В чем выгода для граждан от введения адресного жилищного субсидирования? Как действовать, чтобы получить поддержку, предусмотренную законодательством? На эти и другие вопросы во время онлайн-конференции на портале БЕЛТА ответил начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Александр Горваль.
– Объясните, пожалуйста, что вообще собой представляет государственная жилищная субсидия, чему на смену она приходит и для чего вообще все это делается?
– Указ №240 представляет новую систему государственной поддержки. Это не значит, что прежнее все разрушается, отменяется. Это дополнительный механизм, который направлен на то, чтобы привлечь дополнительные кредитные ресурсы, потому что как таковых чисто льготных кредитов с каждым годом становится меньше. Сейчас они формируются только из возвратных кредитов Беларусбанка (по ранее выданным), и бюджет уже напрямую не производит вливаний финансовых ресурсов в эту кредитную систему, поэтому для того, чтобы добавить, был принят такой указ. Просто напомню цифры, о которых уже не раз говорили: если у нас сейчас порядка 188 млн кредита, то в сравнении с предыдущими годами это в несколько раз меньше. И для того чтобы эту разницу восполнить, во-первых, было принято решение о компенсации коммерческих кредитов в размере половины ставки рефинансирования (это 80 млн в общей сложности), и сейчас на 135 млн (пока найдена такая сумма, мы надеемся, будет больше) будет оказываться субсидия. И субсидия будет адресная.
Предложена, разработана система, которая позволяет привлечь кредиты коммерческих банков в жилищный сектор, но сделать эти кредиты доступными для граждан за счет субсидирования. Условно, если кредит сегодня в банке дают под 17-20% на жилищное строительство на общих условиях, а этот кредит будет брать гражданин, который имеет право на субсидию, ему будет компенсироваться в зависимости от категории ставка рефинансирования плюс 3% (это, например, для многодетных семей с четырьмя детьми), ставка рефинансирования плюс 2% (просто для многодетных семей), для остальных категорий ставка рефинансирования минус 2%. И еще будет компенсироваться основной долг: для многодетных, четверо детей и больше, 100% основного долга компенсируется, для тех, у кого трое детей, – 95%, для детей-сирот – 35%, для молодых семей при рождении первого ребенка будет компенсироваться 10% от остатка кредита, 20% – на второго ребенка. Вот такая схема.
Если говорить обобщенно, то платежи по кредиту близки и не намного будут превышать платежи, которые предоставляются по кредитам 13-го указа. В этой системе будут работать не только Беларусбанк и Белагропромбанк, как сейчас (пока мы видим вот эти 135 млн, они формируются из двух банков). Но будут и другие, коммерческие банки.
Получается, что 135 млн – это средства банков, кредиты на чисто коммерческих условиях. Беларусбанк и Белагропромбанк определили, что именно эту сумму они могут выдать до конца года. У иных банков тоже есть свободные кредитные ресурсы. Мы работали с крупнейшими банками Беларуси в процессе подготовки этого указа, прислушивались к ним, они нам что-то подсказывали как разработчикам. И вообще над этим работала целая рабочая группа – полтора десятка специалистов еженедельно, каждодневно занимались этим документом. Если говорить о коммерческих банках, они пока присматриваются к этой системе. И мы понимаем определенные сложности. У них нет структур, которые существуют у Беларусбанка и частично у Белагропромбанка для работы именно с такими системными кредитами с государственной поддержкой. Им надо создавать эти структуры.
– Не отменяет ли указ 240-й предыдущий? Чем вызвана необходимость его подготовки?
– Нет, указ №13 остается, он работает, но работает на возвратных ресурсах банка. Это уже тоже его собственные деньги, но учитывая, что объемы льготных кредитов уменьшаются, то и возвратные ресурсы уменьшаются. То есть если кредитование по указу №13 начиналось с порядка Br130-140 млн, сейчас оно уже около Br120 млн и дальше будет из года в год снижаться. И будет замещаться коммерческими кредитами по указу №240. Можно сказать, что указ №240 систематизировал различные элементы об этом злободневном указе №585. Он вобрал в себя те субсидии государства, которые были по указу №585. Они аналогичны, сопоставимы с субсидиями, которые по указу №240 существуют. Поэтому указ №585 и был отменен.
– Министерство архитектуры и строительства инициирует продление действия указа №585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства». Что в связи с этим нужно знать гражданам?
