spot_img

ЖКХ – спасательный круг для “бытовки”?

Дата:

Осенью прошлого года новость о том, что комбинат бытового обслуживания населения передается на баланс ЖКХ, моментально облетела Дрогичин. Людская молва тотчас объявила ЖКХ монстром, настроенным загубить «бытовку», а работников комбината представила его жертвами: ведь 20 человек были предупреждены о сокращении, еще несколько уволились по собственному желанию.

Вот только молчало «сарафанное радио» о том, в каком удручающем состоянии находилось «наследство», свалившееся на голову коммунальщикам. Приняв на свой баланс  базу КБО и Дом быта по улице Ленина, прачечную по улице Карла Маркса в Дрогичине и 12 сельских комплексно-приемных пунктов, они собственными деньгами рассчитались за «бытовиков» по долгам, а также выплатили им зарплату за октябрь, хотя объединение началось 1 ноября. На эти цели было затрачено  1,5 миллиарда рублей!

– Как нельзя кстати подоспела финансовая поддержка облисполкома, – говорит директор КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ» Александр Макуха. – Прибавив к полученным деньгам 10 миллионов собственных средств, мы купили автомобиль «Газель», 2 швейные машины и профессиональный утюг с гладильным столом для швейного цеха, 2 стиральные машины и каток гладильный для прачечной, все необходимые инструменты для парикмахерской.

Александр Андреевич перечисляет приобретения, и сам по себе напрашивается вопрос: а как же до этого работали бытовики? Оказывается, швейники обходились допотопным утюгом, а парикмахеры пользовались своими личными машинками. Трудно было понять, как последние мыли головы клиентам, ведь вода из крана в парикмахерской текла лишь тонюсенькой струйкой, и только холодная. Коммунальщики уже наладили нормальную подачу холодной воды и планируют обеспечить горячее водоснабжение.

Вскоре после передачи «бытовки» на баланс ЖКХ Александр Макуха пригласил «за стол переговоров» главного врача района Александра Протасевича. Разговор шел о работе прачечной, так как центральная районная больница является ее основным клиентом. О неудовлетворительном качестве стирки больничного белья бытовиками медики были вынуждены рассказать председателю райисполкома Юрию Дядюку на недавней встрече. Они даже предлагали «возродить» бывшую больничную прачечную. Вот только дело это весьма затратное. Александр Макуха со своей стороны пообещал стирать белье как положено, ведь теперь в прачечной имеются новые стиральные машины, гладильный каток, хорошие моющие средства для стирки и отбеливания. Но при этом он потребовал от главного врача «отправить в утиль» старое, застиранное, изношенное белье. Руководители нашли взаимопонимание. Услугами прачечной также пользуются областной лицей, гимназия, одна из городских школ. Руководство ЖКХ ищет новых клиентов.

В прачечной: работает гладильный каток
В прачечной: работает гладильный каток

– Очень жаль, что пока нет возможности оказывать услуги по химчистке, – сетует Александр Макуха. – Горько было узнать, что бытовики продали прекрасную итальянскую машину для химчистки вещей, которая в свое время была приобретена с таким трудом! Говорят, продали, потому что химчистка была убыточной. Так ведь бытовое обслуживание в целом является убыточным. У нас, в ЖКХ, бани убыточные, но мы же их содержим, давая людям возможность помыться. Думаю, у многих жителей района возникает необходимость почистить пальто или костюм…

Полностью загружен работой швейный цех. Коммунальщики закупили не только новое оборудование, но и ткани, нашли заказы на пошив спецодежды. Они с нетерпением дожидаются случая, когда на каком-либо районном мероприятии можно будет выставить рекламные образцы  своей продукции. Например, предприятие «Экзон» уже сделало заказ стоимостью 50 миллионов рублей. Попросив при этом, правда, небольшую скидку, что вполне устроило ЖКХ. На работу в швейный цех взяли трех молодых швей, планируют послать на учебу и закройщицу. Со старыми кадрами, которые оказались не готовы принять новые условия работы, расстались без сожаления.

