Не так давно мы писали о Ване Касперуке, мальчике с ДЦП, которому требовался имитатор ходьбы «Имитрон». Благодаря пожертвованиям необходимая сумма была собрана, и счастливые мама Галина и Ваня смогли приобрести тренажер. Сейчас нуждается в помощи еще один дрогичинец – 16-летний Костя Гражевский.

Направление на УЗИ стало знаком свыше

У Кости – низкодифференцированный рак тимуса. Уже год он борется с болезнью, прошел 11 блоков химиотерапии. Но еще до постановки диагноза Косте сделали несколько серьезных и сложных операций – торакоскопию и биопсию. Сейчас, в связи с коронавирусом, парень находится дома и продолжает лечение препаратами.

– Плохо ему никогда не было, и даже сейчас он скажет: «Я чувствую себя хорошо». Конечно, после 11 блоков химиотерапии ему очень тяжело, но он никогда не признается, что у него что-то болит. Даже врачам во время обходов, – поделилась мама парня Руслана Гражевская.

О болезни Кости семья узнала в июле 2019 года, когда он проходил медосмотр перед школой. Руслана Евгеньевна называет «наведением свыше» предложение педиатра сделать УЗИ брюшной полости.

– Так как Костя находится в допризывном возрасте, во время учебного года ему предстояло сделать полное обследование. Так как летом были свободные места на УЗИ, нам предложили его пройти уже тогда, и мы согласились. Доктор, смотревший брюшную полость, обнаружил непонятное образование. Потом нам сделали флюорограф, КТ, предполагалось что-то одно, потом другое. Нас очень быстро направили в Минск. Дай Бог здоровья врачам, Александру Бовсюку, Лилии Коховец! Некоторые проходят долгий путь, теряют недели, месяцы, пока попадут в то место, где им помогут, – отмечает Руслана Гражевская.

«Долгое время не произносили друг другу вслух, что это рак»

В Боровлянах Костя и его мама провели год, приезжая между блоками химиотерапии домой на пару дней. Первых 2 месяца они не покидали стен РНПЦ, этот период был самым сложным.

– Мы никогда в жизни не лежали до этого в больнице. Да, он болел, но, как и все дети, простудой. Первое время был шок, непонимание, где ты и что происходит. Когда попадаешь туда на долгое время, живешь как в семье и приходится жить как в семье – друг друга поддерживать. Там очень добрые люди и работают, и лежат, приходят волонтеры, – рассказывает Руслана Евгеньевна. – Нам только в течение месяца поставили диагноз. Косте брали биопсию проколом грудной клетки. Он лежал в реанимации 5 дней. Для меня это было очень тяжело, операция казалась сложнейшей. Я потом поняла, что все не так страшно: там врачи очень квалифицированные и делают просто невероятные операции.

«Из этой ситуации мы поняли, что все очень сложно, но мы надеялись: будет что-то такое, что наши врачи очень хорошо лечат. Подтвердилось, что у нас… Мы даже долгое время не произносили друг другу вслух, что это рак, что это опухоль, что это злокачественное образование. Просто говорили, что мы болеем. Косте было очень тяжело, хотя он никогда не подавал виду, даже жилкой лица. Сейчас сын сам корректирует свои благотворительные объявления, стал спокойнее относиться к этому диагнозу», – признается Руслана Гражевская.

Врачи поставили Косте очень редкий диагноз. Неоднократно менялась схема лечения. Каждый раз, когда уровень лейкоцитов в крови понижается, Косте необходимо следовать многим ограничениям, в том числе – и в еде.

– Я просила врача при обходе не называть диагноз, просто говорили «образование». Получилось само собой, он воспринял это на слух, много информации без меня прочитал, еще меня в некоторых вопросах может просветить. Напрямую такого разговора у нас не было, – вспоминает мама Кости. – Опухоль была огромная, она прижимала легкое, оно практически не дышало. Мы не замечали никаких изменений, и Костя говорит, что его ничего не беспокоило. Ребенок гулял, ездил на велосипеде, купался, ходил на футбол. Он был всегда худощавый, и я даже шутила, что летом, раз спишь допоздна, я буду все равно будить на завтрак: поешь и можешь дальше спать. Он выполнял всю работу по дому. Когда что-то делал без особой охоты, мы думали, что он просто ленится в силу своего возраста. Теперь, возвращаясь мыслями назад, нам кажется, что ему уже тогда было тяжело, была слабость. Но он, в силу своего характера, не признался бы.

«Он жил тем, что скоро домой»

Старший ребенок в семье Гражевских, дочка Катя – профессиональный спортсмен, занимается метанием молота. О болезни брата она узнала перед сложными и ответственными соревнованиями в Европе. Непосредственно перед вылетом Катя навестила Костю в больнице.     

