spot_img

Автолавка или магазин?

Дата:

Вопрос актуальный для маленьких населенных пунктов. Тот нерадостный факт, что численность жителей деревень с каждым годом снижается и сельские магазины теряют свою рентабельность, закрываются, – проблема общегосударственного масштаба. Как правило, село в котором перестал функционировать сельмаг, включается в маршрут движения автолавки. Может ли она стопроцентно заменить прежний вариант, является ли более усовершенствованной формой работы системы потребкооперации или же в чем-то уступает магазину? Мы решили разобраться в данном вопросе, пообщавшись с населением района и представителем Дрогичинского районного потребительского общества, бросив на чашу весов возможные «за» и «против». Так что же лучше, удобнее для населения: автолавка или магазин?

Грузовая машина на базе МАЗа, с которой  мы отправились в небольшое путешествие по населенным пунктам Дрогичинщины, пожалуй, самая вместительная, в сравнении с другими «магазинами на колесах» районного потребительского общества. Загрузившись утром мясной продукцией, «молочкой», хлебобулочными изделиями, прочими товарами, около 10.00 автолавка выдвинулась в путь. 

В деревне Всходы Немержанского сельского Совета проживает около 8 человек, да и те преимущественно – люди пожилого возраста. Автолавка останавливается здесь в нескольких местах, поближе к жилым домам. 

 – Мы знаем местных жителей, наших постоянных покупателей, и стараемся ни кого не забыть. Пожилым людям тяжело прийти к месту остановки автомагазина, поэтому если нужно, подъезжаем прямо к дому, сигналим, бывает, я захожу во двор и стучу в окно, – говорит водитель автолавки Геннадий Петрович Масальский. 

– Обслуживают нас на все сто процентов. Всего в автолавке хватает: и хлеб, и батон, и молоко, и «алея», и стиральный порошок. Наш продавец, Светка, доброй души человек, с ней приятно и словом обмолвиться, – говорит жительница деревни Всходы Анастасия Яковлевна. 

Въехав в Лесники, автолавка громкими сигналами заявила о себе, созывая местных жителей. И вот – первая остановка. Открылась витрина автомагазина, и жители улицы тем временем стали выходить из домов. За считанные минуты возле машины образовалась очередь: мужчины, женщины – как люди трудоспособного возраста, так и пенсионеры, – дети, подростки, в общем, и стар и млад. 

– Здравствуй, Светка! С праздником тебя! – сказал кто-то из местных, обращаясь к продавцу. Жители деревни хорошо знают Светлану Анатольевну Млынец и благодарны ей за ее работу, внимательное чуткое к ним отношение. 

Что только не спрашивали сельчане в автолавке: батон-плетенку, молоко, сметану, печенье, конфеты, квас, копченые куриные крылышки, мороженое, чипсы, отраву от мышей, дихлофос. 

– Если чего и нет, так наша Светлана Анатольевна  обязательно доставит в следующий раз. На все просьбы отвечает делом, старается помочь. Даже если попросить, то и лекарства может нам из райцентра привезти, – не нахвалятся сельчане на продавца райпо. 

С душой подходит к своему делу продавец автолавки С.А. Млынчик
С душой подходит к своему делу продавец автолавки С.А. Млынчик

Магазин в Лесниках, как выяснилось, закрыли около 10 лет назад. С тех пор автолавка ходит каждые вторник, четверг и субботу. 

– Приходит она всегда вовремя, если и запаздывает, то всего на пару минут, – сказал один  мужчина. – Но если  сравнивать,  магазин хорош тем, что в него можно пойти, если надо, и несколько раз за день. 

– В автолавке все всегда свеженькое, а в сельмаге продукты могут быть и с просрочкой, – вмешался в беседу другой местный житель.

– Если завмаг хороший, то ничего залежавшегося, несвежего не будет на прилавках. От завмага все зависит, – подытожил, в свою очередь, первый участник диалога. 

