Наш Военно-исторический музей им. Д. К. Удовикова занимается поисковой работой. Мы устанавливаем имена не только числящихся неизвестными защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны на территории Дрогичинского района, но и наших земляков, оставивших след в истории, чьи имена оказались забытыми.
Примерно год назад мне довелось встретиться с уроженцем г.п. Антополь Игорем Коцубой, который сейчас проживает в польском Дрогичине-над-Бугом. Он приезжал в качестве переводчика с самодеятельными артистами для участия в торжественных мероприятиях, посвященных Дню города. Во время посещения польской делегацией нашего музея выяснилось, что его дед Павел Стасевич в 30-е годы прошлого века был известным военачальником СССР.
Родился Павел Стасевич в местечке Антополь Кобринского уезда Гродненской губернии 15 марта 1896г. До Первой мировой войны юноше удалось окончить Кобринскую уездную гимназию. А дальше – эвакуация семьи вглубь России, откуда Стасевича и мобилизовали на фронт. В связи с тем, что Павел Григорьевич был крепкого телосложения и физически развитым, его зачисляют в учебную команду Балтфлота. После обучения и принятия присяги «на верность Царю и Отечеству» нашего земляка направили для прохождения службы в экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий». Это был по тем временам современный и хорошо вооруженный корабль. «Стерегущий» ходил в дозоры, ставил мины во вражеских водах, выслеживал кайзеровские субмарины и сопровождал боевые корабли и транспорты.
В феврале 1917г. экипаж перешел на сторону Временного Правительства. Война продолжалась, немецкий флот рвался в Рижский залив. Мужественно сражался экипаж миноносца с немецкой эскадрой в Ирбенском проливе и на Кассарском плесе. В октябре команда экипажа вместе с минной дивизией приветствовала советскую власть. Павла Стасевича экипаж избрал председателем матросского судового комитета.
В начале 1918г. «Стерегущий» поставили на ремонт в доки Гельсинфорса. В это время в России началась Гражданская война. К базе Балтфлота, где шел ремонт миноносца, рвались фины, поддерживаемые немецким экспедиционным корпусом. В этой сложной ситуации советское правительство принимает решение спасать корабли и срочно выводить их в Кронштадт. Для экипажа «Стерегущего», в котором осталось лишь 8 человек, героический Ледовый поход оказался сверхсложным в том числе и потому, что корабль не имел хода. В эти тяжелые дни командование миноносцем взял на себя Павел Стасевич. На буксире у минного заградителя «Лена» из Гельсинфорса они уходили последними. Финский залив был скован льдами. Караван кораблей продвигался очень медленно. В течение перехода эсминец получил две пробоины. Однако благодаря мужеству экипажа корабль удалось сохранить и доставить в Кронштадт. Вот как об этой эпопее писал ее непосредственный участник Павел Стасевич: «Восьмеро спасли эсминец… Те огромные испытания, которые выдержала команда «Стерегущего», не прошли даром. Благодаря им корабль не остался там, где его могли отремонтировать и ввести в состав финского флота. Пушки, радиостанция и часть механизмов использовали для вооружения кораблей, которые доблестно защищали Советскую Республику в 1918-1920гг.».
В период Гражданской войны Павел Стасевич служил в штабе Балтфлота. После войны возглавлял 5-й отдел военной разведки флота и одновременно заочно учился в Военно-морской академии. Карьерный рост нашего земляка был чрезвычайно стремительным. В возрасте 35 лет в 1931г. Стасевич был назначен на должность заместителя начальника штаба флота, а затем и начальником штаба Балтфлота. Через несколько лет Павлу Григорьевичу предложили должность начальника Военно-морской академии и по совместительству редактора журнала «Морской сборник». В этой должности он находился три года. Вскоре Стасевича ждало новое назначение, теперь уже в Москву. Так, в 1936г. наш земляк становится военачальником 2-го ранга в должности начальника штаба Военно-морского флота СССР.
Время было смутное. В 1937г. Сталин приказал «очистить Красный флот от мусора». Павла Стасевича арестовали среди ночи 13 января 1938г.
Из книги Вячеслава Звягинцева «Трибунал для флагманов», Москва, 2007г.: «Всего же с мая 1937-го по сентябрь 1938-го г. на флоте было отправлено в тюрьмы и лагеря более 3000 человек высших моряков из числа командно-политического состава. Это привело к тому, что к началу войны большинство командиров и флагманов не имели боевого опыта. Так, из всего Балтфлота только 4 человека имели опыт участия в Первой мировой войне. На других флотах и флотилиях таких офицеров не было вообще».
Основанием для ареста Павла Стасевича послужили показания бывшего начальника Военно-морских сил РККА, а ко времени ареста заместителя Наркома оборонной промышленности СССР военачальника 1-го ранга Р.А. Муклевича. На следствии Стасевич после издевательств и сильных побоев вынужден был признать свою вину, чтобы дожить до суда.
15 марта 1938г. на заседании Военной коллегии Верховного Суда рассмотрели дело по обвинению Стасевича в участии в контрреволюционной террористической организации. Павел Григорьевич отверг предъявленное ему обвинение и вину свою не признал. Несмотря на это, был признан виновным по всем пунктам обвинения и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией принадлежавшего ему имущества и личных вещей. В этот же день, не дав воспользоваться правом на апелляцию, Павла Григорьевича Стасевича расстреляли. Останки нашего прославленного земляка покоятся в районе московской швейной фабрики «Коммунарка».
Но время все расставило по местам. На 20-м съезде КПСС культ личности Сталина был осужден. Начался массовый пересмотр дел репрессированных.
8 сентября 1956г. коллегия ВС СССР пересмотрела дело адмирала Павла Стасевича и реабилитировала его, сняв все предъявленные обвинения.
Наш музей продолжает работу по уточнению биографии Павла Стасевича. Отправлен запрос в Подольский архив ВС РФ, чтобы получить документы из личного дела нашего знаменитого земляка с указанием его наград.
Сергей ГРАНИК