Многие бизнесы в сфере услуг переживают трудные времена: из-за распространения коронавируса резко сократилось количество клиентов. К тому же, сложная экономическая ситуация и рост цен негативно повлияли на покупательскую способность людей. Некоторые предприниматели решают переждать трудные времена и уходят в отпуск, а кто-то продолжает работать несмотря ни на что.

«Ситуация очень плачевная, все в полном упадке»

Евгения Лукьянович работает в одном из туристических агентств Бреста. Девушка отмечает, что ситуация складывается очень плачевная, страдают не только турфирмы, но и другие субъекты туристической деятельности: гостиницы, кафе, сувенирные магазины – все это находится  в полном упадке.

– Сейчас большинство турфирм переводит работников на пониженные ставки: кого-то – на 0,5, кого-то – на 0,25. Пока никого не увольняют, – рассказала Евгения. – Повезло тем, у кого есть свои помещения. Наша фирма арендует небольшое помещение за 300 долларов в месяц. Мало того, что курс подскочил и суммы стали неимоверно огромные, так сейчас, понятное дело, никаких доходов нет. Мы со своим арендодателем договорились, что пока будем платить фиксированную сумму. Хорошо, он пошел навстречу, иначе у нас не было бы другого выхода, кроме как съехать. Через дорогу от нас было небольшое агентство, как только началась канитель с коронавирусом – оно закрылось. Многие пережидают.

В сложившейся ситуации сидеть в офисе целый день нет смысла: люди не ходят, не бронируются. Если уже есть какие-то бронирования, ты договариваешься с этими туристами о встрече, решаешь с ними все вопросы и едешь домой.

Многие люди успели оплатить по раннему бронированию туры на лето, например, в Болгарию или Черногорию. Если турист решает аннулировать тур, он ждет полный возврат средств от агентства. Многие туроператоры отсрочили возврат средств до конца года, так как они уже перечислил часть стоимости тура партнерам, которые, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, деньги не возвращают и выставляют штрафы, так как, планируется, летом ситуация стабилизируется.

Если сроки, в которые у туриста запланирован вылет за границу, не попадают под ограничения вылетов/прилетов в эту страну, то при аннулировании тура к нему применится штраф. В этом случае у туриста есть два варианта: ждать, либо когда запретят вылеты в ту страну, либо когда утихнет коронавирус, откроют границы и он сможешь полететь в свой тур.

У меня были туристы, которые должны были вылететь в Египет 15 апреля. Мы до последнего ждали: Египет вводил карантин, но его сроки не доходили до 15 апреля. Сейчас там продлился карантин, и получается, что тур отменяется в рамках запрета на вылеты и прилеты в стране. В такой ситуации туроператор предлагает следующие варианты: можно перебронировать тур на другие даты (есть варианты до конца лета, до конца этого или следующего года), или поменять дату и направление, или запросить возврат средств в полном объеме. Но возврат средств будет осуществлен только к концу года. Есть туристы, которые не готовы ждать и переносят даты вылета. Кто-то из операторов переносит тур на новые даты с теми же ценами, кто-то – по актуальным ценам – у всех разные условия.

Как только закрутилась канитель с коронавирусом и начали закрываться страны, турагенства Брестчины написали коллективное письмо с просьбой о том, чтобы государство нас как-то поддержало, были сделаны послабления по аренде, или налогам. Но пока никакой помощи нет.

Конечно, есть надежда, что за апрель все разрешится. Недавно к нам в турфирму зашла женщина, интересовалась турами в Тунис и была готова сразу забронировать. Есть туристы, которые надеются, что летом и осенью ситуация нормализуется. Но большинство настроены пессимистично, и я в том числе. Турфирмы живут за летний сезон: ты работаешь днем и ночью, обрабатываешь и продаешь огромное количество заявок. Летний сезон кормит турфирму – осенью, зимой, весной нет таких оборотов и прибыли. Если бы такая ситуация произошла зимой, последствия были бы не так плачевны. Сейчас весь сезон под большим вопросом, вероятно, в этом году ничего не будет.

