spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Душой и сердцем Молодая

Дата:

Мы, зрители, знаем в лицо многих артистов городского Дома культуры: ведущих концертных программ, певцов, танцоров. Будем искренними: в первые секунды появления на сцене конферансье или же исполнителя мы не столько вслушиваемся в текст или песню, сколько всматриваемся в его наряд. Костюм во многом предопределяет успех номера, создает характер и настроение. Однако немногим из нас знакомо имя человека, который одевает артистов.

Костюмер Валентина Александровна Молодая за происходящим на сцене действом обычно наблюдает с балкона. Придирчиво оценивает, насколько наряды артистов вписываются в канву номера, в сюжет танца, насколько ярко и харизматично выглядят в них исполнители.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», – смысл этой пословицы стал понятен Валентине Александровне десять лет назад. Сказать, что она расстроилась, узнав о предстоящем сокращении на работе, – ничего не сказать. Казалось, из-под ног выбили землю, на которой она надежно стояла и была счастлива. Валентина Александровна из тех людей, которые сильно привязываются к месту работы. Окончив Брестское профессионально-техническое училище, она устроилась в швейное ателье комбината бытового обслуживания населения в родном Дрогичине. Шила верхнюю женскую одежду и даже мысли не допускала о том, что из ателье когда-нибудь придется уйти.

Шить Валентину научила мама. Она работала фельдшером на скорой помощи, в поликлинике, а вечерами и в выходные дни садилась за швейную машинку или же брала в руки вязальные спицы: шила, вязала наряды для детей. Делала она это не только по зову души, но и потому что купить одежду в магазинах было трудно. Слово дефицит знал и стар и млад. Впрочем, добыть хорошую ткань также было делом непростым. Ткани «доставали», привозили из Польши.

Валентина поначалу шила крошечные наряды для кукол, потом попробовала и для себя – простенькую юбочку, кофточку. Она уже и не помнит, как выглядели те первые самостоятельно пошитые незамысловатые вещицы для девичьего гардероба. Зато в памяти навсегда осталось свадебное платье, которое она, еще не имея опыта, пошила своей подружке. В том платье замуж выходили и остальные подруги Валентины Александровны, и она сама. Девчата даже заметили удивительную закономерность: у всех, кто расписывался в свадебном платье «от Валентины», родились мальчики. Двое сыновей появились на свет и в семье Валентины Александровны.

Молодой она стала, выйдя замуж. Фамилия мужа была одновременно красивой и необычной. Будущий свекор Валентины Александровны приехал в Дрогичин после Великой Отечественной войны из Горок. Он много лет преподавал начальную военную подготовку в местной школе. Свекровь предупредила Валентину: «Пока сама молодая – и фамилия нормально будет людьми восприниматься, а станешь постарше – без шуток не обойдется».

– Помню, в Пинске, в роддоме, медсестра в палату заглядывает, говорит: «Молодую к телефону!» А женщины в ответ: «Да тут все молодые, старые не рожают», – улыбаясь, вспоминает один из курьезных жизненных случаев Валентина Александровна.

На работу в городской Дом культуры она приходит к восьми утра. Тогда, десять лет назад, Валентина Молодая ухватилась за должность костюмера, словно за соломинку, чтобы остаться в профессии и быть нужной людям. Переживала очень: а вдруг не получится? Коллектив незнакомый, творческий, шить для артистов, для сцены – совсем другое дело, чем для заказчиков в ателье. Пришла с открытым сердцем и прижилась, стала своей. Конечно же, многие костюмы покупаются на фабриках, но многие приходится шить и Валентине Александровне – так дешевле.

– Приняли меня в Доме культуры хорошо. Коллектив дружный, много молодежи. С такими людьми и себя чувствуешь моложе. Не бывает так, чтобы каждый занимался только своей работой. Все делаем вместе, сообща. Например, нужно подготовить спектакль к Новому году. Все заняты созданием костюмов: кто-то в компьютере что-то подходящее нашел, кто-то сам придумал, предлагают, обсуждаем, примеряем, оцениваем. У нас здесь такое творится!.. – Валентина Александровна весело указывает на помещение костюмерной, где сейчас тихо и немножечко пустынно.

