Через творчество к трудовым навыкам приобщаются воспитанники Антопольской вспомогательной школы-интерната

В этой школе ученики не участвуют в научно-исследовательских конференциях и не побеждают в предметных олимпиадах, прославляя учителей и родителей своими глубокими знаниями. Зато многие из них преуспевают в труде. Вместе с тем, независимо от способностей, каждый ребенок хочет, чтобы его любили. Такое простое и естественное человеческое желание.

– В текущем году в Антопольской вспомогательной школе-интернате обучается 117 детей, из которых более 40 мальчишек и девчонок имеют статус социальных сирот. Многие из них находятся здесь круглосуточно, а человек 30 вообще никто не забирает ни на каникулы, ни на праздники, ни на выходные, поэтому как пребывание в школе-интернате, так и летнее оздоровление для них организуются за счет государственных средств. Еще 20 наших воспитанников – это дети с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, которые с трудом разговаривают, имеют множественные физические нарушения, а потому требуют ежесекундного внимания. В таких случаях мы радуемся, если смогли научить ребенка чистить зубы, одеваться, ухаживать за собой…

Однако большинство наших выпускников со временем становятся хорошими, старательными тружениками на производстве и в сфере услуг, и мы готовим их к этому. В нашем учреждении они получают необходимые базовые навыки для того, чтобы успешно социализироваться в обществе, занять там свое достойное место и стать его полноправными членами, – поясняет ситуацию директор Антопольской вспомогательной школы-интерната Геннадий Леонидович Якушевич.

Он не просто рассказывает мне о делах и успехах своих подопечных, а старается медленно и отчетливо диктовать каждое слово, внимательно и собранно следя за тем, чтобы я успевала записывать. Видимо, работа в таком учреждении в какой-то мере накладывает отпечаток и на наше общение.

В Антопольской вспомогательной школе-интернате Г.Л. Якушевич трудится более 20 лет. Получив образование учителя истории, свою педагогическую деятельность он начинал в Воловельской СШ, а со временем начал искать работу по месту жительства, поближе к родительскому дому и к семье. Предложили место во вспомогательной школе-интернате. Здесь Геннадий Леонидович был воспитателем, учителем истории и географии, заместителем директора по воспитательной работе. Впоследствии он получил второе высшее образование в педуниверситете имени Танка по специальности «олигофренопедагогика» и некоторое время назад, после выхода на заслуженный отдых прежнего директора, возглавил вспомогательную школу-интернат.

Мой собеседник признается: «Детей люблю, и, надеюсь, они меня тоже. У большинства наших воспитанников нет лести, себялюбия, они если привязаны к человеку – то очень искренне. При этом они очень остро чувствуют и реагируют на какие-то негативные эмоции, и потому во вспомогательной школе надолго остаются работать те, кто сердцем и душой переживает за наших детей и относится к ним с любовью и милосердием».

Директор Антопольской вспомогательной школы-интерната Геннадий Леонидович Якушевич (слева) и учитель труда Виктор Фомич Кобак вместе с учениками обсуждают план изготовления ажурной поделки
Директор Антопольской вспомогательной школы-интерната Геннадий Леонидович Якушевич (слева) и учитель труда Виктор Фомич Кобак вместе с учениками обсуждают план изготовления ажурной поделки

При этом Г.Л.Якушевич – строгий руководитель, который считает, что любую работу надо выполнять качественно и постоянно совершенствоваться в профессии, и это его убеждение переросло в требование ко всем подчиненным. Тем не менее, в последнее время Геннадий Леонидович сумел сплотить вокруг себя многих коллег-единомышленников, в числе которых – немало мужчин.

Основным направлением в деятельности коллектива школы-интерната является профориентационная подготовка и трудовое воспитание и обучение, которое, по словам директора, ведется по таким направлениям, как швея, овощевод, столяр, дворник, озеленитель. На это направлена и работа дополнительных факультативов и кружков, где дети могут освоить столярное и гончарное дело, народные ремесла, приобрести навыки резьбы по дереву, вышивки, бисероплетения и т.д. Для организации работы по трудовому обучению в школе-интернате используется 6 мастерских, 14 кабинетов классной работы, 4 кружка по интересам, школьный ресурсный центр, подсобное хозяйство, где выращиваются овощи для удешевления питания в здешней столовой. В минувшем году был заложен школьный сад, в котором высажены яблони, клубника, малина, смородина…

«Стараемся прививать детям трудолюбие, старательность, аккуратность, ведь от этого зависит их будущее, их успешная социализация в обществе. Для младших школьников организовано немало творческих кружков, и через них проходит постепенная подготовка к более сложным навыкам, а впоследствии – и к самостоятельной трудовой деятельности», – говорит Г.Л. Якушевич.

