В целях реализации Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З) и Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 196-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 196-З) принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6» (далее – постановление № 841/27).
Постановлением 841/27 утверждены следующие изменения:
- Уточнен и расширен понятийный аппарат, применяемый в постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 942/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденном этим постановлением Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее – постановление № 924/16, Положение № 924/16) с учетом терминологии установленной Законом № 164-З и Законом № 196-З.
Так, в частности, введены новые термины и их определения (иные платежные инструменты, карточный платежный терминал, платежи в свой адрес, платежи в адрес третьих лиц, платежный терминал), предусмотрено использование терминов «банковская платежная карточка», «платеж», «платежная услуга», «платежный агрегатор», «средства платежа», «эквайринг платежных операций», данных в Законе № 164-З, «электронная информационная система» в значении, определенном в статье 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
С учетом определения термина «платеж», приведенного в Законе № 164, в соответствии с которым под платежом понимается процесс исполнения инициатором платежа, поставщиком платежных услуг, получателем платежа денежных обязательств с использованием платежных инструментов и (или) средств платежа, в постановлении № 924/16 и Положении № 924/16 вместо термина «средство платежа» применяются термины «платеж в свой адрес» либо «платеж в адрес третьих лиц».
Указанные нормы вступили в силу с 10.12.2022.
- В соответствии с Законом № 196-З постановлением № 841/27:
установлена обязанность использования кассовых суммирующихаппаратов, совмещенных с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), или программных касс при выполнении автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями- такси, заказанных и оплаченных посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек);
предусмотрена возможность неиспользования кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, принимающим платежи в свой адрес в безналичной форме за услуги по автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси, заказанным и оплаченным посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек.
Указанные нормы вступают в силу с 22.07.2023.
- В Положение № 924/16 включена глава 8, предусматривающая особенности приема платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися владельцами электронных информационных систем. Так, для владельцев электронных информационных систем введена обязанность:
осуществляющих прием платежей за услуги по автомобильной перевозке пассажиров автомобилями такси, заказанных и оплаченных посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек – направлять заказчику автомобильной перевозки посредством электронной информационной системы электронную квитанцию на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки при ее заказе. Одновременно устанавливается перечень сведений, подлежащих указанию в такой квитанции;
являющихся платежными агрегаторами, принимающими платежи посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек в адрес третьих лиц за выполненные услуги по автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси – осуществлять раздельный учет операций по приему платежей в отношении каждого субъекта хозяйствования.
Указанные нормы вступают в силу с 22.07.2023.
- В целях создания благоприятных условий для субъектов хозяйствования, осуществляющих прием платежей при оказании платежных услуг, подпункт 2.81 постановления № 924/16 дополняется положениями, позволяющими платежным агрегаторам использовать уже имеющиеся у них платежные терминалы для приема платежей, а также самостоятельно определять необходимое количество платежных терминалов. При этом количество используемых в объектах оказания платежных услуг карточных платежных терминалов, предназначенных для приема платежей в адрес третьих лиц, платежные агрегаторы определяют самостоятельно.
Указанная норма вступает в силу с 10.03.2023.
- Постановлением № 841/27 в Положение № 924/16 включена глава 7, предусматривающая особенности приема платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в качестве платежных агрегаторов, в соответствии с которой:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно -финансовых организаций и организаторов азартных игр), являющиеся платежными агрегаторами, обеспечивают раздельный учет (регистрацию) операций по приему платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц;
организаторы азартных игр при оказании платежных услуг по приему платежей в адрес третьих лиц используют кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) с установленным СКНО или программные кассы;
раздельный учет (регистрация) операций обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием отдельной секции, если кассовое оборудование предусматривает такую возможность, либо с использованием отдельного кассового оборудования для учета операций по приему платежей в адрес третьих лиц.
Соответственно, такое разделение потоков платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц позволит в последующем обеспечить надлежащее налогообложение доходов поставщиков платежных услуг, не являющихся банками, по тому же принципу, как у банков, когда поток денежных средств, подлежащий передаче третьим лицам, не является средствами (выручкой) поставщика платежных услуг. В данной ситуации налогообложению должен будет подлежать только доход, полученный поставщиком платежных услуг от оказания платежных услуг – сумма вознаграждения (платы), которую получает поставщик платежных услуг за оказанные им платежные услуги.
В целях формирования условий, способствующих развитию интернет-торговли в Республике Беларусь предусмотрена норма в соответствии с которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые одновременно являются платежным агрегатором и владельцем сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которого обеспечивается установление контактов и совершение сделок между продавцами, осуществляющими продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), и покупателями (потребителями) указанных товаров (работ, услуг), а также прием платежей за указанные товары (работы, услуги) только в безналичной форме, в том числе с использованием карточного платежного терминала, вправе осуществлять прием таких платежей без использования кассового оборудования.
Указанные нормы вступают в силу с 10.03.2023.
- В целях уточнения требований к дифференцированному учету данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, исключающих ошибки при идентификации таких товаров, постановлением № 841/27 изменена редакция части второй пункта 10 Положения № 924/16 а именно, предусмотрено, что дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, и реализуемых в таких торговых объектах, осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы – GlobalTradeltemNumber (GTIN)), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). При этом уточняется, что источником данных о GTIN является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».
Одновременно пункты 17 и 25 Положения № 924/16 дополняется нормами, предусматривающими, что не допускается использование кассового аппарата (программной кассы) в случае, если они используются в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет, а также дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с использованием информации, содержащейся в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров».
Указанные нормы вступают в силу с 10.03.2023.
- Вносятся изменения в пункт 51 Положения № 924/16, предусматривающие, что выдача наличных денежных средств в организациях торговли (сервиса) в рамках заключенных договоров с платежными агрегаторами, национальным оператором почтовой связи может осуществляться не только при использовании карточек, но и иных платежных инструментов. Оформление таких операций может проводиться не только через карточный платежный терминал, но и с использованием платежного терминала. Кроме того, предусмотрена возможность осуществлять такую операцию путем выполнения операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег, соответствующую сумме, подлежащей выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента.
Указанная норма вступила в силу с 10.12.2022.
- Также постановлением № 841/27 вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 марта 2022 г. № 114/6 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16», предусматривающие перенос запрета на использование кассовых аппаратов, не соответствующих требованиям, определенным Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации в постановлении от 14 октября 2022 г. № 22/99, на 1 июля 2025 г.Такой подход позволит субъектам хозяйствования использовать до 1 июля 2025 г. имеющиеся у них кассовые аппараты, которые должны быть доработаны их производителями до требований, установленных в постановлении от 14 октября 2022 г. № 22/99.
При этом пунктом 2 постановления № 841/27 установлено, что до 1 июля 2025 г. допускается выпуск в обращение кассовых аппаратов, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, соответствующие требованиям к кассовым аппаратам, определенным Министерством по налогам и сборам совместно с Государственным комитетом по стандартизации. При этом, под выпуском в обращение кассовых аппаратов понимается реализация кассовых аппаратов на территории Республики Беларусь или передача их иным способом потребителям, за исключением кассовых аппаратов, находящихся в установленном порядке в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановление № 841/27 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 09.12.2022.