Шесть десятков лет рука об руку идут по жизни супруги Янусик. И хотя брак был зарегистрирован 11 апреля 1961 года, Клавдия Михайловна и Адам Васильевич считают, их семья была создана в Первомайские праздники, когда они сгуляли свадьбу.

 Фото из семейного архива Янусиков

Свадьба была большая, шумная, веселая, как и положено по тем временам, гуляли четыре дня. На хуторе, где жила Клава, цвели вишни. Брат невесты нарубил усыпанной белоснежно-розовыми цветами вишневой поросли и украсил ею грузовик, на котором Адам забирал свою суженую из родительского дома.

Клавдия Михайловна показывает черно-белый снимок, на котором молодожены запечатлены в окружении гостей. Вспоминает, как перед свадьбой они с мамой ездили в Брест, чтобы купить длинное, белое платье, как на «веночках», перед свадьбой, ей шили фату. Конечно же, тогда, в мае 1961 года, Клавдия и Адам мечтали прожить долгую и счастливую семейную жизнь. Но что длиться она будет шесть десятков лет и что будут они принимать поздравления с бриллиантовой свадьбой, даже предположить не могли.

– Хвори не дают покоя, – ничего не поделаешь – возраст. Но самое главное, что мы вдвоем! Шестьдесят лет пролетели как одно мгновение, – произносят Янусики.

Они очень любят песню «Случайность», которую исполняла Анна Герман.

– Эта песня про нас, – говорит Клавдия Михайловна и с пожелтевшего листочка зачитывает стихи Евгения Долматовского:

А мы случайно повстречались,
Мой самый главный человек.
Благославляю ту случайность
И благодарю ее навек.
Представить страшно мне теперь,
Что я ни ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошел,
Тебя не встретил, не нашел.

Они и вправду встретились случайно. Адам Васильевич родом из д. Дуброва. В конце октября 1958 года он вернулся из армии, а в феврале 1959 года уже работал в комитете физкультуры и спорта райисполкома. 16 августа Адама пригласила в гости сестра. Жила она неподалеку, в Людвиново. В здании местной начальной школы молодежь собиралась на танцы. Тот день запомнился Адаму на всю жизнь.

– Она стояла в школьном дворе, у деревянного колодезного сруба. Я впервые видел такую красоту, – одаривая супругу нежным взглядом, произносит Адам Васильевич. – Меня сразу к ней потянуло, и я подошел, чтобы познакомиться. С того мгновения и завязалась наша дружба.

Клавдия Михайловна выросла на хуторе, неподалеку от Людвиново. Она окончила филологический факультет Брестского пединститута им. А.С. Пушкина и учительствовала в Ялочской восьмилетке. Многие молодые люди обращали внимание на девушку, но она даже слышать не хотела о замужестве. Хотя по меркам того времени уже считалась старой девой.

– В 1961 году я работал председателем Гутовского сельсовета, – рассказывает Адам Янусик. – Когда местные жители узнали, что женюсь, в деревне зашумели, мол, невеста старая – 28 лет. А когда увидели Клаву, по деревне пронеслось: «Какая красивая!»

В то время учительница и председатель сельсовета, секретарь парторганизации колхоза «Знамя Ленина» не могли себе позволить обвенчаться. Через церковное таинство венчания они прошли спустя более чем полвека после свадьбы, совсем недавно. В 1961 году Клавдия Михайловна и Адам Васильевич не стали привлекать внимания посторонних людей к регистрации своего семейного союза. В обеденный перерыв жених на грузовике забрал свою суженую из школы и отвез в Дрогичинский сельсовет, где они безо всякой торжественности расписались. Тихонечко, вдвоем, без посторонних глаз они и обвенчались в храме Сретения Господня в Дрогичине.

Вот уже полвека Янусики живут в неприметной «двухэтажке» на ул. Горького в райцентре. По современным меркам их трехкомнатную квартиру с проходным залом можно назвать небольшой. Но как же они радовались, получив от нее ключи, и по сей день чувствуют себя в ее стенах счастливыми. Здесь они вырастили двоих сыновей. Старший, Саша, окончил геофак Белорусского государственного университета им. В.И. Ленина, живет в Бресте. Младший, Сергей, увлекался спортом и поэтому выбрал для себя Минский институт физической культуры и спорта, он обосновался в столице. У Клавдии Михайловны и Адама Васильевича три внучки и четверо правнуков. Главным украшением их квартиры являются многочисленные семейные фотографии, на которых запечатлены свадьбы внучек и другие мгновения из жизни семьи.

– У нас прежде была традиция каждую Пасху и Рождество собираться вместе. Сыновья со своими семьями на эти праздники обязательно приезжали к нам, мы дружно ходили в церковь. И еще была одна традиция – мы обязательно на Пасху фотографировались, – рассказывает Клавдия Михайловна.

