродроме. Желание летать было всегда: хотел поучиться пилотированию на автожире, рассматривал вариант приобрести АН-2, остановился на дельтаплане.

Сам Виталий из Бреста, но после окончания военной карьеры поселился в деревне, где жили его дедушка и бабушка, – в Гутово. Занимается сваркой и работает с цветным металлом. Именно наш земляк восстанавливал пострадавший после урагана памятник Наполеону Орде в Иваново. Также Виталий сейчас проходит обучение полетам на дельтаплане у пилота, имеющего допуск к инструкторской работе, с 25-летним опытом.

Виталий Лукашевич с архитектором памятника (фото слева) и на дельтаплане (фото справа). Снимок из архива Виталия Лукашевича

– Самостоятельного полета у меня еще не было. Я управляю под руководством инструктора. Есть двухместные дельтапланы, в которых у инструктора – дополнительные педали, в них проводится обучение. Я уже налетал 7 часов. Научился выходить на полосу в простых метеоусловиях, выравнивать аппарат, удерживать направление и скорость снижения, – делится подробностями Виталий. – Управлять аппаратом сверху не сложно, нужно понимать критические углы, то есть скорость, углы тангажа и крена, которые нельзя превышать, потому что будет неконтролируемый полет, то есть потеряешь управление.

Как рассказал Виталий, для получения навыка управления дельтапланом достаточно налетать 10 часов с инструктором. А вот для того, чтобы взять на борт первого пассажира, – по правилам, пилоту-новичку необходимо безопасно налетать 30 часов. Начинающий дельтапланерист поделился, что уже приобрел свой аппарат. Он пока частично разукомплектован и находится не в летном состоянии. Виталий отдельно отмечает, что владельцу дельтаплана не требуется проходить огромное количество каких-либо сложных процедур – достаточно только зарегистрировать свой аппарат, так как он весит 115 кг и относится к сверхлегкой авиации.

– Любой может купить себе аппарат: они свободно продаются, новые, б/у, – нет проблем их приобрести. Но ни в коем случае нельзя взлетать самостоятельно, без инструктора, и пытаться делать какие-то подлеты. Потому что первый полет станет последним, – подчеркивает Виталий. – Человек может просто посмотреть видеоуроки в интернете, вроде бы понять что и как, посчитать, что он крутой ас. Далее он пытается взлететь на дельтаплане, повторить то, что видел. К чему это приводит? Человек просто будет неадекватно действовать, неадекватно применять усилия, и, соответственно, у него могут возникнуть критические внештатные ситуации в полете, которые нельзя будет выправить. Знаю столько случаев, когда кто-то купил аппарат и на взлете его перевернул или произошел отказ из-за небрежного отношения к технике.

Форс-мажоры и падения с неба

В первый свой полет, не скрывает Виталий, он испытывал чувство страха, потому что не знал, чего ожидать. Потом, с практикой, научился «чувствовать» дельтаплан, понимать аппарат и нюансы полета. Не все получалось гладко и без ошибок. Однако постоянные тренировки помогают довести все действия до автоматизма.

– Тренировки надо постоянно проводить, чтобы у пилота выработалась мышечная, или по-другому инстинктивная, память: то есть он не должен думать, что делать, – все должно происходить на автомате, – уверен дельтапланерист. – Первое, что нужно понимать и знать, – принципы управления аппаратом, в каких погодных условиях можно летать и как они могут повлиять на полет и, соответственно, на его безопасность. Принимать решение о взлете нужно только тогда, когда дана четкая оценка обстановки и ты уверен в том, что все получится правильно. Перед взлетом каждый летчик должен понимать, что может произойти отказ техники, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, вплоть до того, что на тебя с неба что-то упадет. Ты должен быть морально и физически ко всему готов: то есть во время полета внимание пилота сконцентрировано на всех этих вещах и при необходимости от него требуется быстрое принятие решений и четкие действия.

Полет возле г. Иваново. Фото из архива Виталия Лукашевича

Виталий Лукашевич считает: чем больше тренировок – тем выше безопасность полета. Ведь она в 99% случаев, с его слов, зависит от человеческого фактора. Случаются и форс-мажорные обстоятельства, отмечает мой собеседник, но в подавляющем большинстве к несчастью приводит ошибка либо пилота, либо обслуживающего персонала.

Дельтаплан имеет простое строение, отмечает Виталий, состоит из дельтавидного крыла и тележки с двигателем. В полете крыло самобалансируется и летит прямо. Направление полета регулируется ручкой-трапецией. Аппарат можно перевозить в автомобиле, так как он разбирается. Виталий поделился средними данными: обычный дельтаплан может пролететь около 10-15 км, диапазон его скоростей составляет от 60 до 130 км/ч. Предельно разрешенная высота, на которую может подняться летчик, – 4000 метров, а с кислородным оборудованием – и до 10 000 метров.

– Все полеты сверхлегкой авиации проводятся по предварительной заявке. Когда у тебя зарегистрирован аппарат, ты подаешь заявку и только после ее одобрения имеешь право летать. В остальных случаях это будет уже несанкционированный полет, его совершать нельзя, – рассказывает о нюансах дельтапланерист. – Также есть места, где летать запрещено, например – над населенными пунктами, за это можно получить наказание и быть привлеченным к ответственности. Летать можно только там, где в случае вынужденной посадки ты не доставишь кому-то проблем. Самый распространенный и безопасный вариант – поле. Кроме того, пилот должен знать местность, над которой летает.

