spot_img

В нынешнем году Субботской церкви исполнится 220 лет

Дата:

Храм Божий – это не только место, куда люди приходят удовлетворить свою потребность в близости с Господом, сбросить груз повседневных тягот и переживаний, но и вызывающий восхищение памятник архитектуры, несущий в себе отпечаток минувших дней. Неспроста церкви являются главными достопримечательностями не только в сельской местности, но и в городах, ничуть не уступая замкам, усадебным домам именитых родов. Одной из старейших на Дрогичинщине историко-культурных ценностей является каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Субботы, которая уже не одно столетие собирает в своих стенах верующих. В нынешнем году памятнику архитектуры исполнится 220 лет. По этому случаю мы решили рассказать об основных событиях истории храма.

Начнем с того, что нынешняя деревня Субботы – один из старейших в нашем районе населенных пунктов – располагалась на пересечении важных торговых путей: дороги из Хомска на Антополь, в расширенном плане путь из Киева на Пинск и Брест (часть старого загороднего шляха) и дороги из Дрогичина на Брашевичи, Детковичи и Деревную, в расширенном плане путь из Волыни на Нареву и Понемонье. Земли эти принадлежали Тороканскому монастырю и местные крестьяне считались его подданными. В это время деревня не раз упоминалась в письменных источниках как Другой Торокань, Малый Торокань.

После Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории Речи Посполитой православных и католиков, был основан монашеский орден базилиан. Одним из его центров в Беларуси стал Тороканский монастырь.

Итак, известная нам сегодня православная церковь в Субботах изначально строилась как униатская. Тороканские монахи – базилиане, непосредственно участвовали в работах по возведению храма. Сначала на этом месте была построена каплица, предназначенная для молитвы в отдалении, затем началось возведение каменной церкви из кирпича, деревянной колокольни. Первоначально предполагалось, что церковь должна быть униатской. Об этом говорит и то, что снаружи стены храма имеют ниши для статуй, изваяний святых, что схоже с архитектурными сооружениями западного христианского обряда.

По первоначальному плану церковь в Малом Торокане строилась в стиле позднего «станиславского» барокко и в своем объемно-пространственном решении во многом была схожа с Крестовоздвиженским (фарным) костелом в Лиде. Но позже, в ходе капитального ремонта 1860-х годов, приобрела черты классицизма с элементами народного творчества.

Церковь была достроена в 1797 году. Вскоре после этого она стала православной и, более того, была единственным на Дрогичинщине храмом православного вероисповедания – все остальные оставались униатскими. В письменных источниках того времени упоминается как Тороканская Свято-Пречистенская церковь. В 19 веке она входила в Антопольское благочиние и была центром прихода, включавшим в себя еще и два приписных храма: Богоявленский в Торокани (Именин), Свято-Успенский в Лосинцах. При каждом из них действовали церковные школы, народное училище – в Именине. По данным Литовских епархиальных ведомостей за 1876 год, в приход Свято-Пречистенского храма в селе Торокань входили деревни Улица, Именин, Жестелы, Бродок, Пацы, Субботы, Чикин, Лосинцы, Белин, Сычи, Жигулы, Алексеевичи, Сходы и Татарья, а также Посад-Торокани, имение Чеховцы. В разные годы в этот список добавлялись населенные пункты Осовляны, Окропное, Бурмаки, Тыневичи, Виры, Цыбки, Немержа, хутор Лозьки, поселок Курицк. Указом Святейшего Синода в 1897 году церковь была переименована из Тороканской в Субботскую.

Первым настоятелем храма был Иосиф Теодорович. Позже приход возглавлял его сын – Григорий. Сначала он делал военную карьеру, служил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндского полка, затем получил чин штабс-капитана в 50-м егерьском, ушел в отставку майором. Впоследствии Григорий Теодорович сменил военный мундир на священническое облачение и пробыл в должности настоятеля Субботского храма 17 лет. Среди священнослужителей православной церкви и герой Первой мировой войны Михаил Иванович Ляшук, который участвовал в походах против немцев в 1915 году, награжден орденами Св. Станислава 4-й степени и Св. Анны 4-й степени.

На церковном дворе находятся кресты и могильные камни 19 столетия, где похоронены прежние настоятели, по всей видимости, при жизни пожелавшие упокоиться рядом с храмом. Среди стертых от времени надписей на одном из надгробий можно разобрать следующее: «Священникъ Иаковъ Балабушевичъ …29 ноября 1889 г. 47 г. Священства. 70 г. жизни». Имя настоятеля Якова Балабушевича сохранилось в памяти местных жителей. По их словам, был он человеком очень образованным, душевным. Добрая память среди сельчан сохранилась и о его жене, матушке Анне, которая была умелой портнихой. На занятиях в церковной школе она обучала детей не только грамоте, но и шитью.

Многие жители деревни помнят священника Бориса Новика, который был в должности настоятеля храма с 1953-го по 1962-й годы. Отца Бориса запомнили как человека доброго, любящего детей.

– Ходил он по деревне в штанах-галифе с большими широкими карманами. В них всегда были конфеты, которые батюшка раздавал детишкам, – вспоминает уроженка деревни Субботы.

Местная жительница Надежда Васильевна Горбачук отмечает еще одного настоятеля храма – Ивана Ивановича Бирука, который был очень открыт перед прихожанами и внимателен к ним, бывало, не брал денег с людей за похороны. Известно еще, что у священника было 8 детей.

Печать Субботской православной церкви, 1934 год
Печать Субботской православной церкви, 1934 год

Православный храм в Субботах практически не пострадал в годы военного лихолетья, несмотря на то, что деревня была полностью сожжена оккупантами. Даже во время немецких бомбежек церковь устояла. Лишь один снаряд зацепил ее, оставив небольшую пробоину в алтаре. Церковь находится на улице, названной в честь командира партизанского отряда им. В.П. Чкалова Василия Филина, который погиб на этом месте в бою с оккупантами в августе 43-го.

Даже в период советских гонений на православную церковь храм в Субботах не закрывался, и в нем всегда на службу собиралось много народу. Помимо местных жителей приезжали верующие из других уголков Дрогичинщины.

Субботская церковь Рождества Пресвятой Богородицы не раз ремонтировалась, неоднократно проводились работы по ее реконструкции и в царские времена, и в советский период, и совсем недавно, в 2014-2015 годы. Каждый раз не обходилось без помощи местных жителей, которые всегда дорожили своей святыней. Так и сейчас сельчане принимают активное участие в жизни храма. Среди них нынешний настоятель отец Георгий Локтев особенно благодарен Лидии Антоновне Лучиц, Елене Григорьевне Ровчене, Валентине Кирилловне Супрунович, Михаилу Яковлевичу Андроновичу, Светлане Васильевне Борисюк, а также тем, кто оказал посильную помощь в ремонте церкви в настоящее время, – это Владимир Григорьевич Снитко, Валерий Владимирович Климчук, Наталья Николаевна Локтева, директор ОАО «Брашевичи» Федор Николаевич Жидкович, бывший руководитель сельхозпредприятия «Алексеевичи-Агро» Михаил Николаевич Шульжик.

Сейчас в стенах храма собирается не так много прихожан, как в былые времена, в силу того, что численность сельского населения заметно сократилась, территория прихода уменьшилась, действуют храмы, которые в советские времена были закрыты. Но по-прежнему Субботская церковь Рождества Пресвятой Богородицы всегда рада принять верующих, желающих приобщиться к Богу.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Охрана прав несовершеннолетних при оформлении наследственных прав

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь...

Братья погибли на пожаре в Дрогичинском районе

Вчера в 08.48 на линию «101» поступило сообщение о...

Будьте внимательны при переходе по ссылкам. “Белпочта” предупреждает о мошеннической схеме

РУП "Белпочта" предупреждает о схеме мошенников для обмана клиентов. "Злоумышленники...