Штрихи к истории района. Как обустраивалась культурная жизнь?

20 век до неузнаваемости изменил облик городов, значительно ускорив развитие всех сфер нашей жизни: транспорта, коммуникаций, энергетики. Культурная отрасль, как известно, питается творческими порывами, духовной энергией талантливых людей, но не лишней здесь бывает и материально-техническая составляющая – приобретение нового, современного оборудования, возведение зданий, помещений, отведенных для массового досуга и просвещения. Мы продолжаем рассказывать вам о том, как менялся наш город и район во второй половине прошлого столетия, прежде чем предстал перед нами в своем сегодняшнем облике. На этот раз очередь подошла к культурной сфере. Где и когда появились первые на Дрогичинщине библиотеки, клубы? Какие ансамбли, хоровые коллективы были на слуху во всем районе и за его пределами? Кто из артистов, художников, музыкантов своим усердным трудом прославлял наш край?

С 1965 по 1983 год отдел культуры Дрогичинского райисполкома возглавлял Адам Васильевич Янусик. За этот период, да и после него, в нашем районе была проделана большая работа по становлению и развитию данной сферы.

В послевоенное время, в 50-е годы, в Дрогичине из заведений культуры действовала районная библиотека, и располагалась она на углу улиц Почтовой (сейчас Октябрьская) и Ленина. В небольшом кирпичном здании работало 6 человек. Во взрослой библиотеке – четыре и два – в детской, которая находилась там же. Городской Дом культуры был открыт в бывшем доме ксендза по улице Ленина, где сейчас находится хореографическая школа.

А музыкальная школа в Дрогичине стала действовать с 1960-го года. Занятия проходили в деревянном здании там же, рядом с ГДК, на территории нынешнего мини-рынка. Для просмотра кинофильмов горожане собирались в небольшом зале, мест на 100-120, по улице Веселой. Позже в это здание переедет музыкальная школа.

Практически все постройки, отведенные под городские объекты культуры, были возведены примерно в 20-е годы прошлого века и, естественно, со временем изнашивались, уже не могли соответствовать своему назначению. Поэтому некоторые из них реконструировались, некоторые отстраивались заново. Нынешний городской Дом культуры появился на карте Дрогичина в 1979-м году. Музыкальная школа переехала в здание бывшего кинотеатра на Веселой, а в 2012-м году – в трехэтажную постройку, рядом с гимназией, где ранее располагалось отделение Нацбанка. Кинотеатр на улице Ленина был возведен в 60-х, а библиотека на Карла Маркса в 90-х. Так с течением времени в нашем городе развивалась и обустраивалась культурная инфраструктура. Адам Васильевич отметил, что в те годы люди более массово, чем сейчас, посещали кинотеатр и библиотеку, ходили на концерты.

На селе дела обстояли куда сложнее. Первыми объектами культуры, которые стали появляться в деревнях были избы-читальни. Создавались они по следующему принципу. Работники культпросвета по договору с сельскими жителями завозили в их дома книги, литературу и получалась своего рода библиотека. В таких избах-читальнях, а было их во всем районе около 13, собиралась молодежь, да и люди постарше. Эти сельские библиотеки были своего рода центрами общественной жизни деревень.

Сельские Дома культуры строились в период с 1975-го по 85-й, и была это инициатива колхозов. В некоторых крупных, богатых хозяйствах было создано сразу несколько СДК, в разных населенных пунктах. Например, колхоз-передовик «Родина» располагал пятью сельскими Домами культуры. В то же время создавались и хоровые коллективы, коллективы художественной самодеятельности при клубах. Активно в культурную жизнь района своего населенного пункта вовлекались колхозники, учителя, местные жители, а творческие работники при этом выступали в роли генерирующей силы, обучали и наставляли представителей других профессий.

Всего, как вспоминает Адам Васильевич, в районе было 23 хозяйства, и почти при каждом из них действовали хоровые коллективы. А в таких колхозах, как «Родина», их было целых пять. Частым явлением были смотры хоровых коллективов, в том числе и районный смотр-конкурс. Представители отдела культуры райисполкома часто выезжали в сельские населенные пункты и отбирали там лучшие коллективы и их лучшие номера на районный смотр. В итоге 4-5 «команд» участников художественной самодеятельности попадали на область. В числе лучших на то время были коллективы Суличевского, Попинского, Хомского, Именинского, Антопольского сельских Домов культуры.

Организовывалась и творческая деятельность духовых оркестров. Их на Дрогичинщине в те времена было два: оркестр народных инструментов из числа педагогов музыкальной школы и духовой оркестр работников городского Дома культуры. Для участия в областных марш-парадах, которые проводились ежегодно с 1976 по 80-й в Бресте, два коллектива из Дрогичина объединялись в один численностью около 30 исполнителей. Это мероприятие никого не могло оставить равнодушным: по главной улице областного центра, один за другим, следовали группы музыкантов, выдавая ритмичные и бойкие марши.

