Мы уже интересовались у местных фермеров, каким они видят предстоящий ягодный сезон. Тогда ситуация была совсем неясная. Пандемия, малая наполняемость белорусских рынков, пропускной режим через границу с РФ – все эти факторы говорили о том, что этот год для клубничников и малинников Дрогичинщины будет непростым. К тому же и май выдался дождливым и довольно холодным, в его начале отмечались заморозки. Тем не менее, последние две недели были солнечными, и на полях закраснела первая ягода. Вроде бы дело пошло у фермеров и владельцев ЛПХ, но, как отмечают сами производители клубники, цена на нее пока не радует. В среднем она колеблется от 2,5 до 3 рублей за кило.

В целом урожай клубники в этом году не подвел. Конечно, май выдался довольно прохладным и дождливым. По этой причине клубника созрела на несколько недель позже. У кого-то частично ягода погибла по причине поздних майских заморозков, у кого-то сгнила ввиду обильных июньских дождей. Однако урожай есть, и это радует. Но это одна сторона медали. Другая – цена на клубнику: оправдывает ли она вложенные силы и средства? Вот что говорят о ситуации на рынке производители красной ягоды. 

– Ягоды много, однако со сбытом не все так просто. Государственные организации не принимают клубнику, а те, кто доставляет ее на рынки Минска, Бреста, отмечают, что они переполнены, поэтому и цены такие. Страдают от этого, прежде всего, производители. Разве это хорошая цена – 2,5-3 рубля за килограмм? Столько сил вложено, столько денег! Это и удобрения, и подкормки, и полив. Одним словом, уже понятно, что этот год будет тяжелым для производителей ягоды, – разъяснила ситуацию владелица личного подсобного хозяйства Екатерина. 

– Первую клубнику, выращенную на своей земле, продаю сам, везу на рынок в областной центр. Цена на нее в начале сезона обычно выше. Потом не вижу смысла в этом, сдаю ягоду перекупщикам, обычно тому, кто больше за нее даст. Цена по 3 рубля за кило – это смешно. Полив, работа, прополка, уход – все это требует куда больших затрат, – высказался другой производитель, Сергей. 

Цена определяется извечным законом рынка – соотношением спроса и предложения. К сожалению, Дрогичинщина – не единственный из районов Беларуси, где люди массово «ударились» в ягодничество. Есть немало производителей в Каменецком, Лунинецком районах и других уголках нашей страны. Рынки в городах Беларуси переполнены свежей ягодой, поэтому и стоимость ее такая. Позарез нужен выход на рынки Санкт-Петербурга и Москвы. Ягодный сезон еще не достиг своего пика, и к тому же, как нам стало известно в процессе подготовки данного материала, уже стали ходить микроавтобусы, загруженные клубникой и другой ягодой, в Санкт-Петербург. Возможно, скоро и цена на ягоду поднимется.

Однако не все закупщики клубники приобретают ее для последующей доставки на рынки. Есть и те, кто сдает красную ягоду на перерабатывающие предприятия. Соответственно, и клубника ему нужна не обязательно высокого качества. Можно среднюю, мелкую. Она все равно пойдет на заморозку. За нее закупщик готов отдать производителям от 1 до 2 рублей. 

– Мы покупаем ягоду, перерабатываем ее (моем, отрываем хвостики, а затем замораживаем). А дальше клубника реализуется внутри страны или идет на экспорт – в Россию или страны Европы – в зависимости от того, какой там будет урожай. Со свежей ягодой мы не работаем, не возим ее на рынки, поэтому и клубнику принимаем не обязательно самого высокого качества. Ее стоимость – до рубля и выше за килограмм, – говорит один из представителей ягодного бизнеса Денис.

А вот Дмитрий поставляет дрогичинскую клубнику на перерабатывающие заводы в Полоцк и Минск. С предприятиями заключены соответствующие договоры.

Что говорить, ягода изменила жизни многих дрогичинцев. Вот и семья Зинович из деревни Гошево с началом сезона мобилизовала все свои силы для получения прибыли. На личном подсобном хозяйстве площадью в несколько гектаров они трудятся всей своей большой дружной семьей. Глава семейства – Нина Михайловна, два ее сына Сергей и Евгений с невестками Полиной и Светланой. Даже внуки Захарий, Матвей и маленький Максим, видя старания взрослых, норовят помочь, подбросить ягодку-другую в ведерко. В поле Зиновичи выходят в 5-6 утра. Кто-то занят на выборке, кто-то сортирует ягоду, а кто-то везет на реализацию. Помогают и родственники.

– Пока хорошо работаем, урожай нормальный. Дожди, конечно, идут – плохо, но мы приспосабливаемся. Больший урожай дают новые сортах. Сил и средств вложено немало, а вот цена откровенно не радует. Настоящая проблема сейчас со сбытом, – говорит Нина Михайловна Зинович. – Вот я раньше работала в Польше. Так там, в деревне, на дороге огромная фура стояла, и со всего населенного пункта к ней подходили сельчане с полными ведрами, корзинами. У нас такой организации нет.

Невестка Полина работает ведущей праздников по Брестской области. С появлением у нас первой тепличной клубники организовала доставку поздравительных корзинок с ягодой. Лично возила их всем желающим по Березовскому и Дрогичинскому районам. Невестка Светлана – помощница номер один, лучшая выборщица. В обычное время работает ведущим юристом на фирме в Дрогичине. Помогает и моя сестра Антонина. В шутку мы называем ее дальнобойщицей. Она по всей Беларуси прокатилась, продавая первую клубнику. А другая сестра – Мария – рукодельница, сплела всем соломенные шляпы, чтобы на поле было комфортней работать, а также делает корзинки из соломки. Вообще, несмотря на тяжелейшую ситуацию, мы остаемся на позитиве! – говорит Нина Михайловна.

Остается надеяться, что старания жителей Дрогичинщины, силы и средства, вложенные в урожай ягоды, будут оправданы, и мы не будем видеть выброшенную кем-то на мусоросвалку клубнику или малину.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА