Значительное количество перевозчиков из числа индивидуальных предпринимателей и небольших частных транспортных предприятий после получения лицензии не утруждают себя вопросами ознакомления с нормативными правовыми актами, действующими в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок. Это нередко приводит к нарушению ими лицензионных требований и условий и, как следствие, к прекращению действия лицензии.
Каковы же наиболее типичные нарушения, допускаемые перевозчиками?
Во-первых – это выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не прошедшего гостехосмотр.
Во-вторых – отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Нередко подобное нарушение совершается в связи с неуплатой перевозчиком второй части страхового взноса.
Нередко перевозка пассажиров осуществляется без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
Грубым нарушением является и случай, если водитель не прошел предрейсовое медицинское обследование или обязательное медицинское переосвидетельствование.
Лишение лицензии грозит и за привлечение к выполнению автомобильных перевозок водителей, уровень подготовки которых не соответствует требованиям, установленным законодательством. Например, к выполнению междугородних и международных перевозок пассажиров автобусами категории М2 (до 5000 кг) допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 2-х лет. При этом информация о стаже работы водителя должна подтверждаться документально (трудовой книжкой, выпиской из приказа, справкой) и храниться у нанимателя.
Недопустимо использование автомобиля-такси для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа.
Ну и наконец – отсутствие в течение более одного месяца должностного лица, на которого возложена ответственность за организацию и выполнение автомобильных перевозок. Подобное нарушение происходит либо по истечении пятилетнего срока действия свидетельства о переподготовке специалиста, либо после увольнения специалиста.
Необходимо отметить, что перечисленные нарушения влекут за собой также и административную ответственность. Поэтому выполнение перевозчиком перечисленных требований позволит не только сохранить лицензию, но и избежать существенных финансовых затрат в виде штрафа и возможной конфискации дохода, полученного в результате подобной деятельности.
Геннадий САВЧУК,
начальник регионального отдела контроля
транспортной деятельности в г.Пинске филиала
Транспортной инспекции по Брестской области