Гордость учителя – в учениках. 2 октября – День учителя

Дата:

Школьный двор встречает приятным ароматом алиссума – последних цветов ушедшего лета, привлекательной благоустроенностью и веселым детским многоголосием. Отрадно и то, что в последнее время СШ № 2 г.Дрогичина прогрессирует не только во внешнем оформлении, но и в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, утверждая свою репутацию заметными достижениями учеников и учителей. В коллективе этого учебного учреждения трудится и преподаватель русского языка и литературы Светлана Ивановна Хилько, чей портрет украшает районную Галерею Трудовой Славы. В числе ее учеников – три недавних победителя республиканских научно-практических конференций и олимпиад и три обладателя специальной премии Президента по поддержке талантливой молодежи, и такого созвездия талантов в современной истории этой школы, возможно, еще и не было.

Феномен своего педагогического успеха С.И.Хилько объясняет тем, что в последнее время ей просто везло на способных, старательных, трудолюбивых учеников, которые могли и хотели учиться.

– Вначале Диплом победителя республиканской научно-практической конференции среди школьников по русскому языку завоевала Даша Колодич, затем свою исследовательскую работу на таком же уровне успешно защитил Владислав Волощук, а в последние три года призовые места на олимпиадах самого высокого уровня по русской филологии занимала Анечка Гражевская, – рассказывает Светлана Ивановна.

– Да, иногда было трудно, – соглашается учитель-филолог. – Ведь для того, чтобы совершенствовать и расширять возможности одаренных детей, которые хорошо усвоили школьный предметный материал и стремятся углублять свои знания, приходилось самой вечерами читать много дополнительной литературы, искать нужный материал, пролистывать даже свои студенческие конспекты. Во многом помогали и поддерживали мои коллеги, учителя нашей школы, предлагая свои наработки и давая ссылки на некоторые учебные пособия. Поэтому успехи учеников – это достижение всего нашего педколлектива…

Дрогичинская СШ № 2 для Светланы Ивановны давно стала родным домом. Здесь прошли ее школьные годы, здесь она, «серебряная» медалистка, вдохновляясь примером своих учителей, и в особенности преподавателя русского языка и литературы Людмилы Алексеевны Курочкиной, тоже решила выбрать эту профессию.

– В былые времена в педагогику шли сильные ученики, и конкурс в педвузы был очень высокий, – вспоминает С.И.Хилько. – Однако я, как медалистка, на «отлично» сдав один профильный экзамен, в 1987 году была зачислена на факультет «русская филология» Брестского пединститута.

После 3-го курса девушка вышла замуж, и в последующие два года она совмещала учебу на стационаре с работой в Ровинской СШ. «Молодые, энергичные были, пару часов поспишь – и всюду успеваешь», – с улыбкой вспоминает то время и свой первый педагогический опыт Светлана Ивановна.

Затем она перевелась на работу в свою родную СШ № 2 г.Дрогичина и вскоре ушла в декретный отпуск. И именно на нем, на своем первенце Ильюше, она в определенной мере опробовала свои профессиональные методы и подходы, которые в дальнейшем легли в основу ее работы с одаренными детьми.

Илья рос очень любознательным парнем: читать он начал в три года, увлекался познавательной литературой, в старших классах со своими вопросами дважды одерживал победу над знатоками в известной телеигре «Что? Где? Когда?», а также с большим успехом участвовал в олимпиаде Союзного государства «Беларусь – Россия», где получил Диплом 3-й степени и одержал абсолютную победу в конкурсе риторического мастерства, за что ему автоматически было начислено 100 баллов по русскому языку.

«Помню, что в выпускном классе девочки ездили в большие города выбирать наряды, а мы с Ильей – за новыми книгами. Он читал с огромным увлечением, и именно чтение во многом формирует аналитическое мышление, правильность речи и письменную грамотность. Побед в гуманитарных науках достигают в первую очередь те, кто много и увлеченно читает», – заключает моя собеседница.

Недавно сын С.И.Хилько –Илья, окончил Академию при Президенте Республики Беларусь и теперь работает в «Минскметрострое», а ее дочь, Полинка, пока еще школьница. И потому Светлану Ивановну можно отнести к категории тех неутомимых, старательных и ответственных женщин-тружениц, которые хорошо воспитывают не только чужих, но и своих собственных детей.

Уроки русской литературы, которые проводит педагог-филолог Хилько, нередко проходят в форме рассуждений и дискуссий по теме прочитанных программных произведений.

«На занятиях дети не стесняются высказывать свою точку зрения. Мое обязательное требование – свой ответ надо аргументировать. Иногда спор до хрипоты затягивается, особенно когда затрагиваются темы, которые больше всего волнуют моих взрослеющих учеников, стоящих на пороге самостоятельной жизни. В преломлении к жизни героев литературных произведений очень бурно обсуждаются темы добра и зла, любви и верности, роли женщины в обществе. И я радуюсь, потому что такие дискуссии прививают интерес к обсуждаемому произведению и к чтению вообще. Они помогают детям понять, что мир многообразен и не все люди одинаковы, они учатся слушать и слышать друг друга…

И у меня есть принцип: не снижать за ответ оценку, если мнение ученика расходится с общепринятым или с моим собственным мнением. Главное, чтобы в защиту своей точки зрения школьник мог привести убедительные аргументы», – говорит С.И.Хилько.

Правда, на уроках русского языка царит совсем другая атмосфера – старшеклассники готовятся к сдаче централизованного тестирования. И здесь приветствуются конкретные и точные ответы. В минувшем учебном году немалая часть учеников Светланы Ивановны сдала ЦТ на 80-90 и более баллов. И это потому, как считает преподаватель, что в выпускном классе было много ребят, которые всюду, где только можно, – на уроках, межшкольных курсах, факультативах – старались взять знания. Поэтому такой результат был вполне закономерным и ожидаемым…

– Какими успехами ваших учеников вы особенно гордитесь? – спрашиваю у педагога Хилько.

– Мы с коллегами иногда дискутируем на тему: кого же считать успешным учеником? И приходим к выводу, что мы гордимся многими: и теми, кто достиг успехов в освоении школьных наук и закончил вузы, и теми, кто нашел себя в рабочей профессии, и теми, кто в школе не отличался примерным поведением, но впоследствии, в самостоятельной жизни, создал крепкую семью и живет добропорядочной жизнью. Я, к примеру, не очень давно прочитала в районной газете публикацию о том, что две моих ученицы – Марина и Наташа – получили профессию ветеринара, благополучно устроились по своей специальности и работают в пригородном хозяйстве. Мне было приятно…

– Иногда приходится слышать мнение, что школа должна учить, а не воспитывать. Что вы думаете по этому поводу?

– Считаю это единым и неразрывным целым: образование помогает стать ученику профессионалом, воспитание – человеком…

И здесь, как и в медицине, важен принцип: «Не навреди!» Каждый ученик – личность, и ее надо уважать, а не ломать, возносить, а не подавлять, осторожно и бережно корректируя поведение ребенка в сторону добрых дел…

– Вам нередко приходится учить и воспитывать на примерах известных литературных героев. Есть ли у вас любимые книги?

– Я постаралась полюбить все произведения, которые входят в школьную программу. И с возрастом, с приобретением жизненного опыта, каждая вновь перечитываемая книга вызывает новые чувства и эмоции. К примеру, я очень люблю повести и рассказы Владимира Короленко. В школьные годы «Дети подземелья» читала просто с увлечением. А теперь, когда появился свой сын и дочь, это произведение я перечитываю со слезами на глазах.

– Знакомитесь ли с новинками современной литературы?

– С ними знакомят дети: и в школе, и дома. Иногда беру и прочитываю книгу, которую они особенно рекомендуют. Но времени на свои собственные увлечения остается немного. У меня – выпускной класс, профильная группа, способные ученики. А потому снова и снова все приходится переживать сначала: правила, тесты, волнения, ожидания результата. Сейчас трудимся, чтобы у моих ребят все сложилось…

Вот уж поистине: учитель прикасается к вечности, и никто не может сказать, где кончается его влияние. Ведь обучать и воспитывать человека – это, по большому счету, определять не только его будущее, но и судьбу всей нации. И, несомненно, что лишь тот педагог, который сам имеет основательную и прочную базу знаний, может дать их ученикам.

Достижения бывшей школьной отличницы и «серебряной» медалистки, а ныне – учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Светланы Ивановны Хилько – наилучшее тому подтверждение.

Галина ШАФРАН

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...

В Дрогичинском районе проходят комплексные учения

Учения в районе будут проходить в течение двух дней...