ПРАЗДНИК ПРОРОКА ИЛИИ

Пророк Илия родился в северо-восточной части Святой Земли за девять веков до Рождества Христова. Происходил он из колена Левина, из рода Аарона. Незадолго до этого еврейское царство распалось на две части: Иудейское царство и Израильское. В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, а столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли. В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария.
При пророке Илие еврейский народ, населявший Израильское царство, начал отпадать от христианской веры и стал почитать языческих богов, Ваала и других. В правление израильского царя Ахава (877-854 гг. до Р.Х.), Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником веры.
Пророк Илия убеждал царя Ахава отвергнуть идолов и обратиться к истинному Богу, но царь не послушал его. Тогда пророк объявил ему, что три года в Израиле не будет ни дождя, ни росы. Наступили засуха и голод в Израильском царстве. Пророк удалился в пустынное место около ручья, где ворон кормил его. Когда через год ручей высох, пророк Илия пошел на север от Святой Земли, в Сарепту Сидонскую, и поселился у одной бедной вдовы. Вдове нечем было кормить пророка. Из остатков муки и масла она сделала ему лепешку и накормила его. После этого по молитве пророка Илии мука и масло у вдовы никогда не кончались, и она в течение долгого времени кормила себя, своего сына и пророка Илию. Когда сын вдовы неожиданно заболел и умер, пророк воскресил его (3 Цар. 17).
Гора Кармил была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве. Когда прошло три с половиной года от начала засухи, пророк Илия собрал Ахава, народ и жрецов Ваала на горе Кармил. И сказал Илия народу: “Долго ли вам хромать на оба колена. Если Господь есть Бог, то последуйте Ему. А если Ваал, то ему последуйте”. Чтобы узнать, кто есть истинный Бог, Илия предложил построить два жертвенника, возложить на них заколотого тельца, но дрова на жертвеннике не зажигать. Пусть каждый испросит у своего бога огня с неба. Чей бог откликнется и пошлет огонь, тот и будет считаться истинным богом. Все согласились с предложением пророка. Сначала жрецы Ваала стали взывать к своему богу о ниспослании огня. Они кричали, танцевали вокруг жертвенника и бесновались весь день. Илия над ними подшучивал, говоря, что Ваал заснул и поэтому надо кричать громче. Когда стал приближаться вечер, пророк Илия повелел всем собраться у его жертвенника. По его слову вокруг жертвенника в честь истинного Бога вырыли ров и обильно полили дрова водой, чтобы ни у кого не было сомнения в чуде. После этого пророк Илия начал молиться: “Услышь меня Господи. Да познают в сей день люди Твои, что Ты – один Бог в Израиле, и что я раб Твой!”. И ниспал огонь с неба, и пожрал всесожжение, и дрова, и камни жертвенника, и пыль вокруг, и испарил воду, которая собралась во рве.
Великими чудесами Илия много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготовлял путь грядущему Спасителю мира. Пламенное усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих – таковы отличительные свойства этого великого пророка. Современники его, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, как сказано в евангельском чтении: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Вспоминая пророка Илию, и вообще ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля/24 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Пророку Илии молятся во время засухи. Народ верит, что Илия есть распорядитель сил природы.
Протоиерей Иоанн Пинчук,
настоятель Свято-Сретенского храма г.Дрогичина.