Галина Михайловна Степанюк известна во всей Беларуси: жительница Антополя имеет звание «народный мастер» и в 2014 году получила специальную премию Президента «За духовное возрождение». Ценятся работы мастера и за рубежом: в Польше, Франции, Германии, Чехии, Голландии и даже за океаном – в США и Канаде.

«Француженки раскупили в первый же день»

Местная мастерица славится тем, что возродила и ткет пояса со здешними старинными узорами. Также Галина Михайловна восстановила дрогичинскую роспись. Раньше ею наши прадеды украшали куфры. Теперь фляндровка от Г.М. Степанюк красуется на збанках, разносах, самоварах, бусах и других предметах, которые вызывают ажиотаж на международных выставках.

Однако секрет старинных росписи и ткачества достался Галине Михайловне не так просто. Местные старожилы поначалу неохотно передавали свои знания.

– Мы ездили по деревням, первое время мастера не хотели делиться своими секретами. Долго приходилось входить в контакт с людьми, доказывать, что мы действительно хотим сохранить этот вид искусства. И нам начали передавать даже свои приемы с красками, как их разводили. И если мы едем на республиканские, международные фестивали – делаем роспись именно по технологии наших бабушек и дедушек, – отмечает народный мастер.

Благодаря своему творчеству Г.М. Степанюк побывала во многих странах. А куда сама не доехала – добрались ее работы. Они отправлялись в качестве подарка в США, Канаду, Голландию, Финляндию и другие страны.

– На фестивале в Люблине (Польша) молодая пара видела, как я ткала пояс на мастер-классе. Через год или два они меня разыскали и заказали пояса на свою свадьбу, – вспоминает интересный случай Галина Михайловна.

В столице красоты и моды Париже француженки пришли в восторг от расписанных дрогичинским мастером деревянных бус. Их всех раскупили в первый же день фестиваля-ярмарки.

– Француженки сразу завязывали бусы на шею и гуляли в них. Покупали они сразу несколько штук. Первое, что у нас ушло на выставке во Франции, – это наша роспись и соломка, – отмечает Г.М. Степанюк.

Оценили расписанные бусы от дрогичинского мастера и красавицы в Чехии. Оказалось, они идеально подходят к чешскому традиционному костюму девушек. Также свои работы Галина Михайловна представляла на фестивале-ярмарке в Германии.

«Мальчишка долго разглядывал»

Народный мастер подчеркивает, в своем деле главная награда для нее не деньги, а радость и благодарность покупателей. Поэтому зачастую некоторые изделия Галина Михайловна просто дарит людям, которые тронули ее чувства.

– На выставку в Люблин я привезла много расписанных матрешек. Но не в русском стиле, а в нашем – с веночком, в голубом цвете. Полякам они очень нравились. К нам подошли бабушка с мальчиком 5-6 лет. Видно, что денег у них нет. Мальчишка долго разглядывал матрешки, сложил руки и стал просить у бабушки купить одну из них. Бабушка показывает «нет» – и увела его за руку. А я в этот момент вспомнила свою бабушку – взяла самую большую матрешку, догнала их и отдала этому мальчику. Сказала: «Ребенку на память». А мальчик эту матрешку стал целовать. На 2-й день он прибежал ко мне и подарил букетик фиалок. Ради такого стоит творить! Вот это действительно оплата – благодарность! – говорит Галина Михайловна.

Мастер признается, этот букетик фиалок запомнила на всю жизнь. Она часто видит трогательные и искренние реакции людей на свои работы.

– На выставке на День народного единства в Березе ко мне подошла женщина и купила картину – дрогичинскую роспись на стекле. Сказала, что повесит на самое видное место в доме. Потому что, глядя на эту картину, она сразу вспоминает свою бабушку, – приводит случай Г.М. Степанюк.

В основном все сувениры, что делает мастер вместе с детьми на кружках в антопольском Центре ремесел, отправляются в «Бездежский фартушок». И там они быстро разбираются туристами. А вот в Антополе люди берут неохотно. «А что тут, это ж своими руками роблено», – говорят они.

– Я раньше не ездила на праздники деревни – кто там будет сувениры покупать. И была просто поражена, когда в Толково заработали в два раза больше, чем в Антополе. Для деревни это очень много. Теперь мы с удовольствием едем с сувенирами в Пигановичи, Корсунь, Толково, Головчицы, Осиповичи. Кажется, ну зачем это деревенскому человеку, а они берут. Наверно, потому, что каждый вспоминает, как у них когда-то бабушка или еще прабабушка что-то такое делала своими руками, – рассуждает народный мастер.

