На подъездах многоэтажек многие в последнее время могли увидеть объявления, в которых жильцам предлагается заключить с местным ЖКХ договоры на управление общим имуществом. Кроме того, за услугу будет взиматься оплата. Что это значит и что по этому поводу говорит законодательство.

С возникновением совместного домовладения сразу же появляется необходимость по его управлению. Ведь у собственников квартир, помимо прав на жилые помещения, существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов. В настоящее время в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь управление общим имуществом совместного домовладения может осуществляться одним из следующих способов:

непосредственно участниками совместного домовладения, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более десяти объектов недвижимого имущества;
уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в порядке, установленном актами законодательства;
организацией застройщиков или товариществом собственников.

До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 287 (далее – Указ № 287) уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения мог назначаться только государственный заказчик в сфере ЖКХ, который и имел право взымать плату за управление общим имуществом.

В Брестской области государственный заказчик не создавался, так как идентичные функции государственного заказчика выполняли предприятия ЖКХ.

Теперь, согласно Указу № 287, местными исполнительными и распорядительными органами могут назначаться уполномоченные лица по управлению общим имуществом совместного домовладения не только из числа государственных заказчиков в сфере ЖКХ, но и иных государственных организаций. Решением Дрогичинского райисполкома № 1149 от 1 сентября 2022 года таким лицом назначено КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ».

Для чего назначаются уполномоченные лица

Во-первых, для управления общим имуществом совместного домовладения. Также в их компетенцию входит организация оказания основных и дополнительных ЖКУ на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, за исключением услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения. Уполномоченные лица определяют исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц.

В соответствии с действующим законодательством оказание данной услуги производится на платной основе.

Отказ от заключения договора не освобождает участников совместного домовладения от внесения платы за фактически оказанную услугу по управлению общим имуществом.

Плата исчисляется соразмерно общей площади принадлежащих участнику совместного домовладения объектов недвижимого имущества по тарифам на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Такой тариф утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 № 507 в размере 0,0177 руб. за 1 кв. метр.

Указ № 287 вступил в силу после официального опубликования – с 19 августа 2022 г.

Следовательно, и начисление платы за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения может производиться с 19 августа 2022 г. в случае принятия решения местных исполнительных и распорядительных органов о назначении государственных организаций уполномоченными лицами по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Несмотря на то, что в жировке появилась новая строка, итоговая сумма изменится лишь незначительно. Напомню, раньше каждый из нас платил за эту услугу в составе других ЖКУ, потом ее вычленили из них и, соответственно, уменьшили их стоимость на сумму услуги. То есть после вычленения этой услуги в отдельную строку стоимость четырех жилищно-коммунальных услуг стала ниже.

Жителей кооперативов нововведение не коснется.

Подготовил Геннадий Деюн