Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека. Начинать следить за этим нужно с раннего возраста, так как количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом увеличивается.

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно дети произносят звуки, и не спешат за помощью, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Важно помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками. Необходимо учитывать, что нарушенная речь отражается на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить.

Поэтому к проблеме речевого недоразвития речи ребенка – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

– Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.

– Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин – между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз, у него красивый грассирующий звук.

– К 3-4 годам нарушает структуру слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

– К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

– К 5-6 годам нарушена общая структура речи: неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неверно использует предлоги и союзы.

– Имеются запинки в речи, застревание на отдельных слогах, звуках, словах. Данное нарушение называется заиканием.

Заикание – это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.

Заикание чаще всего возникает в период от 3 до 5 лет. Ребенок в этом возрасте хочет много сказать, но его речевой аппарат может не успевать за мыслью, к не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования. Некоторые дети успешно проходят этот этап, а у некоторых развивается заикание. Причины появления заикания следующие: наследственная предрасположенность, тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, перегрузка речевым материалом, слишком ранее разучивание сложных по содержанию стихотворений, нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, испуг, резкое переучивание с левши на правшу, подражание заикающемуся ребенку.

При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов.

Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Очень важен эмоциональный позитивный настрой на успех. И ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «Само пройдет!».

Поэтому, если вы столкнулись с тем, что у вашего ребенка имеются нарушения в развитии речи, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил и времени. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой, своевременно обращайтесь к специалисту. Чем раньше выявлены проблемы, тем успешнее проходит работа по их преодолению. Только учитель-дефектолог может квалифицированно проанализировать ситуацию и дать консультацию по решению проблемы.

За консультацией обращайтесь в Дрогичинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по адресу: г. Дрогичин, ул. Веры Хоружей, 24, т. 3-67-70.

Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично!

Елена Кравчук,

учитель-дефектолог Дрогичинского ЦКРОиР