Костюмы и швейное оборудование находятся в других комнатах. Поначалу Молодая переживала, что не сумеет запомнить названия костюмов и их месторасположение на вешалках. Но освоилась быстро и уже давно чувствует себя настоящей хозяйкой в костюмерной, которую правильнее было бы назвать творческой мастерской. Любой костюм сначала коллегиально создается, а потом всеми дружно – директором Дома культуры Татьяной Ивановной Ильютко, ее заместителем, художественными руководителями коллективов – оценивается.

– Сценический костюм должен быть ярким, запоминающимся. Костюмы для танцевального коллектива – отражать характер танца, определенную эпоху или национальный колорит. Наши артисты не капризничают, если нужно, то и десять примерок выдержат, только бы наряд соответствовал задумке, мог впечатлить зрителя, – говорит Валентина Александровна, показывая костюмы для ведущих, цыганские, венгерские наряды для танцоров, расписные сарафаны.

В прошлом году районным отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи для костюмерной городского Дома культуры были приобретены новая швейная машинка и оверлок, а три года назад – стиральная машина-автомат. После выступления Валентина Молодая внимательно осматривает каждый костюм, при необходимости ремонтирует его, стирает, гладит. Как фельдшер скорой помощи, спешит она к артисту, если перед выходом на сцену случается какая-либо неприятность с костюмом. Она подгоняет наряды по фигуре, следит, чтобы нигде предательски даже коротенькая ниточка не висела. Словно о малых детях, заботится костюмер о тех, кто выходит на сцену. «Они в ответ меня заряжают своей молодостью, хорошим настроением, оптимизмом. С ними забываешь, сколько тебе лет», – не скрывает Валентина Молодая.

Молодая

Особенно ей нравится работать с детьми, которые приходят в неописуемый восторг, узнав, что для них сшили новые костюмы. Да и создавать пышные, веселые наряды из юбочек, подъюбничков, с бантиками, рюшечками – одно удовольствие. Немало детишек выступает в танцевальных коллективах городского Дома культуры. А фантазия хореографа Ирины Антоновны Цыганчук даже опережает возможности Дома культуры по созданию новых нарядов для маленьких танцоров.

…Наблюдая с балкона за танцующими на сцене детьми, Валентина Александровна Молодая переживает не только за костюмы. Среди юных артистов – две ее внучки: двенадцатилетняя Александра и восьмилетняя Полина. Старшую еще в детсадовском возрасте она отдала в умелые руки Ирины Цыганчук, а Полинка решила заняться танцами по примеру сестры. Валентина Александровна и сама в юные годы танцевала на сцене городского Дома культуры. Их танцевальный коллектив состоял из четырех пар, исполняли народные танцы, выступали по району и даже в Минске. Валентина Александровна тогда работала в швейном ателье КБО.

И хотя коллеги по Дому культуры нет-нет, да и намекнут, что неплохо было бы Александровне попробовать себя на сцене, она категорически отказывается. Улыбается: «В каком качестве? Певицы? Так ведь к пению Бог таланта не дал. Человек должен заниматься тем, к чему у него талант».

Дома она очень редко садится за швейную машинку. Кроить и шить наряды для себя, для внучек нет необходимости: нынче продается много готовой, очень красивой, одежды. В свободное время Валентина Александровна с удовольствием занимается цветами, комнатными вазонами. На своем небольшом подворье она выращивает немало ярких, красивых цветов, особенно же любит розы.

Нина ТКАЧУК

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

22 апреля свой профессиональный праздник отметили судебные эксперты

Профессия эксперта благодаря современному кинематографу овеяна духом романтики не...

Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания

Президент Беларуси Александр Лукашенко избран председателем VII Всебелорусского народного...

Александр Лукашенко дал наказ делегатам ВНС: надеюсь, что когда нас не станет, вы удержите страну

Президент Беларуси Александр Лукашенко, который выдвинут на пост председателя VII...