Месяц назад при Попинском сельисполкоме создано хозяйственное подразделение по сбору молока от населения деревень Заречка, Великий Лес и Хидры. Сельисполком заключил договор с ОАО «Савушкин продукт», принял в штат бухгалтера, лаборанта и четверых молокосборщиков, взял на баланс лошадей с телегами.
Если сложить вместе зарплаты Тамары и Геннадия Дейкало, то полученная сумма окажется меньше той, которую семья ежемесячно получает за проданное государству молоко. Для многих жителей деревень, расположенных на территории бывшего СПК «Заречье», буренки стали настоящими кормилицами. 230 коров насчитывается в местных подсобных хозяйствах, причем многие сельчане держат по две, а то и по три коровы. Ежедневно молокосборщики собирают здесь до 2300 килограммов сыродоя.
— Сельский Совет как бы разделили на две зоны, — рассказывает председатель Попинского сельисполкома Валерий Киричук. — В первую входят 9 деревень, расположенных до Днепровско-Бугского канала, на территории СПК «Пеняково». Во вторую – 3 деревни за Дне-про-Бугом. Так вот, если населением СПК «Пеняково» продано на 16 тонн меньше молока, чем в прошлом году, то Заречка, Хидры и Великий Лес, наоборот, с начала года на 16 тонн увеличили его реализацию…
Свернув с асфальта вскоре за Заречкой, мы по гравийке едем в Великий Лес. На протяжении шести километров по сторонам мелькают перелески и поля. Дом Дейкало стоит на окраине деревни, окнами выходит на пастбище. Четвертый час. Тамара Алексеевна аккурат выпускает из хлева своих Быцьку и Малютку. Коровы привычно направляются в прогон, который хозяева соорудили вдоль двора. На подъезде к усадьбе стоят три стога прошлогоднего сена. Неторопливо с пастбища к дому подтягивается белая стайка гусей. Изнывая от немилосердной июльской жары, в кустах у калитки копошатся индюки, отдыхают утки. Если собрать вместе всю домашнюю птицу, которую выращивает Тамара Алексеевна, то наберется особей около двухсот.
Вся живность с пастбища к сараям добирается по прогону. Во дворе же царит идеальная чистота. Дом утопает в цветах.
— Моя мама, Екатерина Ивановна, очень любила цветы, — улыбается нам навстречу хозяйка. – Вот и я по весне сею рассаду в парнике и в ящиках, а потом высаживаю цветы вокруг своего дома, и перед Домом социальных услуг, где работаю.
Большое хозяйство держали и родители Тамары Алексеевны. На колхозной ферме, где работала мама дояркой, после шестого класса научилась доить коров и Тамара.
Она сама не понимает, как у них с мужем хватает времени и сил содержать такое большое хозяйство. Кроме коров и птицы нужно досмотреть еще и лошадь, и свиней. На подворье нет разве только собаки. Подниматься приходится в шестом часу утра, вечером в дом заходят не раньше половины двенадцатого. О том, чтобы посмотреть телевизор, даже речи не идет. К тяжелому сельскому труду сызмальства приучала Тамара Алексеевна своих дочерей. Сейчас они с семьями живут в городе. Но когда отец работал за десяток километров от дома или ездил на заработки в Россию, помогали матери во всем по хозяйству: и сотки пололи, и сено гребли, и солому возили. Если было нужно, то поднимались на зорьке. Сама же Тамара Алексеевна даже с косой не хуже мужчины управлялась. Это теперь сено скошенное дают, и картошку жители Великого Леса сажают механизировано.
Интерес местного населения к развитию личных подсобных хозяйств понятен. Земли и животноводческие помещения СПК «Заречка» в аренду взяло ОАО «Дрогичин-ский райагросервис». Трудоустроиться удалось далеко не всем сельчанам. Да и те, кто имеет работу, не могут похвалиться высокими заработками. А за молоко та же семья Дейкало в среднем за месяц получает более 700 тысяч рублей. Причем, это далеко не самый большой доход по сельскому Совету. Например, семья Сергея Мельника из деревни Заречка от трех коров ежедневно продает по 30-40 литров сыродоя. С учетом надбавки семейный бюджет Мельников ежемесячно пополняется суммой в 1 миллион 500 тысяч «молочных» денег. В числе передовиков молочного бизнеса и священник Геннадий Ворон, в хозяйстве которого содержится две коровы. Благодаря высокой жирности молока, Геннадий Станиславович в среднем за месяц получает 1 миллион 300 тысяч рублей. Деньги молокосдатчикам выплачиваются подекадно, т.е. каждые 10 дней, что также немаловажно.
— Проблема только с жирностью молока. Если раньше базисной считалась жирность 3,4, то теперь – 3,6. Но, к сожалению, далеко не все коровы дают такое молоко, — заметил Валерий Киричук. – Так, например, Тамара Дейкало от своих буренок сдает сыродой жирностью не ниже, чем 3,9, а то и выше, за что в зачетном весе ей добавляется молоко. А есть у нас молокосдатчица, которая постоянно теряет до 250 литров сыродоя из-за низкой его жирности.
Не только молоко приносит материальную выгоду сельчанам. Как правило, приплод от своих коров они сдают за зерно. В среднем за одного теленка можно получить до 2 тонн зерна.
Немало в хозяйствах местных сельчан содержится и лошадей. Всего по сельскому Совету их насчитывается 84. Но что интересно, тягловой рабочей силой обзаводятся пенсионеры. Так, в деревне Людвиново, население которой отличается своей зрелостью, насчитывается 10 коров и 11 лошадей.
Нелегок труд сельчан. Мозолями и потом обеспечивают они свое материальное благополучие.
— Продавая молоко, мы ведь не только зарабатываем деньги для семьи, но и помогаем району выполнять план по продаже молока государству, — справедливо заметила на прощание староста деревни Великий Лес, молокосдатчица Тамара Дейкало.
И она права. Ведь населением района производится 80 процентов картофеля, 95 процентов овощей, 22 процента мяса скота и птицы, 20 процентов молока от общего объема сельскохозяйственной продукции.
Нина ТКАЧУК.