– Конечно, я не договаривала всего, что знала. Она уже дома перегорела – и соревнования ей были не нужны, – рассказывает Руслана Евгеньевна. – После года, проведенного в Боровлянах, когда мы приехали домой, я посмотрела на свою младшую дочь Ксению с другой стороны. Я увидела, что она за год выросла. И без меня. Она повзрослела не только физически, но и морально.

Друзья и одноклассники знают о болезни Кости, поддерживают и навещают его, когда он дома. Педколлектив гимназии, учащиеся и родители также не остались в стороне, поддержав семью Гражевских финансово и морально.

– Коронавирус не в нашу пользу. Вроде и есть возможность приехать домой, пообщаться с друзьями, и в то же время из-за эпидемии мы ограничили контакты, стараемся себя поберечь, – отмечает Руслана Евгеньевна. – Когда Костю положили в больницу, первое время он не выходил на связь с друзьями. Тогда они писали Кате. Костя до последнего ничего не говорил друзьям, потом мы с ним все обсудили, и он сам рассказал друзьям о том, что болеет.

«После химиотерапии, если анализы в норме, мы ездили домой. Дома удавалось побыть максимум 5 дней – и отправлялись обратно. Оставаться в больнице он просто не мог. Костя жил тем, что понимал: сегодня я прокапаюсь и через 3 дня буду уже дома. Впечатления о больнице для него очень тяжелые и любые напоминания о ней ему неприятны», – делится мама Кости.

«Хотелось бы услышать заветные слова, что сбор закрыт»

Безусловно, жизнь семьи Гражевских поменялась. Появился другой взгляд на окружающее, другие ценности и стремления.

– Конечно, мы сейчас все говорим о том, чтобы вылечиться. Остальное отходит на задний план. Нам хочется быть здоровыми и жить обычной жизнью: гулять, дружить, общаться. Мы, родители, не можем позволить себе быть слабыми, опустить руки – кто, если не мы! – подчеркивает Руслана Евгеньевна. – Костя иногда пугает меня фразой: «Я не могу тратить время на ерунду, потому что у меня его нет». Он не увлекается чем-то особенно, но с ним очень интересно пообщаться. Костя много интересуется, читает, знает на самые разносторонние темы.

Во время лечения Гражевских консультировал торакальный хирург, была надежда на операцию, которую медики все же отказались проводить. Тогда семья обратилась за консультацией за границу, благодаря хорошим друзьям им удалось найти немецкую клинику, где готовы помочь Косте. Операция оказалась очень дорогостоящей, предоплата за лечение в Мюнхене на сегодняшний день составляет 15 тысяч 580 евро. На сбор этой суммы осталось чуть больше недели – 21 июня начинается лечение. Ситуация осложняется тем, что благотворительные фонды пока не могут оказать помощь, содействие в сборе средств.

– У нас ситуация очень сложная: необходимо не только удалить опухоль, но и заменить часть сосудов, в которые она вросла. Конечно, я задавала вопросы «Как?», «Откуда?». Никто не знает. Никто не может сказать, как долго это уже было: все случилось за вчера или идет уже годами, – делится мама Кости. – Хотелось бы услышать заветные слова, что сбор закрыт. Это огромная сумма. Большое спасибо гимназии, Попинской школе – они очень помогли. Много помощи пришло из Бреста – от Катиных друзей, преподавателей! Спасибо большое за поддержку – не только делом, но и словом – друзьям, знакомым! У нас в городе очень много хороших людей! Я даже не думала. Люди приходят даже к нам домой, некоторые передают большие суммы, и это те, у кого, может быть, и такая же беда, и даже похуже. Огромное им спасибо!

Надеемся, благотворительный сбор получит внимание и поддержку не только от населения Дрогичинщины, но и от местной власти. Поможем все вместе Косте выздороветь! Перечислить средства можно на благотворительные счета BELARUSBANK на имя Гражевская Руслана Евгеньевна:


BY27 AKBB 3134 0000 1688 1132 0808 (USD)

BY12 AKBB 3134 0000 1688 2132 0808 (EURO)

BY42 AKBB 3134 0000 1688 3132 0808 (BEL RUB)

BY94 AKBB 3134 0000 1688 3132 0808 (RUS RUB)

SWIFT-ALBPPLPW PL 56 2490 0005 0000 4000 9230 3360 (POLISH GOLD)

6711 7700 1356 4955 (09/22) – карта BELARUSBANK

5323 0800 9121 4883 (07/21) – карта BELAGROPROMBANK

4790 8200 1890 1824 (02/22) – карта Украины ОЩАДБАНК

А также телефон, на который можно перечислить средства:
+375 (29) 563-70-13 


Оксана КУЦЕНКО
Фото из личного архива семьи Гражевских