Во время полета. Фото из архива Виталия Лукашевича

«Большинство даже не успевает испугаться»

Обычно дельтапланеристы проводят обзорные полеты. За время службы Виталий часто летал на самолетах и вертолетах, но, признается, ощущения совершенно не те.

– Полет на дельтаплане – это какая-то магия. Дельтаплан дает полную свободу, ты находишься внутри облака, ты можешь его потрогать руками, ощутить его запах, – отмечает мужчина. – Эти ощущения словами не передашь, их надо пережить в реальности. Один раз был случай: девушка полетела и вернулась вся в слезах, у нее ноги ватные после полета. Пилот спрашивает: «Девушка, вам плохо?». А она плачет: «Нет, мне хорошо». По всей видимости, у нее были такие эмоции, которые девушка даже не смогла высказать.

Фото из архива Виталия Лукашевича

Чтобы описать ощущение полета, легкость, которые испытываешь в это время, Виталий использует сравнение из детства. Как родители подбрасывают в воздух ребенка, точно так по ощущениям на дельтаплане – как будто сзади кто-то подхватывает и резко-резко поднимает в небо.

– Что удивляет большинство людей при полете на дельтаплане – насколько быстро аппарат взлетает и набирает высоту. Обычно на это уходит 4-5 секунд, всего-навсего. Люди, которые летали на самолетах, думают: ну, сейчас будет происходить какой-то разбег, плавный набор высоты. А тут все не так. Достаточно резко земля уходит из-под ног, большинство даже не успевает испугаться. А дальше ты переходишь в обычный полет, – рассказывает Виталий.

Мужчина объяснил, почему аппарат так быстро набирает скорость: из-за своего небольшого веса – 115 кг. А крыло дельтаплана весит и вовсе 46 кг, хотя выдерживает нагрузку в 3 тонны песка. Именно так его испытывают во время сертификации: крыло нагружают и поднимают, при этом никакой деформации и разрывов ткани не происходит.

Про «молитвы» и положение в авиации

Есть в авиации свои ритуалы и обычаи. Многие знают, что слово «последний» в этой сфере не употребляется – говорят «крайний». Оказывается, как рассказал Виталий, перед полетом не стоит фотографироваться, лучше это сделать после приземления. Также, перечислил он, в авиации нет ничего 13-го: ни борта под таким номером, ни помещения, например. И ни на одном аэродроме вы не найдете черных котов.

– Большинство ритуалов в авиации написаны кровью. Нужно «погладить» самолет, дельтаплан – без этого взлетать нельзя. Летчик всегда выполняет предполетный осмотр, обходит весь самолет, какой бы большой он ни был. Когда осматриваешь заклепки, детали, ты можешь какую-то трещинку на фюзеляже не заметить, а рукой проведешь – опа! – что-то не то. Присмотрелся – и окажется, вовремя заметил. А предполетный осмотр – обязательная вещь: колеса, тормоза, узлы крепления, крыло, тросы – все нужно осмотреть, – рассказывает Виталий и перечисляет дальше: – «Молитва», но не та, которая в церкви. Перед полетом летчики проверяют работу всех устройств, поочередно включают и выключают приборы в кабине пилота. На дельтаплане это упрощенно. Включаешь зажигание, проверяешь работу всех лампочек, приборов, устанавливаешь аэродромную высоту, проверяешь работу трапеции, как ходят педали, командуешь «от винта», то есть нужно убедиться в том, что возле винта никого нет, что ремни пристегнуты. Я всегда записываю на видео свой полет, потом можно сделать работу над ошибками.

Фото из архива Виталия Лукашевича

Виталий Лукашевич как человек увлеченный авиацией недоволен тем, что эта сфера пришла в упадок в Беларуси. Аэроклубы закрываются, сверхлегкая авиация существует только благодаря энтузиазму.

– Во времена Советского Союза работали 2 аэроклуба в Бресте, он был в Кобрине, Березе, в Дрогичине действовал аэропорт. Система ДОСААФ работала совсем по-другому: всех талантливых ребят, которые могли как-то себя проявить, выявляли еще на уровне школьного обучения. Они на дельтаплане начинали еще в школе летать. Их тогда сразу определяли: вот этот человек – у него моторика хорошая, он будет управлять, он будет летчиком. Ему давали определенное предписание поступать в летное училище и так далее. А сейчас в Беларуси с аэроклубами все очень плохо стало, в Бресте расформированы. Я даже первое время не знал и не мог найти, где мне учиться, – объясняет Виталий. – То же самое с дельтапланами: в советское время аппараты выпускали тысячами, было серийное производство – сейчас их около 30 во всей стране.

Возможно, по большей части в этом и есть причина, почему увлечение авиацией не так распространено у нас. К тому же, многие боятся летать, не верят в себя, что могут освоить эту технику, отмечает Виталий. «Но когда есть стойкое, непреодолимое желание летать – это не препятствия», – подчеркивает он.

Оксана КУЦЕНКО