Железные правила СПК «Осовецкий»

Дата:

На протяжении многих лет СПК «Осовецкий» лидирует в районном соревновании по производству молока. Между тем руководитель хозяйства Станислав Иосифович Цынкус убежден, что невозможно получать высокие надои, не позаботившись о создании надежной материально-технической базы. Только в прошлом году в ее обновление кооперативом было вложено 8,5 миллиарда рублей собственных средств.

В списке «покупок» не только погрузчики – импортный «BME» и два отечественных «Амкодора», автомобиль «МАЗ» с прицепом, трактор «МТЗ-1221», но и пресс для производства гидравлических шлангов, шиномонтажный станок.

– Если процесс обновления техники остановится, то остановится и производственная жизнь в хозяйстве, – говорит Станислав Цынкус. – Техническая оснащенность определяет положение дел как в растениеводстве, так и в животноводстве. Если вовремя не внесешь в почву удобрения, в оптимальные сроки не посеешь – то и не получишь кормов. Наш машинно-тракторный парк конкретно сформирован под потребности животноводства и растениеводства. Техника работает с высокой нагрузкой, особенно в сезон кормозаготовок, да и навоза под будущий урожай ежегодно вносится 65 тысяч тонн. А правило в СПК «Осовецкий» такое: отработал «МТЗ» 10 лет – и мы его продаем. Последние 5 лет технику у нас покупают частные лица. Например, за недавно проданный трактор выручили 46 миллионов рублей. Новый «МТЗ» при высокой нагрузке, но соответствующем обслуживании и уходе 10 лет работает нормально. А потом начинает «просить» денег. Зачем вкладывать средства в запчасти? Тем более что, например, новый трактор «МТЗ-80» стоит не так уж и дорого – около 300 миллионов рублей.

Однако не следует думать, что СПК «Осовецкий» легко разбрасывается деньгами. Даже такой «недорогой» трактор, как «МТЗ-80» приобретает необычайно высокую ценность, оказавшись в парке хозяйства. Уже не говоря о погрузчике JSB стоимостью в полтора миллиарда рублей или об автомобиле «МАЗ», для покупки которого необходимо произвести и продать молока почти на миллиард рублей. Деньги вкладываются как в обновление машинно-тракторного парка, так и в создание благоприятных условий для хранения техники. Подход хозяйский: вся сложная техника – прицепная, самоходная – должна находиться в закрытых боксах. Так, в январе прошлого года на территории машинного двора были возведены гаражи для автомобилей. Построили и два навеса общей стоимостью 1 миллиард 530 миллионов рублей, под которыми техника защищена от воздействия внешней среды железобетонными стенами и крышей. В 2016-м году строительные работы на территории машинного двора планируется завершить. Осталось заасфальтировать площадку для временного хранения техники и возвести соответствующую всем природоохранным требованиям мойку. Если хватит сил и средств – то новый внешний вид приобретет и здание мастерских. В СПК «Осовецкий» не стремятся к наведению внешнего лоска: просто создают комфортные условия для хранения техники и работы людей.

Станислав Цынкус высоко оценивает профессиональный потенциал механизаторов и водителей. В хозяйстве сформирован коллектив людей, способных управлять современной техникой: 35 механизаторов и 14 водителей. В распоряжении некоторых шоферов – по несколько грузовых автомобилей.

– У нас давно заведено железное правило: кто эксплуатирует технику, тот ее и ремонтирует. Раз зарабатываешь на тракторе деньги – будь добр самостоятельно его обслуживать и ремонтировать. Это стимулирует людей бережнее относиться к технике, заботиться о продлении срока ее службы, не работать на предельных режимах нагрузки, – говорит Станислав Цынкус. – На территории машинного двора трудятся лишь токарь, сварщик и два слесаря. Они высокопрофессиональные люди, успевают везде, например, все металлические двери в хозяйстве сделали самостоятельно.

В прошлом году среднемесячная зарплата механизаторов в СПК «Осовецкий» составила 7,5 миллиона рублей. Среднемесячный доход лучшего из них достиг 14 миллионов рублей. Руководство хозяйства свою задачу видит в создании условий для высокопроизводительного труда людей. Им предоставляется новая современная техника, необходимое количество топлива и участок для приложения сил и мастерства. Проще говоря, дается возможность хорошо заработать честным трудом. Понятие «честный труд» включает в себя и бережное отношение к технике, и отсутствие посылов к разбазариванию топлива. Так уж устроен наш человек, что словесными увещеваниями до него трудно достучаться. Наиболее весомым аргументом является наказание рублем.

