Речевое развитие ребенка является одной из проблем, которые особенно волнуют родителей. По роду деятельности мне приходится сталкиваться с двумя  противоположностями в отношении взрослых к ребенку. Одни родители уже бьют тревогу, если их ребенок  не говорит развернутыми фразами в два годика. Вторые, наоборот, упорно не замечают проблем в речевом развитии ребенка, и только после 3-4 лет обращаются к специалистам. Так что же это – задержка речевого развития?

В возрасте одного года ребенок должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать значение 200 слов. В два года малыш должен строить короткие односложные предложения. Словарный запас к этому времени должен вырасти как минимум до 50 слов. Это самый нижний предел, специалисты обычно ожидают употребления не меньше 100 слов. В два с половиной года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет задавать простые вопросы «что?», «куда?». В  трехлетнем возрасте речь ребенка уже должна объединяться в смысловые предложения.

Основываясь на данных требованиях,  определить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, несложно.  Успокою особо впечатлительных родителей: границы норм речевого развития весьма гибкие, отклонения в два-три месяца – это нормально.

Когда  ребенок  начнет  говорить  и  как он  заговорит,  зависит  от  поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте. Вы, конечно,  знаете,  что  любому  человеку  легко  учиться  приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего дадим себе установку на позитив во всем, что касается развития речи.

Вот несколько советов, которые, надеюсь, помогут вашему малышу быстрее начать говорить:

следите, чтобы ребенок всегда смотрел на вас, когда вы говорите! Дети  учатся  путем  подражания.  Убедитесь,  что  вы сами все слова произносите четко и что малыш видит вашу артикуляцию. Тогда ребенок сможет лучше все понять и быстрее заговорить;

используйте короткие слова, простые и понятные! Маленький  ребенок  не  в  состоянии  понять и запомнить  длинные  и  сложные предложения;

не говорите слишком быстро! Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их;

проговаривайте вслух все, что вы делаете, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда – слушать;

читайте ребенку книги! Не менее 10 минут каждый день, даже больше, если  это  возможно.  Выбирайте книги  с  короткими  текстами  и  яркими  картинками. Задавайте вопросы о том, что прочитали;

ограничивайте просмотр телевизора! Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружится, что  за короткое  время и ребенок, и вы сами стали  зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь вашего малыша;

чаще включайте музыку и песенки для малышей! Музыкальные  произведения  и  детские  песенки  очень  полезны  для  обогащения словарного  запаса  и  развития  слухового  внимания.  Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением;

поощряйте двигательную активность ребенка! Замечено,  что  многие  дети  с  недостатками  речевого  развития  очень  неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше  гуляйте, но не  возите  его  в коляске,  а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.;

развивайте мелкую моторику! О  взаимосвязи  речи  и  движений  руки  знает,  пожалуй,  каждая  мама.  Так  что давайте  вашему  ребенку  краски,  пластилин,  безопасные  ножницы  для  вырезания, нанизывайте  крупные  бусины,  пуговицы  и  покупайте  игры,  которые  требуют определенной  ловкости  пальцев  (например,  «шнуровки»).  Особенно  полезна пальчиковая гимнастика;

исключите любые чрезмерные требования! Обеспечьте  своему  малышу  спокойную,  размеренную  атмосферу,  здоровое питание,  достаточный  сон,  много  гуляйте  на  свежем  воздухе.

Бывает, что ребенок все понимает, а самостоятельно говорить не хочет ни в два, ни в два с половиной года. В таких случаях развитие речи нужно стимулировать специальными занятиями и упражнениями, через игру, через какие-то интересные малышу действия с предметами или картинками. Например, с детьми полутора-двух лет можно заниматься по специальным альбомам по развитию речи для самых маленьких. В таких альбомах предлагаются различные игры, упражнения на понимание речи и подражание, пальчиковая гимнастика и еще много всего интересного и полезного. Занимаясь всего 10-15 минут в день, в скором времени можно добиться появления у малыша простых звукоподражаний и слов, а затем и несложных фраз. Если же перечисленные рекомендации не привели к успеху и ваш малыш упорно продолжает молчать, обратитесь за консультацией к учителю-дефектологу, педагогу-психологу районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Специалисты проконсультируют вас по проблемам развития и воспитания ребенка, покажут, как организовать домашние занятия, при необходимости окажут коррекционно-педагогическую помощь. Приходите к нам, на улицу В. Хоружей, д. 24, или звоните по телефону 3-67-70!

В любом случае не стоит отчаиваться. Ваш малыш все равно самый замечательный, а помочь ему стать еще лучше можете только вы, любящие родители.

Людмила БРАШЕВЕЦ,

учитель-дефектолог районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации