На протяжении многих веков деревня Именин имела другое название – Таракань. Здесь находились один из самых могущественных греко-католических монастырей и величественная Богоявленская церковь. Сюда приезжал апостольский нунций, кардинал Эудженио Пачелли, который через несколько лет стал Папой Римским Пием XII. А про местных парней ходила слава как о «хвайных до холерэ» кавалерах.

Откуда взялось название Таракань?

Оказывается, оно не имеет ничего общего с нарицательным «тьмутаракань», обозначающим глухое, захолустное место. Как и с древним русским городом Тмутаракань, расположенным на Кубани.

– Я интересовалась этим вопросом. Название Таракань пришло из тюркского языка. Переводится как «свободный, независимый». А вот Именин называлась одна из улиц или, возможно, близлежащий населенный пункт, – рассказывает председатель Именинского сельисполкома Светлана Грушко.

– Как вариант, это интерпретация слова «имение». Здесь находилось имение, остался его фундамент. На вид кирпичи из него имеют такой же возраст, как и в Жаберском замке. Имение, возможно, принадлежало князьям Дольским, так как они изначально владели и Жаберским замком (князьям Вишневецким он перешел только в начале 1700 гг.), – рассуждает директор Военно-исторического музея им. Д.К. Удовикова Сергей Граник.

Когда и почему переименовали деревню, до сих пор точно не известно.

– В советское время название Таракань сменили на Именин. Возможно, потому что оно напоминало о религиозном прошлом деревни. Но до сих пор старое название на слуху. В детстве я часто слышала от старших: «Він с Торокані». Для них это место по-прежнему называлось Таракань, хотя официально название уже нигде не использовалось, – вспоминает Светлана Грушко. Она родом из Брашевичей.

– Была такая поговорка: «Тороканьскэ кавалерэ вальмэ хвайнэ до холерэ». То есть – хорошие женихи, было почетно выйти замуж за тороканца, – говорит Сергей Граник. Он хорошо знает историю здешних мест не только по долгу профессии, но и как местный житель.

Топонимика здешних мест свидетельствует о том, что в наших краях жили татары. Еще со времен ВКЛ, уточняет Сергей Владимирович.

– Это подтверждают говорящие названия соседних населенных пунктов: Татарья, Татарновичи, Корсунь, фамилии Галабурда, Мурза, Мацука, – подчеркивает историк.

Появление монастыря и ссыльного священника

В письменных источниках Таракань упоминается в 1517 году. Со временем она стала центром просвещения и культуры, аналогов которого не было на территории нашей страны. При монастыре и храме действовали богатая библиотека, школа, иконописная мастерская. И появилось все это благодаря женщине.

– В документах говорится, жена Волынского каштеляна Агата Песочинская объезжала свои владения. Наша территория относилась к Волыни (нынешняя Украина). Ее поразило то, что местные жители были мало религиозны и по-прежнему молились своим языческим богам. И она захотела обратить их в христианскую веру и выделила средства на строительство здесь храма и монастыря, – рассказывает Сергей Граник.

Вид на Богоявленскую церковь и монастырские корпуса. Фото из архива Военно-исторического музея им. Д.К. Удовикова

По сведениям историка, в 16 веке возвели деревянный православный Тараканьский монастырь. После подписания Берестейской унии он стал униатским, спустя еще 100 лет передан ордену Базилиан. В свое время Таракань была центром всего униатского ордена, здесь также находилась резиденция руководителя ордена Базилиан, отсюда управляли всем орденом.

18 век стал временем расцвета монастыря, была построена новая Богоявленская церковь. Но после 3-го раздела Речи Посполитой наша территория отошла к Российской империи. Со временем униатство запретили, а всех несогласных монахов и священников ссылали в Тараканьский монастырь. Возможно, их останки до сих пор покоятся в его подземельях. Здешние места стали подчиняться Виленской епархии.

Богоявленская церковь. Фото из открытых интернет-источников

Возрождение Тараканьского монастыря произошло в 20-30 гг. 20 века, когда наша территория входила в состав Польши. В монастыре размещалась польская земледельческая школа для крестьян. Богоявленская церковь снова перешла униатам, службы в ней вел известный священник Донат Новицкий.

– Он здесь появился в 1932 году. Был участником Первой Мировой войны, имел звание полковника русской армии. После войны, во время революции, поступил в Ленинградскую духовную академию. Донат Новицкий получил сан православного священника, поддерживал связь с русской православной церковью за рубежом. За это его обвинили в шпионаже, арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Там он принял униатство, и ссыльное духовенство рукоположило его в униатские священники. Доната Новицкого приговорили к смертной казни, но он попал в список заключенных, которых обменяли между собой СССР и Польша. Его освободили в 1932 году. Когда Новицкий оказался на польской территории, здесь ему дали приход, – рассказывает Сергей Граник.

