Я не танцую… или Почему ритуальные пляски оппозиции не приносят результата

Зачем? Этот вопрос задает себе, пожалуй, любой здравомыслящий человек, начиная то или иное важное действие. Мотив определяет многое – и стратегию, и конечную цель.

Думаю, этот вопрос задавали себе и те, кто идет на выборы в качестве кандидата. Отвечая на него, наверное, каждый декларировал высокие цели, сопряженные с определенным набором электоральных ожиданий: от стабильности до перемен, от реализации политических амбиций до истинного служения народу. Но если перед самим собой можно слукавить, то со стороны, как говорится, виднее.

Я часто думаю: ну почему белорусская оппозиция слаба в борьбе за политическое лидерство? Почему раз за разом терпит поражение на выборах? Почему не способна консолидироваться?

Предвижу, как в головах неискушенных обывателей зреет ответ – так у нас же диктатура, их туда власть не пустит. Ну, во-первых, не пустить в парламент или в президенты может только народ. А во-вторых, им самим это нужно? Сомневаюсь все больше и больше.

Ни для кого не секрет, что политическая жизнь любой оппозиции – это бизнес. В байки про голодных и униженных революционеров уже давно никто не верит. Благополучие местечковых радетелей за «свободу и демократию» щедро поддерживается заграничными финансовыми донорами. Но печенюшку нужно заслужить. Вот и устраивают перед заморскими «женихами» местные «невесты» ритуальные танцы. Выборы – это хороший повод заявить о себе. Это как дождаться субботы и пойти в клуб на танцы, где засидевшиеся в девках дурнушки и разбитные разведенки начинают лихо отплясывать перед «женихами» в надежде – наконец пристроиться. При виде такой пассии так и хочется сказать: «Я не танцую…». Именно так все чаще поступают и западные грантодатели и способные делать выводы избиратели. Здесь же кроется и ответ на вопрос о консолидации оппозиции. Ну, представьте: две дамы объединились в борьбе за кавалера. Фантастика…

Но без ласки добродетелей – никак. Потому что заработать реальный авторитет и поддержку в обществе не на чем. Вы заметили, на каких темах «сидят» оппоненты власти, разные активисты, блогеры? На чем основана их риторика? Как правило – это экологическая и социальная тематика. Это самые болезненные сферы для любого государства, где всегда были, есть и будут проблемы. Все эти поползновения можно было бы расценить как форму демократии и социальной активности, если бы в них была хоть толика конструктивизма, предлагались алгоритмы решения проблем. Вместо этого – сплошное критиканство, или, в лучшем случае, имитация бурной деятельности.

Вспомнился один весьма показательный случай. Летом в Дрогичине состоялась встреча с руководителями организации «За свой город». Была заявлена достаточно серьезная тема дискуссии – «Местное самоуправление: условия и возможности для решения местных проблем». От такого мероприятия стоило ожидать целого списка предложений по самым актуальным и злободневным направлениям. Но каково же было мое удивление, когда итогом «мозгового штурма» стала идея, что городу срочно нужен новый парк. Па-арк! Не рабочие места, не инвестиции, не поддержка фермерских хозяйств, не ремонт дорог и жилья, а парк! Да уж, видно, оружие для штурма оказалось слабоватым…

И еще один аспект. То тут, то там периодически раздаются тихие возгласы о том, что выборы нужно бойкотировать. Предложения эти, к счастью, широкой поддержки не находят. И этому есть довольно простое объяснение. Откажись оппозиция от выборов – и ее заморские «женихи» тут же оставят ее без приданного. И прецеденты, похоже, уже есть. Не добившись благосклонности спонсоров, активисты одного из оппозиционных движений сожгли удостоверения своих инициативных групп по выдвижению кандидатов на парламентские выборы на площади в Минске. На вопрос «Зачем?» у них видимо есть достаточно определенный ответ: «No money – no fanny».

 Важно понимать и еще одну логику: финансирование «пятой колонны» – отнюдь не благотворительность. Раз деньги идут, значит есть силы, заинтересованные в раскачивании и дестабилизации обстановки в стране.

Петр Криница

Позиция редакции может не совпадать с позицией автора