– В магазине все товары на виду, на прилавках, к тому же есть и непродовольственные. А автолавка хороша тем, что подъезжает прямо к дому, останавливается, если попросишь, – сказал пенсионер из Лесников уже на другом остановочном пункте автомагазина. – Если что-то забываем купить или требуются такие товары, как, например, гвозди, сельхозинвентарь, краска, то ездим в Немержу или ходим «напрямки» в деревню Судиловичи (Березовский район), там и приобретаем.

Закончив наше общение с сельским населением, мы задали несколько вопросов первому заместителю председателя правления Дрогичинского районного потребительского общества Алене Николаевне Сушко. С ее слов мы узнали, что в райпо имеется 4 машины-автолавки. Каждая из них оборудована низкотемпературными ларями для мороженого, пельменей, полуфабрикатов, холодильными шкафами и холодильными витринами.

– Всего у нас в районе 8 маршрутов движения автолавки, при этом, если углубиться в цифры, обслуживаем около 3100 человек. Это порядка 75 населенных пунктов, – говорит Алена Николаевна. – Останавливается автолавка в тех пунктах, которые занесены в график движения. Это, прежде всего, места, рядом с которыми проживает пожилое население. Но также всегда охотно идем навстречу жителям района. Иногда продукты питания пожилым людям приходится заносить прямо в дом.

Прийти строго по часам, как маршрутный автобус, автолавка не может. Это надо понимать. Зачастую срабатывает человеческий фактор. Один день покупателей меньше, на другой – наоборот, особенно летом, когда на каникулы к бабушкам и дедушкам приезжают внуки, а также в разгар дачного сезона. Кто-то долго выбирает товар, раздумывает, что купить. Поэтому и возможны незначительные опоздания.

– Существует ассортиментный перечень. В нем указаны товары, которые должны быть в автомагазине. Без них ни одна из машин не может выйти на свой маршрут, – сообщает Алена Николаевна.

– Возникают ли ситуации, когда продукты первой необходимости, например, хлеб, заканчиваются, а маршрут еще не пройден, – спрашиваем у нашей собеседницы.

– Если продавец видит, что того или иного товара, пользующегося спросом, может не хватить, то он добирает продукты в близлежащих магазинах системы райпо. Никогда не было такого, чтобы автолавка приехала в деревню без товаров первой необходимости в нужном количестве.

В передвижном магазине, помимо продуктов, в продаже есть и товары бытовой химии, личной гигиены: бритвенные станки, носки, колготы, стиральные порошки, зубная паста, одеколон, моющие средства.

– Часто люди спрашивают и хозяйственные товары. Стараемся реагировать на все пожелания. Пока 4 раза в месяц, вслед за продуктовой машиной, пускаем и автомобиль с хозяйственной, промышленной группами товара филиала «Хозторг», – продолжает А.Н. Сушко. – Работает и заказной принцип. Продавец заносит тот или иной товар в книгу приема заявок и после этого он обязательно попадет к покупателю. Подобным образом можем доставить даже велосипед или телевизор. Часто люди заказывают корма для домашней живности.

Населению должен на постоянной основе предлагаться весь необходимый ассортимент товаров и услуг. И если это правило соблюдается, то не так важно, где покупать: в магазине или в автолавке. Наверное, куда большее значение имеет качество обслуживания населения, ответственно ли работники торговли подходят к своей работе, способны ли они откликаться на пожелания, потребности людей.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Как осуществляется соцподдержка людей с ограниченными возможностями

Социальная защита людей с инвалидностью является одной из приоритетных...

Петр Пархомчик: В рамках программы “Один район – один проект” необходимы более продуктивные идеи

В ходе пресс-конференции, которую проводит сегодня для журналистов председатель...

Министр культуры, помощник Президента, руководители компаний и замминистры. Подробности кадрового дня у главы государства

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 декабря рассмотрел кадровые вопросы. Президент...