Фото Анны ГОЛЁТЫ
«Сменяясь, в верхнем этаже пожарные сидят, а их машины в гараже мотором в дверь глядят. Чуть только – ночью или днем – дадут сигнал тревоги, лихой отряд борцов с огнем несется по дороге», – писал Самуил Маршак. О работе пожарных и о том, с какими трудностями приходится сталкиваться представителям этой благородной профессии, узнали корреспонденты «ДВ».
Каждое утро в части начинается со смены караула. 6 человек заступают на службу, а их товарищей ждет двухдневный отдых. Как несложно подсчитать, работают пожарные в режиме «сутки через двое». Интересен и сам процесс передачи смены. Сотрудники РОЧС строятся в боевой одежде. Сменяющийся караул стоит перед заступающими на дежурство коллегами между двумя пожарными машинами. Такой ритуал совершается ежедневно с 8.00 до 8.30 утра. «Старая» смена докладывает об оперативной обстановке за сутки начальнику, который, в свою очередь, сообщает всему личному составу областные и республиканские сводки происшествий. После команды ответственного офицера «Для приема сдачи дежурства разойдись!» личный состав проверяет исправность и укомплектованность пожарно-технического оборудования, машин, передает журналы. Доложив начальнику караула обстановку, пожарные готовятся к занятиям, которые четко расписаны в распорядке дня. Его (распорядок) может нарушить поступление вызова на пульт дежурного. По сигналу тревоги спасатели за считанные мгновения «вооружаются» спец- одеждой (все приготовления занимают не более 50 секунд!) – и вот уже машина мчит на место происшествия… По нормативу, в городской черте время прибытия спасателей не должно превышать 10 минут, а по району – не более 20. Многое зависит от водителей. За годы работы они отлично ориентируются в местности, знают буквально каждый переулочек и расположение водоисточников. Ведь чем скорее прибудут «борцы с огнем» на пожар – тем быстрее справятся со своей задачей. Поэтому оперативность играет важнейшую роль в работе пожарных.
К слову, ночь – самое тревожное время. Ведь, по статистике, 90 % пожаров случаются в эти часы. В зависимости от уровня сложности места возгорания, на выезд прибывает от 3 до 9 автомобилей.
… После небольшой экскурсии по пожарной части, мы направились к начальнику караула, капитану Вячеславу Родаку. Именно его смена заступила на дежурство, и теперь в течение суток готова выехать на место происшествия. Вячеслав Яковлевич – опытный сотрудник. Он охотно делился впечатлениями от работы и даже продемонстрировал навыки вместе со своими товарищами-пожарными. Мужчины быстро и четко показывали, как в считанные мгновения они готовы ликвидировать беду. В общем, еще раз убедили в мысли: здесь трудятся настоящие профессионалы!
Интересно, что, помимо пожаров, сотрудники РОЧС выезжают и на дорожно-транспортные происшествия. Тем более, что в часть поступило новое импортное оборудование для деблокирования пострадавших, зажатых в автомобиле при аварии.
– При помощи специальных инструментов мы разрезаем машину, разжимаем ее детали, таким образом освобождая человека из стального плена, – рассказывает Вячеслав Родак.
За годы работы в РОЧС он сталкивался с различными жизненными ситуациями, когда людям требовалась помощь. Капитан Родак вспоминает, как ему приходилось и котенка из вентиляционной шахты доставать, и в квартиру, где нерадивые хозяева оставили не выключенную плиту, через окно проникать, и детей освобождать из запертого родителями жилища. Со всеми задачами Вячеслав справился профессионально.
– А сколько весит ваша амуниция? – интересуюсь у начальника караула.
– Давайте посчитаем: 1 баллон (аппарат на сжатом воздухе) весит 15 кг, боевая одежда – не менее 5, сапоги – 3, плюс топор, ремень, шлем, защищающий от механических и тепловых воздействий. Выходит, средний вес обмундирования – около 40 килограммов. Но бывает, что и больше. Например, у нас есть установка импульсного пожаротушения, которая весит почти 40 кг. Ее используют, когда в квартире неразвившийся пожар – и с помощью этой «пушки» сбивают очаг возгорания, – поведал Вячеслав Родак.
Понятно, что для решения всех поставленных задач пожарному необходимо быть в хорошей спортивной форме. У сотрудников РОЧС в расписании значится как физическая подготовка (бег, подтягивание, брусья, настольный теннис), так и аварийно-спасательная, в ходе которой мужчины отрабатывают приемы работы с пожарным оборудованием. Например, закидывают лестницу-штурмовку на подоконник и забираются по ней, либо надевают боевое обмундирование на время. Норматив непростой – 15 секунд. Но выполнимый. Кроме того, сотрудники РОЧС принимают участие в различных соревнованиях среди силовых структур, в спартакиаде среди организаций, состязаниях непосредственно между пожарными подразделениями.
Каждый пожар – это угроза жизни, риск. С этим мнением согласен и Вячеслав Родак:
– От неприятностей никто из нас не застрахован. Может и газовый баллон взорваться, и провод электрический попасться на пути… Впрочем, этот риск стал привычным. У обычных граждан пожар сопровождается стрессовым состоянием и ужасом. Поэтому одна из наших главных задач – предотвратить панику. Кстати, иногда граждане помогают нам в борьбе с огнем, за что им огромное спасибо.
Всевозможные мифы витают над профессией пожарных. Говорят, мол, они могут приехать на пожар без воды. Капитан Вячеслав Родак развенчивает эту байку.
– Вот уж небылица! – восклицает он. – Наша часть имеет на вооружении автоцистерны вместимостью от 2,5 до 5 тонн. Вода может израсходоваться (в зависимости от диаметра отверстия пожарного ствола) за 8 минут тушения пожара, а то и быстрей. У нас все распланировано. Пока одна машина борется с огненной стихией, вторая сразу же подключается к водоисточнику. При тушении двумя стволами 5 тонн хватает ненадолго, поэтому мы и подключаемся к гидранту, – говорит Вячеслав Родак.
Свою первую смену капитан Родак отлично помнит. Тогда, после окончания Минского командно-инженерного института, он трудился в соседнем Кобринском РОЧС.
– Не сказать, чтобы сильно волновался. Ведь за время учебы получил необходимые знания и хорошую подготовку. Мы выехали на тушение хозпостройки. Опытные работники подсказывали, подстраховывали, – вспоминает мужчина.
По словам В. Я. Родака, без взаимовыручки в профессии пожарного не обойтись. С этим в коллективе Дрогичинского РОЧС полный порядок. Борцы с огненной стихией всегда готовы в нужный момент подставить друг другу плечо.