РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Самое важное и впечатляющее событие в развитии детей – это овладение речью. С каким нетерпением обычно ждут родители появления первых слов ребенка! Как хочется, чтобы это маленькое, жизнерадостное существо скорее стало говорящим и понимающим! Овладение речью дает мощный толчок для развития ребенка.

Не всегда ребенок хорошо и вовремя начинает говорить. В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Случается, что задержка речевого развития у детей не вызывает беспокойства у родителей, и, зачастую, они обращаются за помощью лишь когда ребенок уже идет в школу. Однако следует помнить: чем раньше начать работу по исправлению нарушений речи, тем эффективнее будет развиваться ребенок. Поэтому специалисты начинают работу с детьми с раннего возраста.
Чем же вызваны проблемы с развитием речи? Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия) могут приводить к отставанию в развитии речи.
Также на нарушения речи могут влиять заболевания ребенка в первые годы жизни – длительные простудные заболевания, травмы и ушибы головы, ротовой области, наследственные факторы, подражание неправильной речи взрослых.
Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии?
Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:
*в 2-4 месяца появляется гуление;
*в 5-8 месяцев – лепет (важно обратить внимание, много ли мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
*в 10 месяцев – подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
*в 1 год – первые слова-обозначения.
*в 1 год 6 месяцев – подражает взрослому, произнося простые слова;
*в 2 года – в общении с взрослым использует фразу из 2-3 слов.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения на развитие речи, а также разнообразить его речевую деятельность. Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Существует много игр, упражнений, которые помогают развитию речи детей.
Дети очень любят играть с пальчиками. Между движением пальцев рук и речью тесная взаимосвязь – «пальчики помогают говорить».
В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и пальцевой моторикой. Уровень речевого развития также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Для определения уровня речевого развития у детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать 1 пальчик, 2 пальчика, 3 пальчика. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев  — это говорящие дети. Дети, у которых движения пальцев напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, — это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Неоценимую услугу оказывает нам в этом народная педагогика. Игры, сопровождающиеся словами и действиями: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Мальчик-пальчик» — непременный атрибут раннего детства. Чтение незатейливых потешек, песенок, приговорок желательно сопровождать действиями, показом предметов, игрушек, игрой с ладошками и пальчиками. Выполняя движения пальчиками, дети постепенно учатся сопровождать их речью. Пальчиками можно выстраивать различные фигурки: это могут быть и изображения животных, мебели и др. Можно пальчиками рассказать сказки.
На третьем году жизни малыш и его руки по-прежнему в постоянном движении, в работе, в деятельности.  Не  зря  К.И. Чуковский назвал детей от двух до пяти лет гениальными лингвистами. Они начинают узнавать, как устроен мир предметов и слов. Предметы стимулируют активность ребенка. Рисование, строительство, «ручные головоломки» — пазлы, помощь по хозяйству – вот чем заняты руки и мозг ребенка данного возраста.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
Если вы заметили неблагополучие в речевом развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться у специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Адрес, по которому вы можете получить консультацию, пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, посетить занятия, научиться общаться и заниматься с вашим ребенком: ул.В.Хоружей, 24. Наш телефон 3-67-70.
Елена КРАВЧУК,
учитель-дефектолог.