Первый заместитель премьер-министра Николай Снопков на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики рассказал о выстраивании новых транспортно-логистических цепочек в условиях санкций.

“В контексте экспорта крайне важной задачей является выстраивание новых транспортно-логистических цепочек. После 24 февраля санкционное давление усилилось на все виды транспорта, – сказал Николай Снопков. – Автомобильный транспорт – полностью прекращены перевозки в украинском направлении. С 8 апреля Евросоюзом введен запрет для белорусских и российских компаний на перевозки грузов в пределах Евросоюза, в том числе транзитом. Вследствие этого грузооборот автотранспорта за 4 месяца снизился на 9%. Оказалось не задействовано порядка 30% автопарка. С целью нивелирования ситуации и поддержки отечественных автоперевозчиков приняты ответные меры: запрещено движение европейского автотранспорта по нашей территории”.

Чтобы сохранить логистику и работу наших транспортников, созданы 24 специальные буферные зоны для перегрузки и перецепки транспортных средств Евросоюза на отечественные в обоих направлениях: на ввоз и вывоз.

“Если в первые месяцы года это было 100-200 автомобилей, то в мае в среднем в сутки – 800. Одновременно ведем переговоры с дружественными странами об увеличении количества разрешений для перевозок грузов – это Армения, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Турция, Туркменистан, Таджикистан, Россия, КНР, а с Российской Федерацией активно возобновили переговоры об отмене разрешений и выполнению по ее территории каботажных перевозок. С Китаем уже принято решение о допуске наших транспортных средств на их территорию”, – отметил первый вице-премьер.

Железнодорожный транспорт сегодня работает в условиях полного прекращения перевозок в сообщении с Украиной. “В прошлом году по железной дороге было перевезено порядка 12 млн грузов или 9% от общих перевозок ж/д транспортом. 45% этого объема – нефть и нефтепродукты. Остальное – химические и минеральные удобрения, каменный уголь, строительные грузы, черные металлы, лесные грузы и так далее, – подчеркнул Николай Снопков. – За аналогичный период в литовском направлении перевезли 16 млн т грузов. Основной удельный вес – это калий. Оставшиеся объемы – стройматериалы, продукция деревообработки, металлы. 17 мая Литовские дороги уведомили БЖД о прекращении с 4 июня перевозок подсанкционных товаров – продукции деревообработки, изделий из резины, черные металлы, и что последние поезда с ними будут приняты от БЖД 31 мая. То есть в этом направлении продолжат следование только товары, не попадающие под санкции. Общие потери по этим двум направлениям составляют 26 млн т грузов”.

Для компенсации этих потерь мы нарастили перевозку контейнерами в Китай и транзит – на 11%. “Второе – с учетом увеличения плеча доставки грузов и недостаточности вагонов разработан проект постановления правительства о приобретении БЖД у Могилевского вагоностроительного завода и Осиповичского завода транспортного машиностроения вагонов для компенсации возросшего спроса на них. Третье – для разрешения логистических ограничений в долгосрочной перспективе главой государства принято стратегическое решение по строительству собственного порта в России. Все эти меры позволяют перестроиться в новых условиях работы и восстановить результаты прошлых периодов”, – отметил Николай Снопков.

Авиация – страны ЕС запретили использовать их воздушное пространство. К ним присоединились наши отдельные партнеры по ЕАЭС. “Закрыто воздушное пространство Украины, большинство иностранных авиаперевозчиков ушли с нашего рынка. Из 10 перевозчиков осталось 3 – “Белавиа”, “Узбекистан Эйрвейс” и “Аэрофлот”. Кроме этого, флот ЕС летает в обход Беларуси, что влияет на работу “Белаэронавигации”. За 4 месяца обслужено в 2 раза меньше полетов. Наша авиация в таких условиях летает по измененным маршрутам, что, к сожалению, увеличивает время и расстояние полетов. Помимо увеличения стоимости это вызывало нехватку самолетов. В прошлом году парк “Белавиа” составлял 29 самолетов, в том числе 18 в лизинге. В связи с тем, что санкции ЕС предусматривают разрыв лизинговых контрактов, 15 самолетов были возвращены лизингодателям, 3 благодаря оперативному решению Президента были полностью оплачены и выкуплены обратно”, – пояснил первый вице-премьер.

На данный момент весь парк судов загружен и полностью обеспечивает всю летную летнюю программу “Белавиа”. Выполняются рейсы в 16 аэропортов восьми государств. “Принятые меры позволили за 3 месяца увеличить экспорт услуг пассажирского транспорта в Грузию – почти в 5 раз, в Израиль – в 2,5 раза, на Кипр – на 30%, в Россию и Турцию на 46 и 43%”, – констатировал Николай Снопков.

Источник: БЕЛТА