В КОЛЛЕКТИВНОМ СОТВОРЧЕСТВЕ

Достоинство, авторитет, образовательную и воспитательную состоятельность любого учебного учреждения – будь то современная гимназия или малокомплектная школа в сельской глубинке – прежде всего определяют люди, которые там работают. Свое немалое богатство – знания – учителя передают тем, кто впоследствии станет продолжателем во всех сферах жизнедеятельности, в том числе – и в педагогике. И у Зои Романовны Сакович, которая в свое время училась в небольшой школе в деревне Великий Лес (теперь она уже закрыта из-за нехватки учеников) были хорошие преподаватели – Надежда Николаевна Ковальчук, Мария Александровна Зинович и другие. Они во многом и предопределили ее профессиональный выбор.

Получив базовое образование, Зоя  вместе со своей одноклассницей поступили в педагогическое училище. После его окончания она начала работать пионервожатой в Воловель-ской школе, затем – методистом в районном Доме творчества. Вскоре девушка вышла замуж. И, поскольку ее супруг был из Антополя, уехала жить и работать в поселок. Рождение и воспитание сына и дочери Зоя Романовна совмещала с заочной учебой в пединституте. В Антопольской школе она первоначально работала воспитателем группы продленного дня, а с утра, чтобы не терять впустую времени, ездила (а иногда и ходила пешком) преподавать историю в Головчицкую школу. Так постигалось педагогическое мастерство, обретался опыт и уверенность в профессии.
С 1998 года З.Р.Сакович возглавляет коллектив Антопольской ОСШ. Недавно мы встретились с нею, чтобы поговорить о ее приоритетах в административных делах и в педагогике, в общественной и личной жизни. Но и в этом случае моя собеседница более охотно рассказывала о достижениях и заслугах коллег, чем о своих собственных.
— Зоя Романовна, есть ли у вас принципиальная позиция, каким должен быть современный урок, какие задачи и цели он должен преследовать?
— Я всегда говорю своим коллегам: если по окончании урока вы можете себе ответить, чем возвысили и укрепили в знаниях того ученика, кому все дается легко, и чем заинтересовали, чему научили того, кому предмет дается трудно, значит, время занятий не прошло напрасно. Урок в равной степени должен быть полезен как для одаренных учеников, так и для тех, кто вряд ли станет победителем или призером предметных олимпиад. И в школе, в классе должно быть комфортно всем, потому что каждый ребенок – величайшая ценность, которую нам доверили родители и государство. Исходя из этого, в каждом из своих учеников стараемся находить хорошие личностные, индивидуальные способности и развивать их. Это и есть наша принципиальная позиция.
Что же касается одаренных детей, то в школе работают факультативы, проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия, где они всегда могут получить дополнительные знания.
— Чтобы увлечь других, педагог и сам должен быть творческим, неравнодушным к своему делу человеком. Есть ли в коллективе Антопольской ОСШ такие учителя и каковы их достижения?
— Мне и моим заместителям приходится бывать на разных уроках. Но все мы сходимся во мнении, что занятия по математике, которые проводит Л.П.Галуц, проходят на одной вдохновенной и всем понятной ноте. Вместе с тем, Лариса Петровна – принципиальный и требовательный педагог, и получить хорошую оценку на ее уроках, не приложив к этому максимум усилий, практически невозможно. Поэтому ее педагогический профессионализм и ответственность ежегодно воплощаются в  высоких баллах учеников во время централизованного тестирования.
