Эта и еще топ-6 стоп-фраз для пенсионеров, после которых нужно сразу положить трубку.
1. «Папа (мама, бабушка, дедушка), я попал в ДТП – спаси!». Если в трубке раздались эти слова, а в придачу плохая связь, да и голос не совсем похож – немедленно бросайте трубку. Мошенники будут твердить, что голос не похож из-за увечий, полученных в ДТП, например, из-за якобы выбитых зубов. Но не верьте этому и также не бойтесь показаться безучастным, когда родной человек попал в беду. Положите трубку и просто сразу же перезвоните по известному номеру своих родных и таким образом узнайте правду.
2. «Я виноват в ДТП (происшествии), нужны деньги, чтобы избежать уголовной ответственности». Запомните, крупные штрафы или моральную компенсацию требуют и выплачивают в судебном порядке. Взятки – вне закона. И с такими предложениями звонят только мошенники.
3. «Ваша дочка (сын, внук) сбила человека, заплатите, если не хотите, чтобы она села в тюрьму». Здесь снова речь заходит о взятке, такие предложения поступают только от мошенников, которые хотят завладеть вашими деньгами. Причем они не соглашаются получить деньги позже, только здесь и сейчас, не давая жертве опомниться. Не стоит им верить.
4. «С вами разговаривает следователь, ваш родственник – виновник преступления». Чтобы втереться в доверие, мошенники могут представляться правоохранителями, врачами, банковскими работниками, курьерами – кем угодно. Помните, что если вам на самом деле звонят из милиции или больницы, то сотрудники представятся по всей форме. И, конечно, выяснять что-то, просить определенную сумму вознаграждения не будут, а если действительно есть какая-то необходимость на самом деле – вызовут в отделение.
5. «С вашей банковской карты хотят снять деньги», «Ваш счет пытаются взломать», «Работник банка задумал похитить ваши сбережения, его нужно изобличить», «На ваше имя оформляют кредит»… Все эти фразы звучат, когда человека пытаются обмануть кибермошенники.
Фишинговые или вишинговые киберпреступления по-прежнему не теряют актуальности. Люди, которые попадаются на уловку мошенников, не просто отдают последние накопления, но часто влезают в долги и кредиты. Спасение одно – услышав эти фразы, прекращайте общение, как по телефону, так и онлайн. Сомневаетесь? Сходите в отделение банка, позвоните по единому номеру и заблокируйте карту. Главное – прервите разговор с мошенником, не отвечайте на незнакомый номер. А также помните о кибербезопасности: не сообщайте номера и данные счета, указанные на карте, не сообщайте секретный код из SМS, не передавайте трехзначный CVV-код и т. д.
6. «Я болен, нужны деньги на лечение». Такие фразы также часто произносятся мошенниками, они могут создать фейковую страницу в соцсетях или взломать страничку знакомого, чтобы потом рассылать «мольбы о помощи». Общайтесь лично со знакомыми или родственниками, перезванивайте им, прежде чем расстаться с крупной суммой.
Всегда разговор с незнакомцем нужно прекратить, чтобы позвонить родным.