На итоговой коллегии главного управления по образованию Брестского облисполкома состоялось награждение лучших педагогов первого региона. Отметили и представителей Дрогичинщины. Так, звания «Отличник образования» была удостоена директор Дрогичинского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Валентина Сергейчик.
Стаж педагогической деятельности обладательницы высокой награды Министерства образования Беларуси насчитывает тридцать два года. Из них почти семнадцать лет, с июля 2008 года, она возглавляет ЦКРОиР. До прихода сюда Валентина Андреевна успела потрудиться завучем по воспитательной работе в среднеобразовательной школе в Кобринском районе, заместителем директора в социально-педагогическом центре. Однако ни место, ни занимаемая должность никак не влияли на безупречное исполнение ею профессиональных обязанностей, а тем более – на внимательное отношение к воспитанникам.
– Быть педагогом – мое призвание. Предрасположенность к педагогической деятельности взрослые заметили в раннем возрасте: я любила возиться с детьми, всячески им помогала. В школе мне интересны были разные уроки. Учитель русского языка и литературы Мира Михайловна Костина была одним из любимых наставников. Впоследствии я поступила на филологический факультет в Витебский государственный университет, по окончании которого вернулась в родную, Дивинскую школу. Семь лет работы там пролетели незаметно. Это был период поиска и интересных творческих открытий, – рассказала Валентина Сергейчик.
Поработав некоторое время, педагог усвоила одну важную истину: каждый ребенок – это маленькое солнце. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ему ярко светить. Именно ее услышала из уст руководителя, которая по дороге в рабочий кабинет намеренно сделала остановку у раскрашенной стены. На ней – «улыбчивое» солнышко согревает лучами счастливую детвору, резвящуюся на полянке. Автором красивого мурала, как оказалось, является одна из сотрудниц Дрогичинского районного социально-педагогического центра. В этом учреждении после учебы в Брестском областном институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования трудилась дипломированный педагог-психолог Валентина Андреевна Сергейчик. Это была ее вторая профессиональная ступенька.
– Специфика работы на новом рабочем месте разительно отличалась от предыдущего. Если на уроках в школе важно было донести до ребенка какую-то тему, то здесь на первый план вышло оказание психологической помощи. К нам, бывало, поступали дети, у которых не были сформированы коммуникативные навыки. Но самое трудное заключалось в следующем – нужно было правильно объяснить воспитанникам, из-за чего они не дома с родителями, по какой причине родная мама их не посещает, почему отправляют в интернат, – отметила собеседница.
Было всякое: истерики, слезы, просьбы детей. Одну из них: «Научите меня молиться, чтобы мамочка отсюда забрала», – навсегда запомнила Валентина Сергейчик, уяснившая тогда свою, а также коллег задачу:
– Надо работать так, чтобы эти, обиженные судьбой, дети, не повторили ошибки взрослых.
Если вернуться к разговору о настенном художественном шедевре, то он создан (как уже потом поняла. – Примеч. автора) не только для того, чтобы те, кто его лицезреет, восхищались талантом мастера кисти, и, безусловно, совсем не из побуждений заполнить пустое пространство в переходах между этажами. Изображение символично для творческого коллектива ЦКРОиР. Все, кто здесь работает, прекрасно понимают, что их воспитанникам требуются не только коррекционные занятия, например, по постановке звуков. Специалисты центра терпеливо относятся к порой «странному» поведению деток, особенностей их психического и физического развития. И это непростой труд.
Не зря представитель духовенства Дрогичинского благочиния как-то высказался: «Педагог специального образования – не просто профессия, это служение. Доброта и любовь – главные качества каждого из замечательной команды единомышленников ЦКРОиР, которая помогает «особенным» детям».