Сегодня в нашей школе успешно работают призеры и победители районного конкурса «Учитель года» Елена Николаевна Мисюрко, Елена Николаевна Шибун, Мария Михайловна Нестерук, призер конкурса «Молодой классный руководитель» Наталья Петровна Ярмолюк. Многие наши педагоги, такие, как Татьяна Александровна Богатырева, Татьяна Алексеевна Мотузова, Елена Петровна Кочанова и другие включены в состав творческих групп района. Своим опытом они щедро делятся с коллегами, обобщая его в методических журналах, создавая собственные разработки и программы. Так, учитель информатики Елена Павловна Пунько, организовав на доброе дело заинтересованных учеников, вложила весомый вклад в создание сайта школы, который пока остается единственным среди общеобразовательных учреждений района. В журнале «Пачатковая школа» опубликован урок учителя начальных классов Ирины Михайловны Свидерской, а учитель истории Мария Михайловна Нестерук поделилась опытом своей работы с читателями журнала «Экология».
Несмотря на небольшой стаж работы, сразу трех призеров по физике подготовил наш молодой преподаватель Станислав Аруно Юкнявичюс. Верю и надеюсь, что семье молодых  педагогов (жена у Стаса – учитель математики) помогут получить жилье в поселке, и они прочно и надолго закрепятся в нашей школе.
Востребованы способности и знания наших опытнейших педагогов, таких, как учитель трудового обучения А.Г.Буд-Гусаим. По инициативе Алексея Григорьевича и под его непосредственным руководством были осуществлены многие интересные идеи и замыслы. Некоторые из них нашли практические воплощения на пришкольной территории и стали ее оригинальным украшением. Ученики этого педагога ежегодно участвуют и показывают хорошие результаты в районных и областных олимпиадах. Вот и весной  текущего года по итогам областной олимпиады  его воспитанник Геннадий Олиферчик получил Диплом II степени, а за успешное выступление на республиканской олимпиаде награжден Похвальным листом и ценным призом. В настоящее время Геннадий – студент  Мозыр-ского  педуниверситета, будущий учитель трудового обучения. А творческая работа талантливого  учителя А.Г.Буд-Гусаима и одного из его бывших учеников  теперь экспонируется на республиканской  ВДНХ.
— Что еще, кроме результатов преподавательского труда в школе, является предметом вашей директорской гордости?
– Несколько лет назад, во время строительства агрогородка в Антополе, за счет бюджетных средств капитальным образом была отремонтирована и наша школа. Она обновилась и помолодела, засияв чистотой и свежестью. У детей появилась возможность работать на современных компьютерах и постигать знания с помощью мультимедийной установки. Внедряются и другие новшества, хотя все мы понимаем, что самое заметное, самое благотворное влияние на умы и сердца учеников по-прежнему оказывает живое слово учителя, его яркая творческая личность, его заинтересованный подход к делу. И в школе поддерживаются интересные, неординарные уроки и новаторские идеи.
Но при всем этом самым главным достижением считаю обстановку сотворчества детей и взрослых, когда школьный коллектив не делится на ученический и педагогический, а становится единым целым. В значительной степени этому способствуют дни самоуправления, совместные КВН-ы, конкурсы и другие мероприятия, в которых педагоги, не боясь уронить свое учительское величие, участвуют наравне с учениками. Это создает и укрепляет обстановку доверия между детьми и взрослыми в нашем коллективе. И мне, как директору, доставляет большое удовлетворение, когда во время прощального бала наши выпускники подходят и говорят: «Как хорошо было в школе и как хочется задержаться здесь еще хотя бы на годик!». Значит, им с нами было уютно и комфортно, и школьные годы будут отзываться у них добрыми, светлыми воспоминаниями. Ради этого стоит работать.
— Буквально в минувшие выходные был отмечен День учителя. Что пожелаете себе и своим коллегам по случаю недавнего профессионального праздника?
— Прежде всего, чтобы избранная профессия приносила радость и удовлетворение, а наши трудовые усилия вознаграждались признанием учеников и уважением родителей. Своим коллегам и всем педагогам района искренне желаю новых творческих достижений, уверенности в своих силах, здоровья, благополучия и удачи.
При этом давно известно: чем больше мы работаем – тем удачливее…
Беседовала Галина ШАФРАН.
НА СНИМКЕ: З.Р.Сакович (в первом ряду – вторая справа) с учителями Антопольской ОСШ.
Фото автора.