Она говорит о семейных традициях в прошедшем времени вовсе не потому, что семья стала менее дружной. Просто теперь из-за пандемии не получается встречаться так, как прежде. Да и собраться всем вместе стало сложнее. Так, одна из внучек со своей семьей живет за океаном, в Америке.

Да, шесть десятков лет пролетели как одно мгновение… Но было это мгновение насыщено множеством событий. После свадьбы Адам Васильевич забрал супругу в Гутово. Они сняли квартиру, Клавдия Михайловна устроилась на работу в Гутовскую среднюю школу.

– Я преподавала белорусский язык и литературу в старших классах, была классным руководителем, – вспоминает она. – Коллектив, как и в Ялочи, здесь работал замечательный. Но не только с коллегами, но и с учениками были тесные, дружеские отношения. В школе организовывались танцы, на которые приходили и учителя с супругами, и старшеклассники. До сих пор мы поддерживаем теплые отношения с некоторыми моими бывшими учениками из Гутовской школы: с Леонидом Шкапичем, например, Михаилом Юрашевичем.

Через 5 лет Адам Васильевич получил назначение на должность секретаря партийной организации колхоза им. ХХ съезда КПСС, центральная усадьба которого располагалась в д. Осовцы, а через год возглавил районный отдел культуры.

Это было время, когда культура на Дрогичинщине развивалась.

– С 1973 по 1985 год повсеместно по деревням строились Дома культуры, библиотеки, клубы, – вспоминает Адам Янусик. – Колхозы и совхозы были богатыми и вкладывали деньги в развитие социальной сферы. Для работы в учреждениях культуры были нужны квалифицированные кадры, и мы направляли молодежь на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения. В те годы на работу пришли Галина Степановна Павлюкович и Зоя Ипполитовна Кравцова. Я не случайно вспоминаю именно их: впоследствии эти замечательные женщины возглавляли отдел культуры райисполкома. И художественная самодеятельность стала подниматься. В 14 из 23 хозяйств района были созданы крепкие хоровые коллективы, в которых участвовали члены правления колхоза, учителя, медики, работники почты и торговли, – по 35-40 человек. Большую помощь нам оказывала музыкальная школа. Педагоги-баянисты репетировали с коллективами художественной самодеятельности как в Дрогичине, так и в сельской местности. Большое внимание развитию культуры уделялось райкомом партии.

Хоры участвовали в районных, кустовых, областных смотрах. Выступлениям предшествовали многочисленные репетиции. Адам Васильевич вечерами и в праздники редко бывал дома. Другая бы женщина на месте Клавдии Михайловны с ума сошла бы от ревности, требовала бы брать ее с собой на репетиции, на мероприятия. Но Клавдия Михайловна предпочитала быть дома, заниматься сыновьями, вести домашнее хозяйство, проверять тетрадки своих учеников.

До выхода на заслуженный отдых Клавдия Янусик преподавала белорусский язык и литературу в СШ № 2 г. Дрогичина. Своей классной мамой ее называют ученики трех выпусков.

– Все они для меня как родные дети, – признается педагог. – Всех помню и люблю. Как-то в феврале, когда в школе проходил вечер встречи выпускников, они гурьбой пожаловали в гости. Вся улица была заставлена машинами. Встречи с бывшими учениками, их звонки – для меня самая большая радость

В 80-е годы прошлого столетия Адам Васильевич возглавлял районную киносеть.

– В то время деньги культуре приносило только кино, – танцы и различные мероприятия были бесплатными. А на киносеанс нужно было купить билет. Заявки на научно-популярные фильмы о выращивании кукурузы, картофеля, других сельхозкультур давали колхозы и совхозы. Колхоз платил за фильм 4 рубля, а сельчане могли посмотреть его бесплатно. Как правило, после научно-популярного фильма показывали художественный: народ валом валил на сеанс. В 80-е годы почти в каждом учреждении культуры имелась широкоэкранная киноаппаратура, – рассказывает Адам Янусик.

На заслуженный отдых он ушел с должности инженера по охране труда колхоза «Рассвет». Переход в статус пенсионера не расстроил Адама Васильевича. Болью в сердце ветерана труда отозвались развал Советского Союза и Коммунистической партии, а позднее – закрытие на селе многих учреждений культуры. Тех самых, которые строились на его глазах и приносили людям неподдельную радость.

…Зачастую в загс молодых людей ведет безудержная страсть, которую они отождествляют с чувством любви.

– Я не могу сказать, что очень уж сильно любила Адася, когда выходила за него замуж, – признается Клавдия Михайловна. – Во всяком случае страсти не испытывала. В душе была теплота, я уважала своего избранника. Взаимное уважение – вот без чего невозможно вместе прожить шестьдесят лет.

Нина ТКАЧУК