– Почему указ №585 был ограничен в действии до 6 августа? Скажем откровенно, что таких льготных ресурсов в государстве меньше, чем хотелось бы их получить гражданам. Поэтому искались варианты, как их увеличить. По этому указу помощь на погашение коммерческих кредитов не была привязана к очередности. Получалось так, что когда исчерпывался лимит кредита за год, первые стоящие в очереди не получали уже средств.
А в это время граждане, стоящие значительно дальше в очереди, имели возможность получить государственную поддержку. Поэтому возникал некий дисбаланс. Система была сформирована в те времена, когда денег, вроде бы, на все хватало и не было этого конфликта интересов, а сейчас он начал проявляться. Как следствие – ограничения были введены по указу №585.
В то же время было понимание, что некоторое количество граждан окажется в сложной ситуации. Надо было это дополнительно оценить, и эта работа продолжается. Министр архитектуры и строительства Анатолий Черный, посмотрев на сложившуюся ситуацию, высказал позицию министерства о продлении действия указа №585. Хотелось бы напомнить, что сейчас рассматривается вариант сохранения действия этого указа на те объекты жилищного строительства, которые начаты до вступления в действие указа №240. Нужно учесть еще один момент, что не просто начаты эти объекты и люди уже заключили договоры на получение коммерческих кредитов, рассматривается вариант с внесением предложения в Администрацию Президента о том, чтобы дать возможность до 6 августа заключать такие договоры. Нужно посмотреть, насколько это будет поддержано, какой период займет реализация таких предложений в случае поддержки. Это будет видно, когда мы четко определимся и по количеству семей, и по объему средств, ведь средства нужно еще дополнительно изыскать.
Сейчас в исполкомах уточняют эту информацию, которая впоследствии будет аккумулироваться у нас. Даже в рамках действующей формы указа у всех, кто обратится до 6 августа в исполком с соответствующим пакетом документов на получение субсидии, они будут приняты. Эти люди будут потом рассматриваться для предоставления субсидии. Иной вопрос, что немало объектов, которые не введены, и человек сейчас просто не может собрать пакет документов для того, чтобы предоставить его в исполком. Там он рассматривается после ввода объекта в эксплуатацию, регистрации права собственности семьи на жилое помещение и регистрацию членов семьи в построенном помещении. В этой связи понятны и сложности исполкомов, которым фактически нужно проверить каждого человека в каждом жилом доме: имеет ли он право на субсидию, пойдет он за кредитом или нет, какой возьмет размер коммерческого кредита, который дается под платежеспособность. Исполкомам установлен срок до конца текущей недели, в который требуется проверить сведения.
Надеемся, что работу удастся провести оперативно, возможно, потребуется еще несколько дней. Однако нужно отметить, что это будет оценочная цифра, не абсолютная. Дальше все уже уточнит сама жизнь. В первом полугодии построена практически половина тех объектов, которые запланированы на 2017 год. В принципе, все расписано по домам, по деньгам, по квартирам, мы управляем этим процессом.
– Объясните, пожалуйста, пошагово, что нужно сделать молодой семье, чтобы получить адресную субсидию, если мы только стоим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?
– Как только подойдет очередь, исполкомом будет предложено строительство, тогда предоставляются соответствующие документы, начисляются субсидии и т.д. Прежде всего, должна подойти очередь. Стоит пойти в исполком и поинтересоваться своим местом в ней, условиями указа №240 и т.д.
– Скажите, я правильно понимаю, на молодую семью без детей, но с кредитом на жилье в Беларусбанке (не льготным) и жильем, оформленным в собственность, субсидии не распространяются?
– На ранее выданные кредиты субсидии не распространяются. Если имеется в виду указ №585, то он распространяется только на многодетные и молодые семьи. Причем, чтобы относиться к понятию «молодая семья», не обязательно иметь детей. Однако в таком случае указ №585 не действует, поскольку согласно ему субсидия выделяется на детей. А если граждане становились на учет как молодая семья без детей, а дети появились, то тогда они будут иметь право на получение помощи от государства. Ведь этот механизм и создан для стимулирования демографической ситуации.
– Подскажите, если нуждающиеся, но с одним ребенком, подпадаем ли мы под указ №240?
– В соответствии с указом №240 на одного ребенка также предусмотрена субсидия на погашение основного долга. Прежде всего, надо дождаться, когда подойдет очередь. Люди массово восприняли, что раз речь идет о коммерческих кредитах, то субсидии будут предоставляться без очереди. Но это не так. Господдержка подразумевает очередность.