Оркестру народных инструментов музыкальной школы в 1985 году было присвоено почетное звание «народный». Неоднократно творческий коллектив становился лауреатом конкурсов и фестивалей, выступал в разных городах СССР и за рубежом. Много лет художественным руководителем оркестра был преподаватель по классу баяна и аккордеона Николай Демьянович Силич.

Из добрых традиций, которые существовали в прежние времена, – фестивали молодежи, проходившие ежегодно под эгидой отдела культуры, комсомола. Местами, где проводились эти веселые празднества, были урочище «Губа» рядом с Огдемером, урочище «Дубовое». Спортивные конкурсы, выступления творческих коллективов, народные гулянья – всем этим славились фестивали молодежи, на которые помимо жителей Дрогичинщины приезжали и гости из соседнего Ивановского района.

Особое внимание следует уделить развитию кинофикации на Дрогичинщине. Художественные фильмы стали завозиться в сельские населенные пункты еще с 50-х годов. Большой популярностью пользовались индийские киноленты, а также отечественные про героев Великой Отечественной и гражданской войн. Нередко для доставки аппаратуры в отдаленные села использовались гужевые повозки с впряженной в них лошадью. Фильмы тогда демонстрировались ежедневно, кроме понедельника. Большая работа по кинофикации была проделана с 1983 по 1988 год, когда районной киносетью руководил Адам Васильевич Янусик. Тогда в 65-ти клубах Дрогичинщины были установлены широкоформатные киноустановки, что позволило показывать кино на больших экранах. В образовательных целях и для показа хороших фильмов в нашем районе был создан единый кинолекторий. Грузовым автомобилем доставлялись киноленты в сельские населенные пункты. На подобных мероприятиях перед зрителями выступали и представители различных профессий, организаций – учителя, работники культуры, специалисты сельскохозяйственной отрасли, в зависимости от темы мероприятия.

Билеты в кино стоили по 20-30 копеек, что на те времена было доступно каждому. Практически всегда в кинозалах был большой наплыв зрителей, и ходили туда люди от мала до велика, включая и пенсионеров. Следует отметить, что районная киносеть в то время действовала независимо от отдела культуры и подчинялась непосредственно управлению кинофикации в Бресте.

Галина Степановна Павлюкович, возглавлявшая отдел культуры райисполкома с 1984 по 1989 год, вспоминает, что с начала 80-х годов по всей стране были созданы культурно-спортивные комплексы с целью сблизить, объединить под одним началом спортивную жизнь и культурную сферу. Так и на Дрогичинщине появился КСК, в который входили спортивные учреждения, учреждения культуры. Регулярно проводилась масса мероприятий, соревнований, творческих вечеров. Нередко и физкультурники пробовали свои силы, выступая на сцене, и, наоборот, люди творчества принимали участие в стартах, соревнованиях, подвижных играх. Не раз по результатам своей работы Дрогичинский КСК был лучшим в области. В 1986 году Галина Степановна, как его представитель, выступила с докладом в Москве на Всесоюзном совещании по работе культурно-спортивных комплексов, проходившем в рамках мероприятий выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Если раньше коллективы художественной самодеятельности имелись только при колхозах, то позже они появились во многих предприятиях, организациях райцентра. Регулярно в городском Доме культуры проходили отчеты-рапорты, на которых руководители выступали с докладом о положении дел, достигнутых результатах, а затем наступала очередь выходить на сцену артистам. Лучшими тогда были самодеятельные коллективы таких организаций, как ПМК-97, ПМК-8, ПМК-3, маслосырзавод, Дрогичинская ЦРБ.

О дальнейшем развитии культурной жизни мы узнали со слов Зои Ипполитовны Кравцовой, которая руководила отделом культуры с конца 80-х по 2000 год. На то время на Дрогичинщине было 12 творческих коллективов со званием «народный». Среди них хор ветеранов, хор работников культуры Дрогичинского района, ансамбль народной музыки и песни «Сваякі», фольклорно-этнографические ансамбли «Таночак», «Купалінка», «Крынічанька» и другие.

В то время танцевальный жанр в работе ГДК вышел на новую ступень. Это произошло благодаря усердной работе и трудолюбию молодого хореографа Ирины Антоновны Цыганчук. Коллектив «Маскарад», которым она руководила, получил звание «образцовый». В Липникском Доме культуры, где работали Ядвига Викторовна Павлючик и Владимир Николаевич Дячок, неоднократно проводился республиканский вокальный фестиваль «Песню берите с собой». Добился успеха и драматический театр Дрогичинского ГДК под руководством Валентины Ивановны Яновец, который в тот период был удостоен звания «народный».

Надо отметить, что на то время практически с нуля начал создаваться известный в наших краях и во всей республике музей народного творчества «Бездежский фартушок».

Каждый период по-своему был значимым для развития культурной жизни нашего края, каждый из работников этой сферы внес свою лепту, заложил свой «кирпичик» в общее дело.

Андрей РАССАФОНОВ