spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Спрос на торфобрикет растет. Готовимся к отопительному сезону

Дата:

Каким бы теплым ни выдалось начало сентября, все ближе тот момент, когда придется достать из шкафа теплую одежду и  позаботиться об обогреве дома. Потребителям природного газа можно не волноваться: открыл вентиль – и вожделенное тепло разойдется по жилью. Остальному населению, чтобы чувствовать себя комфортно зимой, необходимо позаботиться об обеспечении своего домовладения торфобрикетом и дровами.

Спрос на торфобрикет растет

– В последние два года происходит увеличение спроса на торфобрикет, – отмечает директор Дрогичинского райтопсбыта Анатолий Анатольевич Полюх. – Если в 2016-м году населению было реализовано 6 800 тонн торфобрикета, то в прошлом – 7 000 тонн. А до окончания 2018 года мы планируем отгрузить 8 500 тонн. Причина, на мой взгляд, кроется не столько в боязни людей перед холодной зимой, сколько в том, что запасаться торфобрикетом стали и владельцы газифицированных домов. С прошлого года райтопсбыт отпускает на газифицированные домовладения твердое топливо и дрова по фиксированным ценам в пределах общеустановленных норм. Прежде это запрещалось.

Тому, кто помнит времена, когда приобретение торфобрикета сопровождалось невероятной нервотрепкой, когда с утра весовую штурмовали десятки разгневанных граждан, сегодня территория райтопсбыта может показаться непривычно тихой и пустынной. Поставки торфобрикета населению упорядочены. Ежегодно распоряжением райисполкома утверждается график, согласно которому каждый сельский исполнительный комитет получает задание на выборку твердого топлива по месяцам.

– Еще несколько лет назад нам очень трудно приходилось в такие месяцы как март, апрель, май. Перезимовав, население еще даже не задумывалось о приобретении топлива на предстоящий отопительный сезон. Спасибо сельисполкомам, которые понемногу научились убеждать людей, что запасаться торфобрикетом нужно с весны. Так, например, жителям Антопольского сельсовета в весенние месяцы было отгружено торфобрикета на 24 тонны больше, чем было запланировано, – рассказывает Анатолий Полюх. – Люди должны понимать, что райтопсбыту необходимо работать ритмично. Мы не можем три месяца простаивать, а потом за один день обеспечить топливом сотни домовладений. За восемь месяцев мы реализовали населению 5 000 тонн торфобрикета при годовом плане 8 000 тонн. Нагрузка ощутимо увеличилась по мере приближения осени: если в июне население приобрело 700 тонн брикета, то в августе – уже 1 000 тонн.

 С тремя торфобрикетными заводами заключены договоры у Дрогичинского райтопсбыта. 5 000 тонн твердого топлива в нынешнем году должен отгрузить Ляховичский торфозавод, 3 500 тонн – предприятие «Гатча-Осовское» Жабинковского и 500 тонн – «Березовское» Ивацевичского районов. Если по объемам поставок вопросов к поставщикам у райтопсбыта не возникает, то по качеству продукции порой приходится предъявлять претензии: вызывать представителей Ляховичского завода и предприятия «Березовское» в Дрогичин, возвращать торфобрикет обратно.

Анатолий Полюх не скрывает: редко рабочий день обходится без того, чтобы жители района не позвонили с жалобой на качество доставленного им брикета. Причем люди часто возмущаются необоснованно, заприметив, что у соседа на ведро меньше крошек или пыли. При возникновении претензий представители райтопсбыта выезжают на место, изучают ситуацию.

– На каждую продукцию существует ГОСТ. Мы получаем топливный брикет марки «БТ-2». Согласно техническим условиям, массовая доля частично разрушенного брикета на куски диаметром 2,5 сантиметра и менее может составлять 25 процентов от общей его массы. В этом объеме разрушенного брикета 7 процентов могут составлять куски диаметром менее 25 миллиметров, попросту говоря – пыль. Норма отпуска брикета на одно домовладение – 3 тонны, значит, допустимо, чтобы пыль составляла 200 килограммов, – объясняет Анатолий Анатольевич и тут же подчеркивает: – Но это крайность, которой мы не допускаем. Райтопсбыт старается поставлять людям более качественный торфобрикет.

Технические условия установлены и на колотые дрова, согласно им полено должно иметь определенную толщину. В позапрошлом году райтопсбыт приобрел еще один, модернизированный дровокольный станок, что позволило быстрее выполнять заявки населения. Однако просьбы наколоть дровишек помельче – на растопку, увы, приходится оставлять неудовлетворенными.

Порядок обеспечения населения дровами также регламентируется распоряжением райисполкома. 8 500 метров кубических дров владельцам частных домов должен реализовать в течение года ГЛХУ «Дрогичинский лесхоз», 2 800 кубометров – райтопсбыт. Граждане выбирают самостоятельно, какой вариант для них предпочтительнее.

– Человек вправе решить, и какой вид топлива для него предпочтительнее, – объясняет директор райтопсбыта. – Решением Брестского облисполкома установлены нормы отпуска топлива населению. По фиксированным ценам у нас можно приобрести 3 тонны торфа или 4,9 кубометра колотых дров. В случае, когда граждане хотят купить и торфобрикет, и дрова на растопку, по фиксированным ценам они могут приобрести 2,4 тонны брикета и 1,5 кубометра дров.

Главное – сплоченность

Николай Сапега – старожил райтопсбыта. В следующем году исполнится 30 лет, как он пришел сюда на работу. До того трудился механизатором в ДЭУ-177.

– Здесь требовался человек на «кузнечик», – с улыбкой кивает Николай Николаевич на погрузчик «ТО-30», который и вправду похож на воспетое в детской песенке насекомое. – Это наш кормилец! Если он поломается – вся работа может остановиться, – каждую произнесенную фразу механизатор «приправляет» добродушной шуткой. Такой он человек: общительный, щедрый на юмор. Поначалу Николай Николаевич работал на другом погрузчике, но вот уже 25 лет он неразлучен с «ТО-30». Самостоятельно ремонтирует своего «кузнечика», проводит его техническое обслуживание. Вместе механизатор и его стальной друг набирались опыта, вместе становились старше. А в 2010-м году Николай Сапега получил в свое распоряжение еще и автомобиль «ГАЗ-35071». С тех пор он и загружает торфобрикет, и при наличии времени доставляет его населению.

В прошлом году в райтопсбыте была проведена оптимизация, в результате которой из 34 человек работать осталось 19. Такая численность коллектива является оптимальной при нынешних объемах производства. Так, вместо четырех сторожей теперь трое, обязанности кладовщика и продавца выполняет один человек, оказалось возможным обходиться без завскладом, ушли и два водителя. За теми водителями, которые остались, было закреплено по два автомобиля.

– У нас имеется четыре большегрузные машины вместимостью 20 тонн, которыми мы доставляем торфобрикет с заводов на территорию райтопсбыта, и четыре «ГАЗона», которыми развозим топливо населению, – говорит Анатолий Полюх. – С утра водители едут на заводы, причем, летом им приходится отправляться в путь и в 4, и в 5 часов, а по возвращении они пересаживаются за руль «ГАЗонов» и уже колесят по территории района. Таким образом водители загружены на протяжении всего дня.

Оптимизация положительно сказалась на доходах членов коллектива. Дрогичинский райтопсбыт выполнил доведенное БОУП «Управление ЖКХ» задание по росту средней зарплаты. Так, за семь месяцев 2018-го года она составила 698 рублей, или 108,9 процента к аналогичному периоду прошлого года, в июле же – 740 рублей. Было получено 17 000 рублей чистой прибыли, в то время как некоторые другие филиалы БОУП «Управление ЖКХ» сработали с убытком. На 142 процента коллектив выполнил доведенное задание по оказанию платных услуг, заработав 72 000 рублей. Успешно справиться с заданием позволили и такие традиционные услуги как распиловка, колка дров, погрузка и доставка топлива населению, а также транспортные услуги сторонним организациям: райпотребобществу, сельскохозяйственным предприятиям по вывозке соломы с полей и др.

– Можно выполнять любые задания. Главное, чтобы профессия человеку нравилась, чтобы водитель любил крутить баранку, – высказал свое мнение по поводу универсальности своей работы Евгений Николаевич Канцер. Семь лет назад он перешел из райагропромтехники в райтопсбыт. Работает и на «КамАЗе», и на «Газоне», возит и торфобрикет, и с колхозных полей солому.

– Главное, что коллектив у нас сплоченный, – единодушны во мнении Канцер и Сапега. – Один за всех и все за одного. Если нужно – выручаем друг друга, помогаем с ремонтом, обслуживанием техники.

Дружно взявшись за дело, водители райтопсбыта вернули к жизни два автомобиля, которые уже дожидались своего часа отправиться на металлолом. Старая техника исправно бегает и перевозит грузы, принося прибыль коллективу.

Загрузившись торфобрикетом, Евгений Николаевич Канцер и Николай Николаевич Сапега готовы отправиться по деревням Дрогичинского сельсовета
Загрузившись торфобрикетом, Евгений Николаевич Канцер и Николай Николаевич Сапега готовы отправиться по деревням Дрогичинского сельсовета

В райтопсбыте есть душевые и комнаты отдыха, где можно освежиться, разогреть еду, перекусить, попить чаю. Ежегодно работники обеспечиваются спецодеждой, средствами защиты. Так, на проведение мероприятий по охране труда за 6 месяцев 2018-го года здесь было выделено 2,8 тысячи рублей, в расчете 155,6 рубля на одного человека, что составило 4,1 процента от фонда заработной платы.

– До начала отопительного сезона осталось не так много времени, – говорит Анатолий Анатольевич Полюх. – Впереди – месяцы с самой большой нагрузкой, когда завезти топливо спешат многие граждане. И все старания немногочисленного коллектива нашего филиала направлены на своевременное обеспечение населения района твердыми видами топлива на предстоящий отопительный сезон.   

Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе поздравили ветеранов войны и вручили выплаты ко Дню Победы

Сегодня с наступающим праздником Победы поздравляли ветеранов, проживающих в...

В Дрогичине выбрали «Мисс Малютку»

Вчера, 25 апреля, в городском Доме культуры в очередной...

В Дрогичинском РОВД вручили награды ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В районном отделе внутренних дел состоялось памятное мероприятие, приуроченное...