Парадоксально, но факт: до недавнего времени мы постоянно слышали жалобы от пешеходов на то, что водители транспортных средств не всегда пропускают их на обозначенных переходах и не предоставляют преимуществ на дороге. Однако в последнее время ситуация кардинальным образом изменилась. И теперь уже водители высказывают нарекания на то, что пешеходы, перед тем как перейти проезжую часть, как по пешеходному переходу, так и вне его, порой даже не удосуживаются посмотреть по сторонам и убедиться в отсутствии рядом транспортных средств.
Иногда они выбегают на дорогу совершенно внезапно, едва ли не бросаясь под колеса близко идущего транспорта. К тому же, в темное время суток далеко не все пешеходы стараются обозначить себя световозвращающими элементами. В таком случае люди фактически сливаются с теменью, и водителю трудно заметить препятствие в виде движущегося по дороге человека и вовремя отреагировать. А ведь каждый автомобиль имеет определенный тормозной путь и сразу остановиться не может, что лишь усугубляет ситуацию. И статистика свидетельствует, что именно пешеходы нередко являются злостными нарушителями ПДД. Согласно анализу, по их вине происходит от 40 до 50% всех дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.
Хотелось бы напомнить, что, в соответствии с п.16 Правил дорожного движения, пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. При этом очевидно, что пешие участники дорожного движения хорошо знают и пользуются своими правами, но нередко забывают о своих обязанностях. Основными причинами совершения ДТП с их участием являются: переход проезжей части автодорог в неустановленном месте, нахождение на проезжей части в нетрезвом состоянии, а также неиспользование в темное время суток, при движении на неосвещенной дороге, световозвращающих элементов – фликеров.
А ведь каждый пеший участник дорожного движения должен знать, что в темноте водитель замечает пешехода на дороге в ближнем свете фар примерно за 30-40 метров. Этого явно недостаточно, чтобы избежать наезда. Если же пешеход обозначен фликером – это расстояние увеличивается до 140 метров, а в дальнем свете фар – до 500 метров. Задумайтесь: ведь именно эти светящиеся маячки действительно могут облегчить движение водителю и обезопасить жизнь пешеходу!
Вместе с тем хотелось бы в очередной раз напомнить, что за нарушение пешеходами Правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность. Так, за переход проезжей части в неустановленном месте, вне пешеходного перехода, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. А если пеший участник дорожного движения нарушил ПДД и при этом находился в состоянии алкогольного опьянения, то штраф увеличивается от 3 до 5 базовых величин.
Еще одна наболевшая тема – велосипедисты на дороге. Для этой категории хотелось бы подчеркнуть, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке. В Дрогичине они оборудованы: на улице Ленина (от автостанции до ул.Карла Маркса), 17 Сентября (от улицы Мелиоративной до улицы Озерной) и от Дрогичинского комбикормового завода до д.Нагорье.
При ее отсутствии велосипедист имеет право ехать по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения. Допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
Вместе с тем водителям велосипеда категорически запрещается:
– ехать по пешеходному переходу на велосипеде (в этом случае велосипед следует вести рядом);
– управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить пассажиров (за исключением детей до 7 лет на дополнительном, специально оборудованном, сидении);
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению;
– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении.
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован: спереди – фарой белого цвета, сзади – красного цвета. Для дополнительной безопасности велосипедисту следует использовать шлем, наколенники и жилет со световозвращающими вставками.
При этом необходимо иметь в виду, что запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять велосипедом при движении по дорогам лицам моложе 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон, велосипедных и пешеходных дорожек);
Ответственность велосипедистов за передвижение в неустановленных местах та же, что и для пешеходов: в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин, а если велосипедист нарушил правила дорожного движения и при этом находился в состоянии алкогольного опьянения, то штраф – от 3 до 5 базовых величин.
Хочется также обратить внимание, что сейчас завершается декада по предупреждению ДТП с участием пешеходов и велосипедистов «Осень – пора фликеров», которая проходит на территории области в период с 13 по 22 ноября. Обстановка с безопасностью дорожного движения продолжает оставаться сложной. Помните о том, что наиболее травмируемая категория участников – пешеходы и водители, и основная часть происшествий с их участием происходит в темное время суток – с 18 до 21 часа. А в осенне-зимний период количество пострадавших под колесами авто возрастает в 2-3 раза! Со временем погодные условия будут лишь ухудшаться, поэтому позаботьтесь о своей безопасности на дороге!
В этот предзимний период водители также должны быть предельно ответственными: не превышать скорость, соблюдать дистанцию, быть крайне внимательными, особенно вблизи населенных пунктов, где в любое время на дороге может оказаться пешеход или велосипедист!
Юрий ГАРБИНА,
заместитель начальника Дрогичинского РОВД