Вера и разум

Провозгласив себя независимым государством, Беларусь одновременно конституционно гарантировала всем своим согражданам свободу совести и вероисповеданий. Исторически сложившаяся многоконфессиональность нашей страны предоставляет реальную свободу выбора веры самым разным людям. Однако широкие возможности реализации ценностных предпочтений иногда дают повод использовать духовную сферу человека для реализации не самых нравственных замыслов. Мы ни в коем случае не хотим обидеть чьи-то религиозные чувства. Обращение к данной теме продиктовано, прежде всего, стремлением помочь людям правильно сориентироваться  и предостеречь, в первую очередь детей, от посягательств на их души.

На сегодняшний день только на территории Брестской области официально зарегистрировано 17 религиозных конфессий. Есть среди них и традиционные, с глубокими духовными и историческими истоками. Но имеются и весьма экзотические для славянской культуры религиозные традиции, которые стали довольно активно проникать на белорусские просторы.

Ведомые «духовным поиском» люди, зачастую сталкиваются с опасностью попасть под влияние религиозных течений, к которым больше применим термин «секта». В борьбе за людские души, голоса и деньги многие сектанты применяют страшное оружие – различные новейшие психотехники, психологическое давление, гипноз и другие методики подчинения сознания. Под воздействием такого скрытого психического манипулирования люди превращаются в послушных рабов, готовых отказаться от личной жизни и учебы, от имущества и недвижимости, от семьи и даже от своей жизни.
Влияние на психику приобретает направленный управляемый характер, то есть у членов таких сект формируется психологическая зависимость, которая по своим симптомам напоминает наркотическую – человек без этого уже не может существовать. Поведением таких людей легко управлять. Некоторые из сектантов цинично и самодовольно признаются в своем мошенничестве. Так, например, основатель сайентологии Рон Хаббард в разные годы своего “духовного” преподавания признавался: “Мы открыли ряд новых способов превращать людей в рабов. Единственный способ контролировать людей – это лгать им. Если хочешь разбогатеть – придумай новую религию, потому что настоящее состояние можно сделать только в этой сфере”.
К сожалению, действующее законодательство не дает определения терминам «секта» или «деструктивная секта». Чтобы понять, как защитить свой духовный мир от посягательств, как разглядеть за идеями и словами обман, мы поинтересовались взглядом на эту проблему у представителя православной церкви иерея, клирика Свято-Сретенского храма отца Валерия (Рогового):
— Есть ряд признаков отличающих секты, в том числе и деструктивного характера, от нормального религиозного течения. Одним из таких признаков является наличие “скрытых” учений  или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным раскрывать. Таким образом, признаком секты является именно обман: когда на входе человек уверяется в одном, а в итоге ему преподносят нечто совсем другое.
В секте есть система посвящений, при которой человеку, впервые соприкоснувшемуся с данной общиной, внушается нечто, весьма отличное от того, что будет ему открыто после того, как он всецело погрузится в её жизнь.
В общении с представителями любых религиозных организаций, конфессий, которые предлагают вам, если так можно сказать, свои услуги, следует придерживаться некоторых простых правил. В первую очередь, человека, заговорившего с вами на улице или пришедшего к вам в дом с целью религиозной агитации необходимо попросить представиться. Зачастую людей подкупает мнимое радушие, так называемых проповедников, улыбчивость. Религия –  вещь серьезная и говорить о ней с налетом излишнего благодушия недопустимо. Не лишним будет узнать об истории общины, основах религиозной культуры. Как правило, серьезные, традиционные конфессии имеют почтительную историю. Например, то же христианство только на Руси имеет более чем тысячелетнюю традицию. А если религиозное течение берет свой отсчет из периода новой или даже новейшей истории, то это должно наводить на определенные размышления. Простых людей часто заводит в заблуждение то, что нетрадиционные общины и секты прикрываются религиозными образами, используют в названиях имя Христа, Богородицы, термины «церковь», «воскресение», «Спаситель» и так далее. Как оказывается на практике  — это лишь отвлекающий маневр. Поинтересуйтесь личностями людей, которые стоят во главе общины. Нетрадиционным сектам характерно обожествление и мистификация вполне земных людей. Выдавая создателя секты за посланника бога, мессию, пророка, самого воскресшего бога, адепты навязывают сознанию людей необходимость безропотного поклонения. Очень важно, как религиозная общность относится к духовно-культурным корням, историческим ценностям общества, в котором она проповедует, не отвергает ли необходимость получения светского образования, медицинской помощи. Следует отметить, что большинство нетрадиционных религий, а также более поздние ответвления христианства берут свое начало либо в западноевропейских странах, Америке, либо в странах Востока и культивируют ценности именно этих регионов. Отсюда вытекает еще один немаловажный аспект. Будет ли такая религия служить интересам Отечества, воспитывать патриота, готового защитить свою Родину? Обязательно поинтересуйтесь, зарегистрирована ли община в установленном законом порядке. Некоторые при этом начинают ссылаться на преследования Христа, необходимость страдания за веру и так далее. Мы живем в цивилизованном мире, и я далек от мысли, что в нашем обществе кто-то кого-то будет преследовать за религиозные убеждения, если эти убеждения имеют под собой нравственную, духовную, созидательную основу. При общении с проповедниками и миссионерами не оставляйте им свои координаты: телефон, а уж тем более, домашний адрес. Это ваше личное пространство, нарушать которое никто не имеет права. Выбор всегда должен оставаться за человеком.
Геннадий ДЕЮН