Донат Новицкий был не только настоятелем храма в Таракани, но и обучал местных сельских ребят, отправлял их за свои деньги учиться.

– Благодаря Новицкому мои два дяди учились в польском Хелме, а тетя – на портниху в Варшаве, – вспоминает Сергей Владимирович.

В это время случилось небывалое – нашу небольшую деревеньку посетил посол Ватикана, кардинал Польши Эудженио Пачелли, будущий Папа Римский Пий XII. Как рассказывает историк, кардинал путешествовал по землям Полесья и хотел познакомиться со священником Новицким.

– Местные старожилы рассказывали мне, как женщины для кардинала испекли торт, который сверху украсили белыми семечками от тыквы. Дети преподнесли его высокому гостю, спели церковные песни. Кардинал в благодарность дал каждому по злотому. Эудженио Пачелли показали монастырь и церковь, ему все понравилось. Остановился на ночлег кардинал в имении Антония Вислоуха в Перковичах, – рассказывает историк.

Донат Новицкий со своими учениками. Фото из открытых интернет-источников

В 1939 году, когда сюда пришла Красная армия, Донат Новицкий покинул Таракань и уехал в Варшаву, там участвовал в сопротивлении и Варшавском восстании. Служил капелланом. Потом преподавал русскую литературу и язык для будущих ксендзов в Варшавской Духовной семинарии.

– Он был довольно известной личностью в Варшаве. Когда Донат Новицкий отсюда уезжал, он раздал все свои книги – среди них было много ценных экземпляров – местным жителям. Некоторые книги из библиотеки Новицкого хранились у моего деда, но они имели религиозный характер, и дед вынужден был их сжечь. Сохранившиеся экземпляры я передал в Кобринский и наш музей на хранение, – говорит Сергей Граник.

В д. Именин до сих пор сохранился дом Доната Новицкого. Он используется как школьная столовая. Сергей Владимирович подчеркивает, «через Тараканьский монастырь прошло много личностей, которые сыграли свою роль в истории».

Останки монахов и задержание в подземелье

В годы Великой Отечественной войны партизаны подожгли монастырь, боялись, что немцы разместят в нем свой гарнизон, рассказывает Сергей Граник. Сгорела крыша и 2-й этаж, первый уровень удалось сохранить. Частично пострадал и храм. Как вспоминают местные жители, на праздник Святых сорока мучеников Севастийских в 1959 году Богоявленскую церковь взорвали.

– Очень обидно, что разрушение храма произошло именно тогда, когда в этом не было такой огромной потребности. Богоборческие годы уже были далеко позади, в религиозных моментах происходила оттепель и памятник можно было сохранить. Он бы дал колоссальное развитие нашей территории – не только сельского совета, но и всего района в целом. Тогдашний руководитель колхоза решил использовать материал, из которого был возведен храм, для строительства коровника, свинарника и других сельхозпостроек, – рассказывает Светлана Грушко.

Планы председателя колхоза не сбылись. Памятник разрушили, но целей своих не достигли.

– Стали взрывать, но цемент того времени оказался настолько крепок, что стены просто раскалывались на огромные глыбы. Фактически вся эта затея была абсолютно бесполезной, – комментирует председатель Именинского сельисполкома.

Сейчас на месте Богоявленской церкви установлен памятный знак

Сейчас на месте Богоявленской церкви стоит оставшаяся от нее глыба сцементированного кирпича. На ней установлена памятная доска. Вход к памятнику – через небольшую браму. Позади сохранились монастырские корпуса, расположенные буквой «П», амбар, построенный еще в 19 веке. Их использует ОАО «Именинский» – вся эта территория теперь принадлежит сельхозпредприятию.

– Осталось еще одно здание тех лет, это была, предполагаем, кухня, либо монастырская столовая, либо продовольственный склад. Строение находится не в таком плохом состоянии, как могло быть. У меня мечта превратить его в музей памяти Таракани. Это вполне осуществимо, вопрос лишь в деньгах. Если бы нашелся спонсор, меценат, который бы этим заинтересовался, – отмечает Светлана Грушко.

Так в наши дни выглядит здание, где когда-то была кухня либо монастырская столовая.
Амбар, построенный в 19 веке. Сейчас используется местным сельхозпредприятием

Возле монастырских корпусов во внутреннем дворике есть подземные ходы. Они были засыпаны битым кирпичом. Возможно, там все осталось нетронутым.

