До 60 центнеров озимой пшеницы с гектара намолачивают в СПК «Осовецкий». А на отдельных площадях, где нет вымочек, урожайность достигает 73 центнеров. Земля благодарит хлеборобов щедрым колосом за заботу о себе. Немало труда пришлось вложить сельчанам. Хлеб выращивали, как положено по технологии: вовремя внесли микроэлементы, провели химпрополку, дважды обработали фунгицидами, трижды подкормили азотом.
Чтобы уменьшить потери зерна в поле, на комбайны поставили навигацию и ограничили рабочую скорость их движения четырьмя километрами в час.
– Поле – не трасса для гонок. Когда зерновые малополеглые и чистые, комбайнеры имеют привычку ускоряться, – объясняет председатель СПК «Осовецкий» Станислав Иосифович Цынкус. – Теперь над ними «висит» спутник и выдает информацию о рабочей скорости движения. Мониторинг потерь зерна за комбайнами свидетельствует о том, что мы поступили правильно. Пока нарушений со стороны комбайнеров не было. Они работают на сдельной зарплате и хорошо понимают: деньги будут заплачены за тот хлеб, который в бункере, а не за тот, что просыпался на землю…
Шесть комбайнов заняты уборкой зерновых в СПК «Осовецкий». В воскресенье соревнование внутри хозяйства возглавил молодежный экипаж в составе Александра Ивановича Гриневича и Владимира Александровича Медведя. За день парни намолотили 105 тонн озимой пшеницы. На весовой, где создан своеобразный производственный «штаб» жатвы, председатель профкома Нина Васильевна Ярмоцик вывесила поздравление в адрес экипажа. Александр Гриневич – инженер по эксплуатации, Владимир Медведь – механизатор, в течение года он трудится на тракторе «Джон-Дир». Молодежному экипажу и комбайн доверили новый. Буквально в прошлом году хозяйство приобрело в рассрочку «КЗС-1218», который выставлялся на «БелАгро».
За прошлогоднее «приобретение» СПК «Осовецкий» благополучно рассчитался. И накануне жатвы вновь обновил свой парк зерноуборочной техники. Напрямую на заводе «Гомсельмаш» с рассрочкой платежа на год куплен еще один выставочный «КЗС-1218». Не совсем обычный комбайн достался экипажу в составе Николая Григорьевича Соловья и Сергея Васильевича Домбровского. Можно сказать, экспериментальный. На нем установлен двигатель «Вольво». Работу комбайна контролируют представители «Гомсельмаша», ожидается приезд и сотрудников Минской машинной испытательной станции. Им предстоит определить, насколько эффективнее использовать импортный двигатель «Вольво» в комбайне «КЗС-1218» по сравнению с двигателем отечественного производства.
Экипаж на новом комбайне – также новичок. Механизатор Николай Соловей впервые возглавил экипаж, в прошлом году он участвовал в жатве в качестве помощника комбайнера. А вот профессия Сергея Домбровского и вовсе к сельскому хозяйству отношения не имеет. Он милиционер, служит в Дрогичинском отделении департамента «Охрана». Но уже не первый год во время отпуска трудится в «Осовецком». Станислав Цынкус считает Домбровского своим земляком: тот родился в деревне Татарья, расположенной на территории СПК «Именинский». Работая в именинском хозяйстве, Цынкус хорошо знал отца Сергея Васильевича. И когда однажды во время жатвы понадобилось заменить водителя, сломавшего ногу, Станислав Иосифович взял на работу Домбровского. Председатель был уверен, что Сергей не подведет. И не ошибся.
Рядом с поздравлением передовому экипажу на весовой в понедельник было вывешено и поздравление лучшему водителю. Зерно от комбайна Александра Гриневича и Владимира Медведя отвозил Андрей Васильевич Бышко. Всего три с половиной месяца назад парень устроился в «Осовецкий». Сначала ему поручили «водовозку», а в уборочную страду доверили большегрузный автомобиль. Андрей недавно вернулся из армии. Живет в Вульке Попинской. Попытать счастья в соседнем хозяйстве решил по примеру других мужчин: утром на работу в Осовцы со стороны Попины приезжают и сельчане постарше.
Впрочем, понятие лидерства в СПК «Осовецкий» весьма условное.
– Мы не стремимся «создать» лидера. Придерживаемся той точки зрения, что все люди, занятые на жатве, должны получить достойную, примерно одинаковую зарплату. Водитель не виноват в том, что комбайн, за которым его сегодня закрепили, сломался. Значит, завтра диспетчер закрепит его за комбайном, у которого будет возможность намолотить больше зерна. Мы не «создаем» передовиков на районном уровне. Хотя, конечно, приятно видеть в районной газете фамилии комбайнеров и водителей, которые намолотили или перевезли много зерна. Мы работаем на результат для благополучия хозяйства. И люди к этому относятся спокойно, с пониманием, – говорит Станислав Иосифович Цынкус.
Философски относятся в СПК «Осовецкий» и к погоде. Конечно же, здорово, когда в жатву солнечно и сухо. Непогода уже «поспособствовала» потере двух дней. Однако нынче дождь нужно воспринимать как благо, влага необходима для кукурузы. Виды на урожай «королевы полей» хорошие. А будет кукуруза – будут и корма, а значит и деньги для дальнейшего развития производства.
– Наша задача во время уборки – максимально использовать погожее время, которое выделяет нам природа, – подчеркивает руководитель хозяйства. – Пока все идет спокойно, в штатном режиме…
В штатном режиме, неторопливо, но уверенно работают на хлебных нивах комбайны. Да, уже очевидно, что получить высокую урожайность зерновых с ярового клина, в отличие от озимых культур, не удастся. Есть даже сомнение, что общий намолот достигнет уровня прошлого года, когда было произведено 6 500 тонн зерна. Но «Осовецкий» располагает надежной «подушкой безопасности» из 1 200 тонн переходящего фонда зернофуража, который был засыпан в закрома в прошлом году.
В штатном режиме вслед за комбайнами берутся за дело немецкие пресс-подборщики Krone. Вся солома «заворачивается» в сетку, что позволяет избежать ее потерь. Ведь солома для СПК «Осовецкий», где почти все поголовье крупного рогатого скота находится на беспривязном содержании, имеет стратегическое значение. Например, в прошлом сезоне хозяйство даже покупало ее у ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод».
В штатном режиме налажена погрузка и отвозка соломы с поля. Безостановочно «маневрирует» погрузчик JCB под управлением Геннадия Васильевича Крейдича, подхватывая золотистые круглые тюки и аккуратно укладывая их на платформу. До 300 тонн соломы успевает погрузить за день опытный механизатор. 80 процентов соломы сразу же транспортируется на территорию ферм.
И на зерносушильном комплексе, который в 2007-м году «Осовецкий» построил за собственные деньги, также все работает в штатном режиме. В воскресенье 525 тонн зерна с поля привезли, к утру все переработали. А машинист комплекса Петр Петрович Романюк, который из года в год возглавляет районное соревнование, спокойно сдал смену товарищам.
И действительно, все идет своим чередом, без лишних «перекуров», простоев, сбоев. Хозяйство располагает и еще одной «подушкой безопасности»: месячным запасом топлива.1_51

1_4

1_3

1_1

1_2

Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА