Торговля на колесах: плюсы и минусы

, , Leave a comment

«В отдельных случаях автолавка заезжает и в населенные пункты, где есть магазин. К примеру, по просьбе ветерана-инвалида в маршрут обслуживания включена улица Лесная в Дроботах, которая располагается в отдалении от центра деревни. В организации работы автолавок стараемся учитывать мнение сельчан и идти навстречу их пожеланиям», — говорит ведущий товаровед райпотребобщества Зоя Николаевна Романович, вместе с которой мы и отправляемся посмотреть, как выполняет возложенные на него задачи магазин на

колесах.

Спрос – на товары первой необходимости

Сразу оговорюсь, что выбираем маршрут, на котором работает самая опытная команда, в составе которой – продавец Раиса Степановна Петлицкая и водитель Владимир Сергеевич Игнатовский. В понедельник, в 8 часов утра, в Антополе они загружают автолавку продуктами и товарами первой необходимости и отправляются в свой привычный рейс.

Первая остановка — в Вульке Антопольской. Некоторое время назад здесь еще работал стационарный магазин, но сейчас  этот населенный пункт – в зоне обслуживания автолавки. Деревня немаленькая, поэтому магазин на колесах имеет две торговые точки. Вначале заезжает на окраинную улицу Луговую и останавливается напротив дома пенсионерки  Елены Ивановны Громовой. Она же и становится первым покупателем. Затем подходит Надежда Ивановна Кузмич, другие пожилые сельчане. Покупают в основном хлеб, молоко, кефир, сахар, печенье, из непродовольственной группы просят подать стиральный порошок. Но продавец не забывает предложить и другой товар: замороженную рыбу, консервы, горошек, солянку, свежие помидоры, яблоки, цитрусовые… В пост этот ассортимент неплохо расходится. А вот колбаса, ветчина и прочие мясные изделия больше востребованы накануне праздников…

Сплотились, чтобы делать добро

За многие годы работы в торговле Р.С.Петлицкая хорошо усвоила не только свои обязанности, но и изучила вкусы и привычки своих основных покупателей. Ведь в этой сфере Раиса Степановна – более 30 лет. Вначале трудилась продавцом на складе, а после его закрытия согласилась поездить с автолавкой. Постепенно привыкла, втянулась, и менять уже ничего не захотелось. Тем более, что с напарником-водителем они  – не только родственники, но и единомышленники. В первую очередь – по отношению к людям. Ведь в основном большинстве их покупатели – пожилые сельчане. Порой им нужно и несколько раз повторить стоимость покупки, и подать ее так, чтобы немощному человеку, который подошел к автоприлавку с тросточкой, удобно было взять полный пакет или сумку.

И пока Раиса Степановна занимается реализацией товара, ее напарник, Владимир Сергеевич, периодически отвлекается на то, чтобы помочь пенсионерам донести их тяжелые покупки  домой.

Может, поэтому, характеризуя работу передвижного магазина на этом маршруте, сельчане в один голос повторяют, что лучшего обслуживания и быть не может. В автолавке всего хватает: и мясного, и молочного, и сладкого, и горького… Но самое главное – это по-человечески доброе, чуткое,  сердечное отношение к людям со стороны работников автолавки!

И пока сельчане нахваливают продавца и ее напарника, Раиса Степановна отвлекается на телефонный разговор. Оказалось, звонила их постоянная покупательница из деревни Хомичицы, куда впоследствии лежал маршрут автолавки, и просила привезти нужные ей… лекарства. «По дороге остановимся возле аптеки и купим все, что надо», — как о чем-то обыденном, заметила Р.С.Петлицкая.

Видимо, подобные обращения для нее уже стали привычными. Как и основной принцип работы Раисы Степановны и ее напарника: если можешь помочь людям – сделай это!

Был случай, когда однажды, во время сильных снежных заносов, дорога в населенный пункт, к месту прибытия автолавки, оказалась недоступной. Так продавец нагрузила сумки хлебом и другим товаром, который обычно приобретают ее посетители, и пошла по домам пожилых сельчан, чтобы отнести им самое необходимое. К счастью, такое бывает нечасто, и этот случай помнится, как исключение. В основном же дорожные службы успевают прочистить дорогу магазину на колесах…

Торговля на колесах: плюсы и минусы

Затем автолавка переезжает на улицу Мира в Вульке Антопольской. Здесь собралось немало народу. В очереди обсуждают погоду и рекомендации лунного календаря по срокам сева, местные новости и последние политические события. Свои тревоги озвучивает и одинокая пожилая сельчанка Лидия Демьяновна Северинчик, которая пришла к автолавке, опираясь  на две палки.  Она слышала, что будет отключаться проводное  радио, которое многие годы является ее единственным постоянным собеседником, и теперь пытается узнать, как другие односельчане решают эту проблему. А заодно и свежего хлебушка прикупить…

Некоторые из пенсионеров, не успев отнести покупку домой, возвращаются снова: кто-то забыл купить сметану, кто-то – заказать пасхальную выпечку… Люди отмечают единственное неудобство автолавки: через полчаса на этом месте ее уже не будет. И кто не успел в понедельник – тому придется ждать до следующего привоза товара – до среды…

Затем передвижной магазин отправляется в Малиновку. Здесь имеется даже табличка с графиком его обслуживания в этом населенном пункте, которую изготовил и укрепил вблизи торговой остановки один из местных сельчан.  Автолавку уже поджидают покупатели, чтобы забрать свой основной заказ – мешок сахара. Подходят и другие здешние жители, приобретают необходимое, делают заявки на будущее. Их Раиса Степановна помечает в отдельную тетрадку, и, по мере необходимости и срочности, все они выполняются.

Из Малиновки автолавка последует по маршруту Новоселки-Ямник-Галик-Хомичицы-Татарновичи-Подлесье и лишь к вечеру вернется в Антополь. Чтобы завтра, загрузившись товаром,  отправиться в другом направлении – в сторону деревень Рашин-Коты-Залесье-Меневеж-Рожок-Новая Темра-Буды-Дубовая-Бобки-Лавы. И так, чередуясь, шесть дней в неделю.

Конечно же, выдержать такой ритм и напряжение ненормированного рабочего дня непросто. Тем более,  что товара Раиса Степановна всегда берет много, чтобы не ездить впустую, чтобы был и запас, и ассортимент, и выбор, и чтобы покупательский спрос жителей отдаленной глубинки всегда можно было удовлетворить по максимальной потребности. При этом на трудности Раиса Степановна не жалуется. Ведь самая тяжелая работа — нелюбимая. Но это —не ее случай…

Галина ШАФРАН

Фото автора

(Visited 261 times, 1 visits today)
 

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published