– Длина подземных ходов около 500 м. 4 больших галереи расходятся в разные стороны. Соединяются они в одном месте, которое образует круг. Там, по некоторым сведениям, находилась подземная церковь. Есть документы, которые это подтверждают. Церковь облицована белым мрамором, даже скамейки в ней – из этого материала. В стенах подземелья было много ниш, в них стояли саркофаги с останками монахов, настоятелей монастыря, руководителей ордена. Тараканьский монастырь был святыней, – рассказывает Сергей Граник.

В подземелье есть узкие ходы, в которых человек не пройдет. Назначение их неизвестно.

– Одна из галерей – западная – спускается еще ниже и идет в сторону парка. Возможно, там находился дом руководителя ордена и это тайный ход к нему. В какой-то момент галерея обрывается: дальнейший путь завален кирпичом. В документах есть упоминание о том, что в Тараканьский монастырь в период Кровавого столетья (время войн между Московским княжеством, Речью Посполитой, ВКЛ) вывезли архив Виленского капитулы, – отмечает историк.

Некоторые из местных жителей делились с Сергеем Владимировичем воспоминаниями, как после войны они – юные и любопытные – спускались в подземелья и там играли.

– Ребята создали тайное общество подвала – ТОП. Чтобы туда вступить, надо было пройти испытания: выдержать удары ремнем, перенести валун с одного место на другое, выпить 3 литра воды – ребяческие забавы. Их кто-то сдал, ребят поймала в подвале милиция. После этого лазы в подземелье завалили еще больше, – делится забавной историей Сергей Граник.

Итальянские иконы и уникальная гробница

Богоявленскую церковь уничтожили, но местным жителям удалось спасти уникальные иконы и резную гробницу 19 века. Их можно увидеть в новой церкви, построенной в 2004 году. Часть икон хранится в каплице на местном кладбище. Каплица построена в 1925 году, верующие молились в ней после взрыва Богоявленской церкви и до строительства нового храма.

– Иконы из того самого Тараканьского монастыря – люди сохранили. Среди них есть очень древние – итальянских мастеров. Иконы отличаются от обычных, они написаны не по строгим канонам, святые изображены как простые живые люди. Гробница из монастыря отреставрирована, лик на ней был осквернен атеистами, – показывает Сергей Владимирович.

Удивительный факт – церковные службы велись на местном диалекте. Все молитвы, псалмы и библейские сюжеты были переведены на здешний язык. Из них составлен Брашевичский «Богогласник», который хранится в архивах Львова.

– Это уникальное явление! Брашевичский «Богогласник» даже изучали ученые, например, филолог Адам Мальдис. Интересен тот факт: когда после ликвидации униатства сюда приехал русский священник Огиевич, он не понимал, на каком языке молятся здешние жители. Один из местных верующих ему сказал: «Эти песни пел мой дед, мой батько, и я пою», – рассказывает историк.

Уникальная старинная икона из Тараканьского монастыря. Хранится в каплице на местном кладбище

 

Местные жители всегда были набожные, хоть и перемешалось в Таракани все: язычество, униатство, католичество, православие. Сохранился в деревне еще один памятный камень от исторического места.

– На ул. Октябрьской находилась колонна в честь конституции Речи Посполитой, как в Антополе и Бездеже. Местные жители рассказывали, что на ней висела икона, и, когда была какая-то беда, болезни, эпидемии, люди приходили к колонне, соскребали кирпич в порошок и принимали внутрь. Для них колонна обладала чудодейственной силой, – рассказывает еще одно местное предание Сергей Граник.

Въезжая в деревню со стороны Антополя, справа от дороги можно заметить парк – это оставшаяся небольшая часть от роскошного сада, созданного униатами. Когда-то полюбоваться на него приезжали из ближайших стран. Здесь росли уникальные растения, привезенные из разных стран, даже из Америки, описывает историк.

– Он был создан по образцу парка Сан-Суси в Потсдаме, резиденции прусских королей. В Тараканьском парке выкопали пруды, каналы. Он был одним из самых великолепных на территории ВКЛ. Есть подробная опись парка, сделанная в 1839 году, когда в Российской империи ликвидировали унию и начали передавать монастырь во владение православной церкви. Но небольшая часть парка до сих пор осталась, еще просматриваются аллеи. Сейчас он заросший и заброшенный. Его территория принадлежит колхозу. Если бы кто-то взялся исследовать парк, я думаю, обнаружил бы еще уникальные образцы флоры, – отмечает Сергей Владимирович.

Историк подытоживает, что древняя история агрогородка Именин пока еще досконально не изучена, но, к счастью, сохранилось много документов в архивах Вильно, Кракова, Варшавы и других городов.

 

Оксана КУЦЕНКО