И в этом я убедилась, посетив мастерские и кабинеты классной работы вспомогательной школы-интерната. По-доброму впечатлила работа швейной мастерской, где занятия ведет опытнейший учитель трудового обучения Елена Сергеевна Нестерук. Под ее руководством дети получают навыки обработки тканей, занимаются шитьем постельного белья для интернатских нужд, фартуков и спецодежды для работы в мастерских. Примечательно, что навыкам шитья с удовольствием обучаются не только девчонки, но и мальчишки. И если вспомнить, что в былые времена лучшими портными считались именно мужчины, то есть надежда, что перед воспитанниками школы-интерната Никитой Кононовичем, Владиславом Терещенко и их ровесниками, которые успешно осваивают швейное дело, открываются неплохие перспективы.

В швейной мастерской школы-интерната
В швейной мастерской школы-интерната

В школе-интернате детям стараются прививать навыки самообслуживания. В столярной мастерской мальчишки-старшеклассники под руководством учителя трудового обучения Виктора Фомича Кобака занимаются ремонтом стульев, тумбочек, банкеток и другой мебели, а также осваивают навыки холодного литья металлов, изготавливая оригинальные и нужные в бытовом обиходе вещи. В день моего визита здесь работали десятиклассники Игорь Сакович, Максим Лахмицкий, Павел Кирилюк, которые с гордостью демонстрировали свои навыки не только в таких простых вещах, как забить гвоздь, но и в работе на сложных технических станках.

Резьбе по дереву в школе-интернате многие годы обучает воспитатель Леонид Михайлович Дьячков. Основные рабочие инструменты, в том числе – и специальные ножи для резьбы, мастер изготавливает самостоятельно, подгоняя их под способности и возможности своих учеников. Начинает обучение с азов – с изготовления резных разделочных досок, но со временем дети настолько увлекаются этим видом творчества, что, как говорит воспитатель, «порой не успеваем материал для работы заготавливать».

Многие годы резьбе по дереву в школе-интернате обучает воспитатель Леонид Михайлович Дьячков
Многие годы резьбе по дереву в школе-интернате обучает воспитатель Леонид Михайлович Дьячков

Всему, что умеет сам, старается научить детей и учитель трудового обучения Сергей Николаевич Шумило. Он был инициатором закладки пришкольного сада, а пока, в период межсезонья, вместе с девочками Мариной Конецкой, Ниной Ядчук, Кариной Тимлиной, Валерией Шинкарук учатся правильно высаживать лук – для того, чтобы и в зимних условиях получать полезную витаминную зелень для школьной столовой.

Учитель трудового обучения Сергей Николаевич Шумило ведет практические занятия по овощеводству
Учитель трудового обучения Сергей Николаевич Шумило ведет практические занятия по овощеводству

Факультатив по гончарному делу для воспитанников школы-интерната ведет Федор Георгиевич Брашевец, и для этого здесь имеется все необходимое оборудование и материалы: гончарные круги, печь для обжига глины и т.д. Современное направление – джутовую филигрань – дети осваивают с помощью воспитателя Галины Николаевны Наконечник. И, глядя на их прекрасные рукодельные работы, остается уверенность, что с такими навыками в дальнейшей самостоятельной жизни они смогут найти полезное применение обретенным навыкам.

Хорошо отзывается директор Антопольской вспомогательной школы-интерната и о работе воспитателя Валентины Ивановны Игнатовской, которая развивает творческие способности детей начальных классов, Татьяны Федоровны Довгун, которая ведет в школе-интернате кружки творческой направленности, в частности, топиарий, Ирины Александровны Веремейчик, обучающей бисероплетению, и многих других работников коллектива. Благодаря их усилиям и стараниям дети с ограниченными возможностями значительно расширяют свои творческие способности и трудовые навыки. И если они правильно ими воспользуются, то в перспективе станут хорошими хозяевами-тружениками, ремесленниками, смогут создать и организовать достойную семью и воспитать своих детей. Именно об этом больше всего сегодня заботятся и мечтают те, кто вкладывает в особенных учеников свой труд, сердце, душу, – их педагоги и воспитатели.

Учитель труда Федор Георгиевич Брашевец обучает своих воспитанников гончарному делу
Учитель труда Федор Георгиевич Брашевец обучает своих воспитанников гончарному делу

Галина ШАФРАН

Фото автора