О педагогических достижениях первой четверти нового учебного года и о своем вкладе в создание Единого информационно-образовательного ресурса рассказывает учитель-методист Елена Борисовна Протасевич.
Все каникулы Елена Борисовна Протасевич, учитель квалификационной категории «учитель-методист», преподаватель математики СШ №1 г. Дрогичина, провела в активной деятельности, занимаясь с детьми, проводя мастер-классы и вебинары. «Работать, работать и еще раз работать», – эти слова являются ее твердым убеждением, жизненным правилом, и такой подход к делу стал основой многих профессиональных успехов. Два года назад вклад учителя в развитие сферы образования, внедрение передового педагогического опыта был отмечен знаком «Отличник образования», а в октябре 2021 года, накануне профессионального праздника, талантливому педагогу-новатору Дрогичинщины вручена медаль «За трудовые заслуги». И копилка ее достижений продолжает пополняться: на минувшей неделе Елена Борисовна в составе группы работников сферы образования республики побывала в рабочей командировке в столице Таджикистана – в Душанбе, где успешно провела свой мастер-класс и получила Диплом I Международного фестиваля педагогического мастерства. Подробности об этих и других событиях – в разговоре с их непосредственным очевидцем и участником.
– Елена Борисовна, судя по всему, для вас первая четверть нового учебного года была весьма насыщенной, плодотворной и щедрой на памятные события. Давайте обо всем по порядку – с чего начался нынешний учебный год?
– Ежегодно в сентябре в соседнем райцентре Иваново проходит традиционная Международная ярмарка методических продуктов, к которой мы готовимся и в которой на протяжении ряда последних лет участвуем. И нынешний год не стал исключением. Соорганизаторами ярмарки выступают наши коллеги-россияне, а примечательно то, что на ней каждый из участников может заработать своим интеллектуальным трудом.
– Интересно, как это выглядит на практике?
– Первый формат – педагог предлагает присутствующей аудитории свой методический продукт, рекламируя его в течение нескольких минут. И далее, как на настоящем аукционе, начинаются торги: заинтересованные поднимают номера и в итоге кто-то один становится владельцем описания новаторского опыта. Несколько лет назад в этом формате предлагаемые мною наработки были приобретены коллегами из России, которые впоследствии, уже спустя время, благодарили за ценные материалы.
Второй формат Международной педагогической ярмарки – это мастер-классы, которые заявляются заранее и на которые приезжающие участники приобретают билеты. Это самый востребованный формат, поскольку именно он обеспечивает в наибольшей степени обмен передовым опытом. На сегодняшний день я являюсь обладателем нескольких сертификатов, подтверждающих проведение таких мастер-классов.
Третий вариант: педагог предлагает свой материальный методический продукт в одном из форматов, – в красочном буклете, электронном или печатном виде, рекламирует его и распространяет в течение работы ярмарки. Конечно же, в подобных мероприятиях мы участвуем не ради денег, а для того, чтобы обменяться профессиональным опытом, идеями и методическими находками.
– А в начале октября, в преддверии Дня учителя, вам вручили медаль «За трудовые заслуги». Насколько мне помнится, то ровно два года назад, тоже накануне профессионального праздника, вы были отмечены знаком «Отличник образования».
– Тогда я была уверена, что это и есть тот потолок, который я могла достичь в своей профессиональной деятельности. Но продолжала работать, стремясь подтверждать этот высокий статус конкретными делами и не думая, что за этим будут следовать другие награды.
– И какими результатами двух прошедших лет гордитесь?
– Очень много времени у меня занимает методическая работа – как в своем районе, так и на уровне области и республики: мастер-классы, вебинары, лекции для учителей и студентов. Это – напряженный труд и ответственность, но при этом я чувствую себя обязанной своей школе и коллективу в том, чтобы были и результаты работы с детьми. Я веду математику в параллельных 7-х, в 9-х классах и в профильном 10-м классе, вместе с одаренными учениками занимаюсь научно-исследовательской деятельностью и готовлю старшеклассников к олимпиаде по финансовой грамотности. За научно-исследовательскую деятельность мы имеем дипломы областного уровня и похвальный отзыв на республике. Есть успехи и в плане постижения финансовой грамотности. В этом учебном году на районной олимпиаде первое и второе места заняли ученики нашей школы – Роман Ищенко и Егор Коляда. В прошлом году лучшими на районной олимпиаде по финансовой грамотности были тоже наши представители – Павел Косьмин и Даниил Промчук.
