ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

28 марта – последний воскресный день Великого поста перед Страстной неделей, предваряющей светлый праздник Пасхи. В церковных книгах его называют неделей Вайи (ветви финиковой пальмы), а у нас этот праздник именуется Вербным воскресеньем, поскольку в здешних местах именно это дерево первым являет признаки пробуждения после долгой зимы.
В этот день вспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда народ встречал его, держа в руках древесные ветви. Все четыре евангелиста повествуют о том, как все происходило.
Господь из селения Виффагии, где он воскресил Лазаря, направился в Иерусалим. Остановившись близ горы Елеон-ской, Он сказал двоим из Своих учеников: «Подите в селение, которое прямо перед вами. Там вы увидите привязанного осленка, на которого еще никто не садился. Отвяжите и приведите его сюда».
Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус Христос, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу, другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Всякий хотел выразить свою радость. Приступали к Нему и больные, и он исцелял их.
При этом Господь знал, что пройдет совсем немного времени, и эта самая толпа отвернется от Него. Те самые люди, что с восторгом кричали «Осанна!», через несколько дней будут яростно вопить: «Распни Его!»
Однако праздник Входа Господнего в Иерусалим – торжественный и светлый, на время прерывающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. Вход Христа в Иерусалим – это акт его доброй воли, за которым последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет всем нам вход в новую жизнь – в царство всепобеждающей любви.
Что же касается символа завтрашнего праздника – вербы, то в старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Ветка вербы служит знаком победы Христа над смертью и напоминает нам о будущем всеобщем Воскресении. Стояние молящихся с ветвями вербы и зажженными свечами символизирует приветствия невидимо грядущего Господа, как победителя ада и смерти.

Иерей Валерий Роговой,
клирик Свято-Сретенского храма г.Дрогичина.