– В 2024/2025 учебном году коррекционно-педагогическую помощь в ЦКРОиР получают 63 ребенка до восемнадцати лет. Из них в образовательный процесс вовлечены 14 детей – 10 мальчиков и девочек являются учащимися класса; на уровне дошкольного образования функционирует разновозрастная группа, которую посещают 4 человека; 25 детишкам в возрасте до 3 лет оказывается ранняя комплексная помощь, – уточнила собеседница. – Воспитанники центра, совсем юные и постарше ребята, проживают в пяти населенных пунктах: городе Дрогичине, деревнях Липники, Гутово, Немержа и Белин. Ежедневно осуществляем подвоз деток. В прошлом году к 20‑летию учреждения в наше распоряжение поступило специально-оборудованное транспортное средство на одиннадцать мест, – проинформировала директор.
Посещает коррекционный центр и красивая сероглазая девочка, которая, благодаря профессионализму и настойчивости педагогов, заметно прогрессирует в развитии. На следующий учебный год воспитанница будет переведена в группу интегрированного обучения и воспитания в другое учреждение образования. Такими примерами специалистам хотелось бы хвастаться почаще. Однако, как правило, чтобы увидеть результат их работы, приходится ждать долго.
– Каждое маленькое достижение наших воспитанников вселяет уверенность в их родителей. Для нас, педагогов, тоже приятно слышать от взрослых, с которыми проводим встречи в родительском клубе «Шаг навстречу», что ЦКРОиР – их место силы и крылья, – подчеркивает Валентина Сергейчик. – В практике работы клуба – инклюзивные экскурсии, диалоговые площадки, тьюториалы. Семейные «выходы» в кафе, мастер-классы непременно нужны и детям, и их родителям. Они получают массу положительных эмоций от проведенного вместе времени.
Эти профессионалы помогают другим людям не только разглядеть в ребятишках «солнышко» – доброе и хорошее начало, но банально – заметить их, осознать их нужды, принять то, что дети с особыми образовательными потребностями – часть нашего общества, которое должно толерантно принимать инаковость других. Поэтому одна из важных задач центра – формирование инклюзивной культуры в местном сообществе. Информационными площадками для проведения инклюзивных акций, интерактивных встреч, цель которых – рассказать о возможностях детей с инвалидностью, способствовать формированию положительного отношения к ним – выступают различные учреждения образования и культуры. Высказывание одной старшеклассницы: «Не думала, что рядом с нами живут такие дети», – усилило желание работать, встречаться, разговаривать, объяснять всем о проявлении толерантности к некоторым людям.
Одной из инклюзивных инициатив ЦКРОиР стали дни информирования, инклюзивные эстафеты, челленджи, творческие мероприятия, приуроченные к знаковым датам: Международному дню толерантности, отмечаемому 16 ноября, Международному дню инвалидов – 3 декабря, Всемирному дню людей с синдромом Дауна – 21 марта и другие. К слову, сотрудники ГУО «Дрогичинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» выпустили инклюзивный календарь. Красным квадратиком в нем отмечены «особые» даты (по отношению к людям с инвалидностью). Также там есть сведения о мероприятиях на районном уровне. Например, к уже упомянутому 21 марта на Дрогичинщине проводится районная информационно-просветительская акция «Солнце в каждом» и флешмоб «Солнечное детство», ІР-марафон; к Всемирному дню распространения информации о проблемах аутизма – информационная кампания «Услышать. Понять. Поддержать», акция «Зажги синим», интервью «Узнай обо мне», инклюзивные фотосессии. К проведению инклюзивных акций подключаются государственные, общественные организации, спонсоры.
– Вместе мы помогаем «особенным» детям поверить в себя, в свои силы, раскрыть их возможности, проявить таланты. Символично поэтому название районного инклюзивного фестиваля «Поверь в мечту», – подытоживает директор.
Что касается собственных профессиональных планов, то целеустремленная Валентина Сергейчик понимает, что их реально воплотить в жизнь, потому что рядом есть сильная команда настоящих профи, в копилке которой множество заслуженных наград.
Наталья МЕЧНАЯ.
Фото автора.