На состоявшейся 5 января сессии Дрогичинского районного Совета депутатов были избраны участники VI Всебелорусского национального собрания из числа депутатов местных Советов.

Представлять наш район на форуме доверено людям различных профессий. О том, какие проблемы волнуют делегатов, с какими мыслями и предложениями отправятся они на Всебелорусское национальное собрание, народные избранники делятся с жителями Дрогичинщины.

Галуц Светлана Ивановна, учитель ГУО «Именинская средняя школа», депутат Именинского сельского Совета:  

— В 2000 году по распределению меня направили в Деревнянскую базовую школу-сад учителем начальных классов. Здесь я встретила своего будущего мужа. Через полгода мы поженились и купили дом в деревне. Так я стала жительницей Деревной. Уже тогда я поняла, что эта деревня станет для меня родной на долгие годы, хотя моей малой родиной является агорогородок Радостово.

Так как место работы у меня было непостоянное, то когда закончился декретный отпуск, мне предложили место воспитателя в детском саду. Правда, воспитателем я работала недолго, ушла во второй декретный отпуск. А подрастив сынишку, стала преподавать физику и математику. Специалистов этого профиля всегда в школах не хватало, и я приняла решение получить второе высшее образование по специальности «математика». И уже в 2010 году заветный диплом был у меня на руках.

В Деревнянской базовой школе-сад я проработала 14 лет, из них 2 года – заместителем директора по основной деятельности. В 2014 году школу закрывают, в отделе образования мне предлагают место в Именинской СШ – учителя информатики и математики. Я прошла переподготовку в Академии последипломного образования по специальности «информатика» и в 2016 году получила третье высшее образование.

По характеру я человек непубличный. Много говорить не люблю, считаю, что просто достаточно выполнять свою работу добросовестно и качественно, а пусть другие оценивают. В феврале 2018 года была избрана депутатом Именинского сельского Совета. В этом же году коллеги избрали меня и председателем первичной профсоюзной организации школы. Эти две общественные должности налагают определенные обязательства: ты должен не только думать о себе и о своей семье, но и жить проблемами населения своей деревни, защищать интересы членов своей профсоюзной организации.

Как педагога меня волнуют проблемы системы современного образования. Я считаю, что образование должно быть доступным и качественным и учебники и программы должны этому соответствовать. Очень важно повышение престижа профессии учителя. Этого можно достичь путем материального и морального стимулирования, предоставления мер государственной поддержки и системы льгот для педагогов всех уровней.

Одной из самых важных проблем в сельской школе я считаю уменьшение количества учащихся. Если в 2014 году, когда я пришла работать в Именинскую СШ, здесь было около 150 детей, то спустя всего 6 лет их стало 106. Причин этому несколько. Конечно же, замечательно, что государство уделяет большое внимание обеспечению многодетных семей жильем. Но многие сельские многодетные семьи, пользуясь жилищными льготами, строят дома и квартиры не в деревнях и агрогородке, а в райцентре, куда и переезжают жить. Хотя у нас в Именинском сельском Совете в последний год наметилась хорошая тенденция, и 5 многодетных семей строят себе жилье в родном агрогородке. Это очень радует, и я все же надеюсь, что в ближайшие годы мы будем наблюдать стабильность в количестве учащихся нашего учреждения образования.

Вторая причина заключается в том, что немногие молодые специалисты по окончании учебных заведений возвращаются в деревню, а те, кто вернулся, отработав положенный срок, все равно уезжают в город. Мне кажется, очень важно обратить на это внимание и содействовать закреплению молодых специалистов на первом рабочем месте путем создания условий для совершенствования профессиональной деятельности, возможности карьерного роста и особенно – обеспечения жильем.

Хочу немного рассказать о нашем сельском учреждении образования. Именинская СШ в районе на хорошем счету, у нас трудится 29 педагогов, 24 из них высшей и первой квалификационной категории. Наши учащиеся достойно и  результативно участвуют в районных и областных олимпиадах, конференциях, в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Хочется также отметить, что в нашей школе создана хорошая информационно-техническая база. Так, в 2014 году мы получили новый компьютерный класс – 8 машин, имеется три мульти-медийные установки, в 2019 году районным исполнительным комитетом нам была подарена интерактивная доска, а в 2020 году информационно-техническая база школы пополнилась интерактивной панелью. Местные дети имеют возможность получать образование ничуть не хуже, чем их городские сверстники.

Как человеку, который родился и живет в сельской местности, мне очень больно быть свидетелем вымирания наших деревень и я надеюсь, что на Всебелорусском национальном собрании этой проблеме будет уделено самое пристальное внимание. Взять хотя бы Деревную. На сегодняшний день в нашей деревне осталось всего 6-7 семей среднего возраста. Здесь есть жилье с природным газом, которое стоит никому не нужное. А ведь еще в 2014 году в Деревной работали школа-сад, Дом культуры, ФАП, почта, магазин. Сейчас остались только почта и магазин, но и почту вскоре планируют закрыть. Где работать людям? На мой взгляд, основа будущего деревни – это рабочие места, на которых сельчане могли бы зарабатывать достойную зарплату.

Радует, что и в дальнейшем наше государство будет оставаться социально ориентированным, а это означает, что наши выпускники будут иметь возможность получить высшее образование бесплатно. Я не понимаю молодых людей, которые ратуют за введение исключительно платного высшего образования. Мол, им в тягость обязательная отработка после получения диплома, это, якобы нарушает их права.

Мне кажется, если ты хочешь платно учиться, пожалуйста, поступай на платное обучение и не занимай бюджетное место. Но ведь не у всех родителей есть возможность оплачивать обучение ребенка. Поэтому замечательно, что и в дальнейшем в учебных учреждениях Республики Беларусь будут сохраняться бюджетные места.

Что же касается предоставления «бюджетникам» первого рабочего места, на котором они обязаны отработать определенное количество лет, то, на мой взгляд, правильным было бы дать выпускникам право выбора. Если молодой специалист не может сам найти себе первое рабочее место, то работа ему должна быть предоставлена. Если же он самостоятельно позаботился о своем трудоустройстве, то ему нужно дать возможность реализовать свои планы. Возможно, тогда значительно большее количество молодых специалистов будет закрепляться на первом рабочем месте.