Преподаватель Дрогичинской ДШИ пишет музыку для юных музыкантов

В свои сорок лет преподаватель по классу баяна Дрогичинской детской школы искусств Сергей Стельмах начал путь в качестве самодеятельного композитора. Из-под его пера выходят такие музыкальные произведения, как пьесы, сюиты, вальсы, этюды, польки, кадрили, тарантеллы и другие. За четыре года плодотворной творческой работы Сергей Антонович сложил около 40 сборников. Спросите, сколько из них было опубликовано в печатном варианте. Ответ – пока нисколько. В современном мире – для того, чтобы «прокачаться», то есть стать популярным, собрать свою аудиторию читателей, зрителей, слушателей – очень хорошо помогают социальные сети.

Помимо преподавания в школе искусств, Сергей Антонович является концертмейстером в Дрогичинской ДХШИ. В свободные от двух работ часы он сочиняет музыку. Причем не выбирает для этого время специально. У творческого человека музыка может рождаться в голове спонтанно. Был бы всегда под рукой баян, карандаш и нотная тетрадь, чтобы положить родившуюся в голове мелодию на бумагу.

Пожалуй, в практике каждого творческого человека (не важно, писателя, поэта или композитора) есть произведение, которым он гордится более всего. У Сергея Стельмаха – это «Лирическое настроение». Получилось оно, как говорится, в один присест, в одно дыхание. Композитор признается, что в тот момент, когда он записывал ноты – руки словно ему не принадлежали, а какие-то неведомые силы управляли творческим процессом.

Преподаватель применяет плоды своего творчества в профессиональной деятельности: предлагает воспитанникам ДШИ изучать его композиции. Бывает, что композитор пишет для конкретного ученика программу академического концерта (в нее входят два произведения). А на любом творческом вокальном конкурсе исполнение новых, не знакомых всему миру, композиций добавляет шансов на более высокую оценку жюри.

– Пишу простенькие несложные произведения (есть и посложнее, конечно), выбираю для них в основном удобные тональности, чтобы детям было легче их освоить. Поскольку я баянист, то для баяна, но некоторые из них подходят и для аккордеона, – говорит композитор.

Итак, наш собеседник некоторое время писал свои пьесы-этюды «в стол», но потом стал выкладывать их в соцсети. Уже не один год ведет группу в Вконтакте, которая называется «Нотный архив Сергея Стельмаха». На сегодня в ней насчитывается уже больше 500 подписчиков. Также и в Фейсбуке Сергей Стельмах не так давно открыл свой творческий аккаунт, но там собралась пока еще небольшая аудитория.

Вряд ли контент привлечет внимание широкой аудитории, ведь там, в основном, выкладываются нотные записи. Содержимое постов предназначено для музыкантов, педагогов музыкальных школ и школ искусств. Они используют произведения из архива композитора и разучивают их вместе с учащимися. Не раз Сергею Антоновичу присылали видео из разных стран, где юные баянисты и аккордеонисты исполняют его пьесы, этюды или польки. Преподаватели благодарят композитора за его произведения. А это, согласитесь, – дорогого стоит.

 Преподаватель Дрогичинской ДШИ открыт для общения с подписчиками группы: отвечает на вопросы в комментариях, поддерживает переписку с коллегами из разных стран. Вот какой текст в комментарии разместила педагог из эстонского города Нарва-Йыэсуу Маргарэтта Кишунс. «В Детской музыкальной школе Нарва-Йыэсуу в классе аккордеона произошло интересное событие: Сергей Стельмах – педагог, концертмейстер, композитор, продюсер из Республики Беларусь – сочинил пьесу для моего ученика Микхеля Паю Фон Новик с посвящением и автографом. Микхель выучил три пьесы композитора, и мы опубликовали видео. Исполнение пьес вызвало симпатию, одобрение автора и в благодарность Сергей Стельмах сочинил польку для Михкеля. Это так неожиданно и приятно! Обязательно выучим и запишем видео! Великолепный подарок! Добрый, отзывчивый педагог и композитор Сергей Стельмах отлично понимает психологию детей, знает, как стимулировать к обучению учеников и порадовать родителей и педагогов. Михкель участвует в концертах школы, в 2020 году был лауреатом регионального конкурса, играет в инструментальном ансамбле. Сейчас мы готовим программу для республиканского конкурса аккордеонистов в Эстонии».

– Микхель – молодец. Произведение «Этюд» он хорошо исполнил. И это с учетом того, что у них, в Эстонии, в течение последних полутора лет был локдаун. Также и из Украины мне прислали видео, в котором учащаяся школы искусств Алеся Ларчикова исполняет мое произведение «Рок-н-ролл». Ее педагог по классу аккордеона – мама девочки Галина Ларчикова. Мы с ней переписываемся, и она благодарит за сотрудничество, рассказывает, с каким большим энтузиазмом Алеся осваивает мои композиции, – делится впечатлениями Сергей Антонович.

Присылают нашему собеседнику и записи целых концертов по его произведениям. Были такие сюрпризы из Воронежской области России, из Республики Карелия, Украины. Приходят в соцсетях композитору и фотографии дипломов, которыми ребята были награждены на творческих конкурсах, исполняя его произведения. Приятно дрогичинскому композитору осознавать, что его творчество послужило кому-то на пользу.

Что касается географии подписчиков группы «Нотный архив Сергея Стельмаха», то большинство из них представляют Россию, на втором месте – Беларусь. Также встречаются любители музыки из Украины, Казахстана, Эстонии и других стран.

В планах по продвижению своего творчества у Сергея Стельмаха делать рекламу в Вконтакте и в Фейсбуке: рассылать потенциальным подписчикам ссылки на сообщество. И, конечно же, и дальше творить – писать музыку, ведь за последние годы это стало неотъемлемой частью его жизни.

А еще коллега-преподаватель из Перемышлянской детской музыкальной школы (Украина) Галина Шатковская переложила вальсы С.А. Стельмаха на украинский народный инструмент бандуру и в скором времени собирается опубликовать сборник «Вальсуемо під бандуру». Педагог заранее спросила разрешение на это у композитора, и он дал добро. Так что первый сборник произведений нашего собеседника скоро все-таки выйдет в печатном издании.

Андрей РАССАФОНОВ