– А что касается строительства индивидуальных домов? В указе вообще ничего не понятно. Очередь общая на квартиры и на строительство домов? А на действующие кредиты распространяется данная субсидия? Имеет ли право молодая семья с двумя детьми на субсидию, если семья не из числа малообеспеченных?
– Если семья не малообеспеченная, то государственной поддержки нет. Что касается очереди на квартиры и на строительство домов, то она общая. А финансирование раздельное. Каждый год постановлением правительства определяется объем господдержки, который пойдет на многоквартирное и индивидуальное жилье. Если человек, чья очередь подошла, хочет жилой дом, то деньги он будет получать из ресурсов на индивидуальное жилье. Для тех, кто захочет строить квартиру, деньги будут браться из ресурсов на многоквартирное строительство.
– О каких еще нюансах указа №240 вы хотели бы рассказать?
– Нужно иметь в виду, что указ не субсидирует покупку жилья, а только строительство и реконструкцию. То есть если вы приобретаете жилье на вторичном рынке, субсидия не выдается. Если это жилье в новостройке специально на продажу – тогда да. Ранее, да собственно и сейчас, бюджет давал деньги по льготным кредитам на стопроцентное финансирование. Если мы, условно, выделяли в неденоминированных рублях Br5 трлн на льготный кредит, это значит, что были Br5 трлн бюджетных денег.
Если сейчас говорим о субсидировании и привлечении коммерческих кредитов, то, условно, коммерческие банки выделят Br500 млн, а бюджет несет меньшие затраты на поддержание кредитных ресурсов. При этом разница между коммерческим кредитом и льготным кредитом пока еще довольно велика. Коммерческие банки выдают кредиты, как правило, на классических условиях – то есть выплата процентов от остатка задолженности. А на первых порах платежи высокие, они снижаются с уменьшением остатка. Но в целом баланс для бюджета получается положительным. И мы уходим еще от директивного кредитования. Фактически ранее банк был ретранслятором бюджетных денег и на них зарабатывал. А сейчас он тоже будет, естественно, зарабатывать, но на своих деньгах. Если у него есть собственные ресурсы, значит, он может заработать. Если у него нет таких ресурсов, то он не поглощает бюджетные ресурсы. У коммерческих банков есть интерес к этому процессу. Тем более, как банки оценивают, физическое лицо – самый лучший заемщик. С юридическими лицами работать гораздо опаснее – то он не вышел на бизнес-план, то обанкротился. Физлица в основной массе – добросовестные плательщики кредитов. И с ними легче работать. И в конце концов, не надо забывать, что жилое помещение остается в залоге у банка, если он оформил кредит.
– На сегодняшний день какие условия должны быть соблюдены, чтобы молодая и многодетная семья могли претендовать на помощь?
– Самое первое – принцип очередности. Предоставление субсидии будет осуществляться по очереди по аналогии с указом №13: там очередь на выдачу льготных кредитов – здесь очередь на выдачу субсидий. Исполком будет смотреть очередность и при наличии квартир, домов приглашать граждан и предлагать строительство, объясняя условия. То есть нужно быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Дальше – вопрос малообеспеченности. По указу №13 только малообеспеченным оказывается поддержка, в этом же правовом поле работает и указ №240. А указ №585 учитывал только очередность.
– Если говорить об указе №585, по которому возникает больше всего вопросов, какие условия нужно соблюсти молодым и многодетным семьям, чтобы успеть в последний вагон и воспользоваться возможностью поддержки государства?
– Гражданин должен стоять на очереди, подтвердить состав семьи, представить документы для получения финансовой поддержки в исполком по месту постановки на учет (те документы, о которых я говорил ранее: сдача объекта, регистрация в данном объекте, оформление права собственности на него и др.). На какую помощь можно рассчитывать? Молодым семьям при наличии одного несовершеннолетнего ребенка положено 40 бюджетов прожиточного минимума (примерно Br7,3 тыс.), семьям с двумя детьми – 80 бюджетов прожиточного минимума (почти Br15 тыс.), семьям с тремя детьми – 100 бюджетов прожиточного минимума (почти Br18,5 тыс.). Есть еще нюансы, если в процессе строительства происходит изменение состава семьи. Но это уже потом. Главное, чтобы исполком принял документы. Получить помощь можно в течение срока погашения основного долга по кредиту (если субсидия начисляется в меньшем размере, чем та, которую я называл, она может быть выдана единовременно).