Хотя здесь, как мне кажется, важна не только победа или призовое место, а то, что дети со школьных лет постигают нюансы банковских услуг, системы страхования, налогообложения и не только. Ребята с большим удовольствием приобщаются к этому процессу. Помнится, что в прошлом году после областной олимпиады по финансовой грамотности получивший похвальный отзыв Паша Косьмин с удивлением заметил: «Как много всего я уже знаю!» И на пороге самостоятельной жизни старшеклассников это – очень полезные знания.
И, конечно же, очень много сил и времени я вложила в создание Единого информационно-образовательного ресурса, подготовив полностью весь курс – все 19 модулей – по алгебре 9-го класса. Для этого был проделан большой объем работы с разработкой и записью видеороликов, созданием контрольно-измерительных материалов.
– В чем практическая польза Единого информационно-образовательного ресурса?
– ЕИОР создавался на случай дистанционного или удаленного обучения. Однако на сегодняшний день он продемонстрировал гораздо более широкий диапазон возможностей. Во-первых, его создавали опытные педагоги, и многие студенты обращаются к этому ресурсу, чтобы поучиться преподавательскому мастерству. Ведь материал каждого урока там структурирован и систематизирован: за 15–17 минут учитель старается объяснить тему, а также рассказать, как выполняются практические задания.
Кроме подспорья для студентов и молодых специалистов, Единый информационно-образовательный ресурс выполняет задачи практического пособия для школьников. Если ученик на уроке по какой-то причине был невнимателен, не усвоил тему или пропустил занятия – он может отправиться на эту платформу и наверстать упущенное. А для тех, кто готовится к контрольной работе – это хорошая альтернатива поддерживающему занятию, дополнительная возможность повторить пройденный материал.
– На минувшей неделе вы вернулись из столицы Таджикистана с очередной наградой. Что можете рассказать об этой поездке: каковы ее цели, какие впечатления остались?
– Здесь есть своя предыстория. Кто интересуется этой темой, тот знает, что в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН были утверждены 17 целей устойчивого развития, среди которых первые три места занимают: ликвидация нищеты; ликвидация голода; хорошее здоровье и благополучие. А вот на четвертом месте находится качественное образование, без которого вообще сложно достичь результатов в любой сфере деятельности. В 2017 году при БГПУ им. М.Танка был создан Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития». Его возглавляет педагог, победитель республиканского конкурса «Учитель года-2011» Инесса Владимировна Зубрилина, которая приобщает к этому движению активистов и неравнодушных людей, на всех уровнях продвигает идеи устойчивого развития, в числе которых – и совершенствование системы образования. Под этой эгидой проходил и VI Международный съезд учителей стран СНГ в столице Таджикистана – Душанбе. В нем приняла участие и делегация Беларуси, которую возглавил заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай. Среди главных тем, которые обсудили собравшиеся: определение путей по обеспечению доступного и качественного образования на всех его уровнях, использование инновационных подходов в организации воспитательной работы, активизация партнерских связей, повышение профессиональной мобильности кадров, взаимодействие по сохранению, развитию и распространению русского языка как средства интеграции государств СНГ. В рамках съезда состоялся I Международный фестиваль педагогического мастерства, где я выступила с мастер-классом по теме «От приема обучения к приему мыслительной деятельности» и получила не только Диплом, но и массу положительных эмоций и впечатлений – как от радушного приема и местного колорита, так и от общения с коллегами сразу из семи стран СНГ. В результате таких встреч и обмена опытом рождаются новые планы и идеи на перспективу.
– Что ж, успехов вам в их реализации и новых профессиональных достижений и наград!
Беседовала Галина ШАФРАН
Фото из личного архива Елены Протасевич