– Если будет зарплата, то и у людей появится интерес к работе, – не открывает Америки директор коммунхоза. – С 1 января зарплату «бытовикам» начнем начислять аналогично работникам ЖКХ, исходя из действующей у нас ставки первого разряда в 800 тысяч рублей. Она, конечно же, будет увязываться с выработкой, будут применяться те же принципы премирования…

Что немаловажно, заработанные бытовиками деньги будут зачисляться на отдельный счет. А вот подчиняться коллективу придется исключительно руководству и специалистам ЖКХ. Все конторские работники КБО уволены. Их обязанности распределены между коммунальщиками. Руководство «бытовкой» возложено на заместителя директора ЖКХ Андрея Петровича Дзюрича. Коммунальщики ежедневно объезжают объекты, изучают ситуацию, контролируют новых коллег. Александру Макухе и его команде пришлось не только вкладывать в «бытовку» деньги, но и ломать психологию людей, которые трудились словно в другой эпохе. Чтобы изменить ситуацию, нередко приходится ставить жесткие условия: или работаете так, как требуем, или увольнение. При этом создаются все необходимые условия для людей. Так, в здании прачечной уже оборудован санузел, заказаны новые холодильники для швейного цеха и парикмахерской, в перспективе будут приобретены и микроволновки, электрочайники. В помещении вместо магазина «Ритуал», который расположен в здании Дома быта, будут также оборудованы внутренние туалеты и умывальники. До сих пор людям приходилось пользоваться уличными «удобствами».

– В мае Дом быта планируем закрыть на капитальный ремонт, – делится планами Александр Макуха. – Здание находится в ужасном состоянии. Сегодня на фермах лежит красивая плитка, а здесь на полах – протертый линолеум. Окна сгнили, крыша протекает. В течение нескольких месяцев надеемся превратить Дом быта в современное, красивое, удобное здание, которое будет выделяться среди других. Капитальный ремонт потребует порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Половину этой суммы выделит районный бюджет. Закупим и стулья новые, и зеркала, чтобы людям было приятно,  чтобы чувствовали они себя комфортно. Вход оборудуем пандусом.

Помещения, расположенные на основной базе КБО, в начале улицы Ленина, выставляются на аукционные торги. Что же касается сельских комплексно-приемных пунктов, то работать будут продолжать те из них, услугами которых активно пользуется население, например, в агрогородках Новая Попина, Именин, Радостово, Осовцы, Бездеж, Хомск. Коммунальщики ищут поставщиков, у которых можно дешевле закупать товары для продажи в сельских объектах бытового обслуживания. При этом их собственный материальный интерес более чем скромный: в продажу товары поступают с 10-процентной надбавкой. Опыт такой торговли у ЖКХ уже имеется. С минимальной надбавкой продаются пиво, безалкогольные напитки, чипсы, сладости в банях: городской, в агрогородке Новая Попина, в деревне Воловель. Посетители бани даже делают покупки домой. И коммунальщики в таком «бизнесе» видят для себя выгоду, и людям удобно.

Наш район стал девятым на Брестчине, кто рискнул пойти на объединение ЖКХ и «бытовки». К чему этот шаг приведет, пока прогнозировать рано. Возможно, со временем вся сфера оказания населению бытовых услуг окажется в частных руках. Пока же коммунальщики берут на себя роль спасательного круга «бытовки», которая так стремительно уходила «под воду».

Нина ТКАЧУК

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Жители Дрогичинского сельсовета поделились своими проблемами и пожеланиями

В прошлую пятницу, 1 ноября, наша журналистская «экспедиция» вновь поспешила узнать...

Качество воды из шахтных колодцев: загрязнение нитратами и микробами ставит под угрозу здоровье населения

Шахтные колодцы относятся к нецентрализованной системе питьевого водоснабжения, то есть...

Инспектор Дрогичинского РОЧС вошел в тройку лучших по Брестской области

В г. Бресте состоялся традиционный конкурс профессионального мастерства, «Лучший...