Есть ценители и среди городских жителей. Например, для молодого мужчины из Дрогичина Галина Михайловна на заказ расписывала разнос. Он занял особое место в коллекции дрогичинца.

Галина Степанюк показывает свои работы: расписанный разнос и традиционная дрогичинская роспись на стекле. Фото Оксаны КУЦЕНКО

«Красивая пятерочка «маме»
и огромная двойка «тебе»

Сложно поверить, но Г.М. Степанюк раньше не умела рисовать и никак не была связана с творчеством. По специальности она хореограф, в свое время окончила Гродненский культпросвет. Когда Галина Михайловна устроилась на работу в Дом пионеров в Антополе, ей предложили еще вести кружок декоративно-прикладного искусства. И она быстро научилась, благодаря детским воспоминаниям и наблюдениям.

– Моя мама очень хорошо рисовала. Семья была бедная, и она делала все игрушки из соломки, чтобы нарядить елку. И я думаю, почему в то время не училась у нее. Сейчас вспоминаю, как она делала, и пытаюсь повторить. Мама умела многое, – отмечает Галина Михайловна.

Сначала Г.М. Степанюк обучала детей делать искусственные цветы. Это умение, к слову, тоже перешло ей из семьи – от тетушки. Потом добавились аппликация и плетение соломкой, роспись. Галина Михайловна также восстановила традиционную для наших мест роспись по стеклу.

– Я вспомнила, что у нас дома висела картина: нарисованный на стекле котик. И у нашей бабушки в деревне Татарновичи тоже была – «Девочка с голубями». И мы потихоньку начали возрождать традиционную дрогичинскую роспись по стеклу. Сначала просто пробовали, рисовали, познавали методом «тыка», – говорит народный мастер.

Галина Михайловна считает и показывает своим примером, что призвание в жизни можно найти в любом возрасте, даже в зрелом, и это никогда не поздно.

– На встрече с одноклассниками – было 35 лет после школы – мои товарищи сразу вспомнили случай. В школе я плохо рисовала. Учитель Алексей Демидович дал задание: нарисовать тарелочку, на ней помидор и огурец. Я пришла домой вся в слезах, потому что знала, что у меня не получится. Мама успокоила меня и нарисовала такой красивый рисунок. Я счастливая понесла его преподавателю. Очень ждала, когда будут отметки, потому что учитель ставил такие маленькие красивые пятерочки. А двойки – очень большие. И вот принесли нам тетради, я открываю, а там стоит красненькая пятерочка и в скобках – «маме», и огромная двойка – «тебе». Одноклассники смеются: «Галина Михайловна, ты сейчас народный мастер Беларуси, и рисуешь, и ткешь. Но ты помнишь тот случай?!» Говорю, помню, – рассказывает Г.М. Степанюк.

«Как дрогичинские ромашки попали в комикс»

«Когда меня спрашивают, как я достигла таких высот, что меня награждают за духовное возрождение, я отвечаю, что просто делаю свою работу. Чем я и сейчас занимаюсь с детьми. Деток ходит много, я их очень сильно люблю», – признается Галина Михайловна.

В Центре ремесел у мастера занимается 4 группы. На кружки приходят дети начиная с младшего школьного возраста и заканчивая девятиклассниками. Некоторые занимаются здесь всей семьей.

– Делаем так, чтобы всем было интересно. В выходные они могут целый день заниматься, их не прогнать. Если ребенок пришел на какой-то один кружок, он начинает ходить и в другие. Мамы видят, что дети выходят отсюда счастливые, с поделками. Все, что они делают, забирают домой, – отмечает мастер.

Сейчас детям не интересно рисовать классические картинки, их привлекают современные герои: смурфики, диснеевские принцессы и другое. Но Г.М. Степанюк удалось совместить тренды и фольклор.

– Мы стараемся им донести, что наша традиционная роспись тоже красива. Допустим, дети рисуют принцессу, и я им говорю, что обязательно, чтобы она была красивой, надо ее украсить стилизованной дрогичинской ромашкой. И постепенно мы пришли к этому. У нас был случай: девятиклассник увлекался комиксами, и он нарисовал череп, а на нем венок из васильков и ромашек дрогичинских. Это был фурор, – смеется Галина Михайловна.

«Задача нас, преподавателей, – вернуть нашей культуре то, что почти утеряно. Возродить и сохранить наши традиции и народные ремесла для детей, истории, независимой Республики Беларусь», – подчеркивает народный мастер.

Оксана КУЦЕНКО