spot_img

Гордость учителя – в учениках. 2 октября – День учителя

Дата:

Школьный двор встречает приятным ароматом алиссума – последних цветов ушедшего лета, привлекательной благоустроенностью и веселым детским многоголосием. Отрадно и то, что в последнее время СШ № 2 г.Дрогичина прогрессирует не только во внешнем оформлении, но и в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, утверждая свою репутацию заметными достижениями учеников и учителей. В коллективе этого учебного учреждения трудится и преподаватель русского языка и литературы Светлана Ивановна Хилько, чей портрет украшает районную Галерею Трудовой Славы. В числе ее учеников – три недавних победителя республиканских научно-практических конференций и олимпиад и три обладателя специальной премии Президента по поддержке талантливой молодежи, и такого созвездия талантов в современной истории этой школы, возможно, еще и не было.

Феномен своего педагогического успеха С.И.Хилько объясняет тем, что в последнее время ей просто везло на способных, старательных, трудолюбивых учеников, которые могли и хотели учиться.

– Вначале Диплом победителя республиканской научно-практической конференции среди школьников по русскому языку завоевала Даша Колодич, затем свою исследовательскую работу на таком же уровне успешно защитил Владислав Волощук, а в последние три года призовые места на олимпиадах самого высокого уровня по русской филологии занимала Анечка Гражевская, – рассказывает Светлана Ивановна.

– Да, иногда было трудно, – соглашается учитель-филолог. – Ведь для того, чтобы совершенствовать и расширять возможности одаренных детей, которые хорошо усвоили школьный предметный материал и стремятся углублять свои знания, приходилось самой вечерами читать много дополнительной литературы, искать нужный материал, пролистывать даже свои студенческие конспекты. Во многом помогали и поддерживали мои коллеги, учителя нашей школы, предлагая свои наработки и давая ссылки на некоторые учебные пособия. Поэтому успехи учеников – это достижение всего нашего педколлектива…

Дрогичинская СШ № 2 для Светланы Ивановны давно стала родным домом. Здесь прошли ее школьные годы, здесь она, «серебряная» медалистка, вдохновляясь примером своих учителей, и в особенности преподавателя русского языка и литературы Людмилы Алексеевны Курочкиной, тоже решила выбрать эту профессию.

– В былые времена в педагогику шли сильные ученики, и конкурс в педвузы был очень высокий, – вспоминает С.И.Хилько. – Однако я, как медалистка, на «отлично» сдав один профильный экзамен, в 1987 году была зачислена на факультет «русская филология» Брестского пединститута.

После 3-го курса девушка вышла замуж, и в последующие два года она совмещала учебу на стационаре с работой в Ровинской СШ. «Молодые, энергичные были, пару часов поспишь – и всюду успеваешь», – с улыбкой вспоминает то время и свой первый педагогический опыт Светлана Ивановна.

Затем она перевелась на работу в свою родную СШ № 2 г.Дрогичина и вскоре ушла в декретный отпуск. И именно на нем, на своем первенце Ильюше, она в определенной мере опробовала свои профессиональные методы и подходы, которые в дальнейшем легли в основу ее работы с одаренными детьми.

Илья рос очень любознательным парнем: читать он начал в три года, увлекался познавательной литературой, в старших классах со своими вопросами дважды одерживал победу над знатоками в известной телеигре «Что? Где? Когда?», а также с большим успехом участвовал в олимпиаде Союзного государства «Беларусь – Россия», где получил Диплом 3-й степени и одержал абсолютную победу в конкурсе риторического мастерства, за что ему автоматически было начислено 100 баллов по русскому языку.

«Помню, что в выпускном классе девочки ездили в большие города выбирать наряды, а мы с Ильей – за новыми книгами. Он читал с огромным увлечением, и именно чтение во многом формирует аналитическое мышление, правильность речи и письменную грамотность. Побед в гуманитарных науках достигают в первую очередь те, кто много и увлеченно читает», – заключает моя собеседница.

Недавно сын С.И.Хилько –Илья, окончил Академию при Президенте Республики Беларусь и теперь работает в «Минскметрострое», а ее дочь, Полинка, пока еще школьница. И потому Светлану Ивановну можно отнести к категории тех неутомимых, старательных и ответственных женщин-тружениц, которые хорошо воспитывают не только чужих, но и своих собственных детей.

Уроки русской литературы, которые проводит педагог-филолог Хилько, нередко проходят в форме рассуждений и дискуссий по теме прочитанных программных произведений.

