Традиционно в декабрьской повестке заседаний депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь бюджетный пакет документов на 2026 год. Он объединяет в себе три главных финансовых Закона: «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год», «Об изменении законов» (предметом правового регулирования которого являются налоговые правоотношения) и «О республиканском бюджете на 2026 год». О том, как будет наполняться и расходоваться государственная казна в наступающем году, рассказала депутат Палаты представителей Национального собрания Светлана Бартош.
Социальный приоритет
«Республика Беларусь – социальное государство. Социальная защита вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Именно поэтому и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда) на 2026 год сформирован с учетом тенденций исполнения данного бюджета в текущем году и основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год, – отметила парламентарий. – И самое главное, что человек и его нужды всегда были, есть и остаются в приоритете финансирования следующего года. Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. При этом ее качественные и количественные показатели свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества».
Традиционно главным источником формирования доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование. Данный показатель играет ключевую роль в формировании бюджета фонда, так как на его приходится порядка 93 % всех доходов. Планируемые взносы на государственное социальное страхование увеличены на 3,7 млрд рублей по сравнению с ожидаемым исполнением 2025 года с темпом роста 111,4 %.
Расходы бюджета фонда увеличены на 5,7 млрд рублей по сравнению с ожидаемым исполнением 2025 года, темп роста – 117,3 %.
Основную долю – 80,7 % расходов бюджета фонда – предусматривается направить на выплату пенсий.
«Как и в прежние годы, ФСЗН на 2026 год сформирован с профицитом, а это значит, что определены объемы денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь», – пояснила депутат.
На принципах справедливости
С 2026 года с целью обеспечения понятности восприятия норм Налогового кодекса Республики Беларусь, установления баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства в налоговой системе будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности налогов.
«В основе преобразований – справедливый подход. Нововведения направлены на равное участие граждан в решении важных задач государства и обеспечение равноценной налоговой нагрузки на различные категории плательщиков. Каждый налогоплательщик должен понимать, что обязательные платежи формируют базу для финансирования социальной сферы, здравоохранения, образования, – отметила Светлана Бартош. – Традиционным изменением в налоговом законодательстве является совершенствование базовых ставок с учетом инфляционных процессов, увеличение ставок акцизов с учетом международных обязательств в рамках Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, взимание вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения с учетом экспорта в размере 11,1 млн тонн и цены 240 долларов США за тонну».
В первую очередь изменятся подходы к налогообложению сверхдоходов, сформированных в высокодоходных сферах деятельности и полученных в крупных размерах.
В последние годы налоговой службой сделаны серьезные шаги по улучшению качества предоставляемых услуг. В частности, сегодня любой может удаленно заполнить налоговые декларации в электронной форме и заплатить онлайн.
Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 % к ВВП.
«В целом эффективность налоговой политики определяется общими принципами: механизм должен способствовать динамичному развитию предпринимательской активности, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе. Но это дорога с двусторонним движением: бизнес должен быть честным по отношению к гражданам и стране. Ведь, пытаясь сэкономить на налогах, отчислениях в соцфонды и страховках, некоторые предприниматели применяют хитрые схемы выплаты зарплат «в конвертах». Важно, чтобы сами граждане понимали, что официальная зарплата – это защита самого человека, а налоги – залог развития нашей страны», – подчеркнула Светлана Бартош.
Расходы бюджета
При формировании проекта республиканского бюджета на 2026 год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США – 3,4379.
В 2026 году расходы консолидированного бюджета планируются в сумме 97,2 млрд рублей, или 110,9 % к ожидаемому исполнению 2025 года. В республиканском бюджете – 58,7 млрд рублей, или 110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года.
В структуре консолидированного бюджета на 2026 год расходы на финансирование социальной сферы составляют 41,9 % (13,7 % к ВВП), из них: расходы на здравоохранение – 15,7 % (5,1 % к ВВП), расходы на образование – 16,3 % (5,3 % к ВВП), расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 3,1 % (1 % к ВВП), расходы на социальную политику – 6,8 % (2,2 % к ВВП).
По словам депутата, принятые документы являются результатом компромисса политических, экономических и социальных интересов.