– В механизации у нас существует железное правило: навредил – заплати! – раскрывает Станислав Цынкус очередной «секрет» стабильной работы СПК «Осовецкий». – Если зимой при разборке техники обнаружится, что вышедший из строя подшипник не был смазан, то новый подшипник будет куплен и установлен за деньги недобросовестного механизатора.

Станислав Иосифович берет со стола папку и коротко излагает суть одного из документов, лежащих в ней. Это докладная за подписью главного инженера. Составлена она по факту нанесения материального ущерба хозяйству трактористом. В ветреную погоду мужчина в поле открыл стеклянную дверь кабины, и налетевшим порывом ветра она была разбита. На покупку нового стекла СПК затратил 2 миллиона 711 тысяч рублей. Подобные происшествия рассматриваются на правлении кооператива и, если вина механизатора подтверждается, он компенсирует причиненный ущерб из собственной зарплаты.

Садясь, например, за руль погрузчика, механизатор должен осознавать, что в его руках находится полтора миллиарда рублей, принадлежащих СПК «Осовецкий», и что деньги на покупку этого погрузчика были заработаны нелегким трудом всех тружеников хозяйства. Контроль сохранности техники строжайший. Причем не только за тракторами или грузовыми машинами, но и за 16-ю автомобилями специалистов. Повредил служебную машину – будь добр компенсировать стоимость ремонта.

– Вкладывая деньги в обновление материально-технической базы, мы одновременно развиваем в человеке чувство хозяина. Я постоянно напоминаю механизаторам, что к колхозному трактору необходимо относиться лучше, чем к собственной машине, потому что трактор является источником их заработка. Человек должен понимать, что на неисправном тракторе далеко не уедешь и много денег не заработаешь, – с этими словами Станислава Цынкуса невозможно не согласиться.

Что же касается рационального использования топлива, то данную проблему удалось решить благодаря навигационной системе, внедрение которой в СПК «Осовецкий» началось три года назад. В конце прошлого года навигатором был оснащен последний в хозяйстве трактор. И механизатор на нем работает хороший, а вот среднедневной расход топлива в январе 2015 года принципиально отличается от показателей января года нынешнего. Шутка ли: без навигатора трактору ежедневно требовалось на 18,7 литра солярки больше, чем теперь. Навигационная система исключает приписки, а значит, необоснованные затраты. Отныне новая техника в «Осовецком» приступает к работе только после установки навигатора. И горе тому, кто попытается вывести систему из строя. Все затраты по вызову специалиста (а это порядка 1,5 – 2 миллионов рублей) и ремонту придется оплатить виновному механизатору или водителю. Вот уже полтора года случаев умышленного повреждения навигаторов в хозяйстве не случается.

На первый взгляд, существующие в СПК «Осовецкий» правила и на самом деле необычайно жесткие. Но именно они позволяют хозяйству удерживать лидерские позиции не только по производственным показателям, но и по зарплате. Понимая это, люди перестраивают себя. Не бегут механизаторы из хозяйства, в котором есть возможность работать на современной технике и где их труд достойно оплачивается.

 Вячеслав Иванович Мазанович за ремонтом своей техники
Вячеслав Иванович Мазанович за ремонтом своей техники
Механизатор Сергей Иванович Ковальчук
Механизатор Сергей Иванович Ковальчук
Механизатор Валерий Вячеславович Репиха
Механизатор Валерий Вячеславович Репиха
На все руки мастера токарь Анатолий Федорович Томашук и сварщик Михаил Михайлович Масальский
На все руки мастера токарь Анатолий Федорович Томашук и сварщик Михаил Михайлович Масальский

Нина ТКАЧУК

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Розничный товарооборот по Дрогичинскому району полугодии 2024 года cоставил 83,9 млн. рублей

Об этом сообщили в главном статистическом управлении Брестской области....

Автомобильный парк Дрогичинского райпо пополнился новым автомагазином

Новая автолавка обслуживает 21 отдаленный населенный пункт нашего района...

Министр транспорта и коммуникаций встретился с коллективом АП № 15 г. Дрогичина

Сегодня в рамках единого дня информирования министр транспорта и...

К сведению недропользователей

Брестское областное управление Госпромнадзора информирует, что с июня 2024 г....