«Ушли в отпуск, чтобы оградить своих близких»

Любовь Байдук владеет магазином одежды «Шкаф» 7 лет, при нем действует интернет-магазин. Недавно торговый объект закрылся на определенный период, покупки можно сделать только онлайн.

– Сейчас сложилась сложная ситуации: это и скачок доллара, и покупатели боятся ходить лишний раз в магазин . Поэтому мы решили уйти в вынужденный отпуск , чтобы оградить своих близких, – рассказала хозяйка. – Я думаю, что все будет хорошо. Мы будем рады снова видеть покупателей в нашем магазине!

Недавно в нашем городе открылся магазин товаров для рукоделия «Hobby Club». Его хозяйка, Марина Мокейчик, заядлая рукодельница. Подробно изучив это направление деятельности, обнаружила, что в Дрогичине многие имеют хобби и занимаются каким-либо видом рукоделия, делают в свободное время ручные поделки. А материалы и инструменты приходится покупать в интернет-магазинах либо ездить в другие города. Так семья Мокейчик решила сделать хорошую пряжу, мулине, всевозможные рукодельные мелочи доступными для дрогичинцев.

– С начала апреля магазин закрыт на карантин. И это очень тяжелое решение. На данный момент только самоизоляция эффективный способ остановить распространение вируса. А у нас четверо детей, родители в возрасте и бабушка 85 лет. В финансовом плане, конечно, от курсового скачка потери большие, но деньги никогда не будут важнее здоровья родных, – отметила Марина. – К тому же, это время не проходит бесцельно. Мы и дальше продолжаем создавать наши изделия. У нас в магазине можно сделать заказ на изделие, которое нравится, мы сотрудничаем с ремесленницами, которые его выполнят. Я прорабатываю возможность проведения в магазине мастер-классов по рукоделию. Надеюсь, что в очень скором времени все образуется, и люди общими усилиями справятся с возникшей ситуацией.

«Все планы поменял коронавирус»

В апреле Татьяна Гуртовая планировала открыть в Дрогичине детский игровой комплекс. Однако, как отметила женщина, все планы поменял коронавирус. Татьяна является многодетной мамой и часто бывает с детьми в игровых центрах в других городах. Такой вид услуг удобен и тем, подмечает женщина, что можно спокойно оставить детей на час и пойти по делам или в магазин.

– Идея открыть детский игровой комплекс в Дрогичине появилась давно, но я не знала, с чего начать. В основном – очень много читала информации в интернете. Когда с детьми были в других игровых центрах, присматривалась уже детально, что-то для себя подмечала. Некоторые идеи подкинула знакомая аниматор, она, кстати, будет у меня проводить праздники. Мы закупили все необходимое, оставалось только расставить по местам, собрать лабиринт – это 2-3 дня работы. Но открытие придется отложить, пока ситуация с коронавирусом не изменится к лучшему. Думаю, что в этом месяце мне не разрешат открыться, да и родители не поведут своих детей. Я бы не стала так рисковать здоровьем своих детей. Может, к маю все устаканится, – комментирует ситуацию Татьяна.

«По-прежнему нужно выглядеть достойно»

Парикхмахер, визажист и свадебный стилист Ирина Дзюрич наводит красоту дрогичинцам в своей студии Unicorn. Мастер отмечает, что поток клиентов уменьшился, в особенности – людей старшего возраста.

– Большинство моих клиентов – это молодежь. Конечно, стало ощутимо, население лишний раз старается себя обезопасить и меньше посещать места массового скопления людей. Но у хорошего мастера всегда клиенты будут, все равно люди приходят в студию: кому-то пора стричься, кому-то обновить окрашивание. Ведь все по-прежнему ходят на работу и нужно выглядеть достойно, – подчеркнула Ирина. – С моей же стороны меры обработки все те же: механическая обработка инструмента, стерилизации, дезинфекция, уборка, проветривание. Стали лишь носить маски, чаще обрабатывать поверхности, прошу подождать несколько минут, чтобы после каждого посетителя принять меры предосторожности для здоровья любимых клиентов, на входе также стоит дезинфектор и каждый может обработать руки. Все меры предпринимаются с любовью к каждому клиенту и своей работе.

Узнавала Оксана КУЦЕНКО
Фото из личного архива героев