«На занятиях дети не стесняются высказывать свою точку зрения. Мое обязательное требование – свой ответ надо аргументировать. Иногда спор до хрипоты затягивается, особенно когда затрагиваются темы, которые больше всего волнуют моих взрослеющих учеников, стоящих на пороге самостоятельной жизни. В преломлении к жизни героев литературных произведений очень бурно обсуждаются темы добра и зла, любви и верности, роли женщины в обществе. И я радуюсь, потому что такие дискуссии прививают интерес к обсуждаемому произведению и к чтению вообще. Они помогают детям понять, что мир многообразен и не все люди одинаковы, они учатся слушать и слышать друг друга…

И у меня есть принцип: не снижать за ответ оценку, если мнение ученика расходится с общепринятым или с моим собственным мнением. Главное, чтобы в защиту своей точки зрения школьник мог привести убедительные аргументы», – говорит С.И.Хилько.

Правда, на уроках русского языка царит совсем другая атмосфера – старшеклассники готовятся к сдаче централизованного тестирования. И здесь приветствуются конкретные и точные ответы. В минувшем учебном году немалая часть учеников Светланы Ивановны сдала ЦТ на 80-90 и более баллов. И это потому, как считает преподаватель, что в выпускном классе было много ребят, которые всюду, где только можно, – на уроках, межшкольных курсах, факультативах – старались взять знания. Поэтому такой результат был вполне закономерным и ожидаемым…

– Какими успехами ваших учеников вы особенно гордитесь? – спрашиваю у педагога Хилько.

– Мы с коллегами иногда дискутируем на тему: кого же считать успешным учеником? И приходим к выводу, что мы гордимся многими: и теми, кто достиг успехов в освоении школьных наук и закончил вузы, и теми, кто нашел себя в рабочей профессии, и теми, кто в школе не отличался примерным поведением, но впоследствии, в самостоятельной жизни, создал крепкую семью и живет добропорядочной жизнью. Я, к примеру, не очень давно прочитала в районной газете публикацию о том, что две моих ученицы – Марина и Наташа – получили профессию ветеринара, благополучно устроились по своей специальности и работают в пригородном хозяйстве. Мне было приятно…

– Иногда приходится слышать мнение, что школа должна учить, а не воспитывать. Что вы думаете по этому поводу?

– Считаю это единым и неразрывным целым: образование помогает стать ученику профессионалом, воспитание – человеком…

И здесь, как и в медицине, важен принцип: «Не навреди!» Каждый ученик – личность, и ее надо уважать, а не ломать, возносить, а не подавлять, осторожно и бережно корректируя поведение ребенка в сторону добрых дел…

– Вам нередко приходится учить и воспитывать на примерах известных литературных героев. Есть ли у вас любимые книги?

– Я постаралась полюбить все произведения, которые входят в школьную программу. И с возрастом, с приобретением жизненного опыта, каждая вновь перечитываемая книга вызывает новые чувства и эмоции. К примеру, я очень люблю повести и рассказы Владимира Короленко. В школьные годы «Дети подземелья» читала просто с увлечением. А теперь, когда появился свой сын и дочь, это произведение я перечитываю со слезами на глазах.

– Знакомитесь ли с новинками современной литературы?

– С ними знакомят дети: и в школе, и дома. Иногда беру и прочитываю книгу, которую они особенно рекомендуют. Но времени на свои собственные увлечения остается немного. У меня – выпускной класс, профильная группа, способные ученики. А потому снова и снова все приходится переживать сначала: правила, тесты, волнения, ожидания результата. Сейчас трудимся, чтобы у моих ребят все сложилось…

Вот уж поистине: учитель прикасается к вечности, и никто не может сказать, где кончается его влияние. Ведь обучать и воспитывать человека – это, по большому счету, определять не только его будущее, но и судьбу всей нации. И, несомненно, что лишь тот педагог, который сам имеет основательную и прочную базу знаний, может дать их ученикам.

Достижения бывшей школьной отличницы и «серебряной» медалистки, а ныне – учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Светланы Ивановны Хилько – наилучшее тому подтверждение.

Галина ШАФРАН

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Освобождение Беларуси. 80 лет назад, 23 июня 1944 года началась операция “Багратион”

Подготовка Белорусской наступательной операции началась весной 1944 года. Исходя...

Делегация Правительства Пензенской области посетила Дрогичинских район

Знакомство с Дрогичинщиной началось с экскурсии по усыпальнице рода...

В Дрогичине состоялся митинг-реквием «День памяти и скорби»

Сегодня, 22 июня, в День всенародной памяти жертв Великой...

В Хомском сельсовете освящен новый поклонный крест

В канун великого православного праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) в...