spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

70 ЛЕТ СО ДНЯ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дата:

ЦЕНА ЖИЗНИ

Нынешним летом Василий Васильевич Крупко отметит 90-летний юбилей. Нелегкую, но честную жизнь прожил мой герой. Родился он в бедной крестьянской семье, с детства был приучен ценить труд и каждый кусок хлеба на столе. Когда пришла советская власть, Василий отправился учиться в ФЗО: он мечтал о самой мирной профессии строителя. Казалось, впереди счастливая жизнь. Но грянула Великая Отечественная война, разрушившая все планы и надежды.

— Как и многие мои знакомые, я был уверен, что Красная Армия в течение нескольких недель прогонит фашистов с нашей земли, — вспоминает Василий Васильевич. – Я знал, что живу в очень сильном государстве. Еще в детстве я любил слушать отца, который рассказывал много интересного о России. Он всегда повторял, что какие бы враги не нападали, ни татары, ни шведы, ни ляхи, ни турки не смогли ее победить. Но шло время, и фашисты уже чувствовали себя, словно дома.

Накануне Великой Отечественной войны Василий Крупко проходил срочную службу в Красной Армии. Он попал в плен. Ремонтируя вместе с другими военнопленными дорогу в Кобрине, замыслил побег.

В тот день с неба хлынул сильный дождь, и, караульные, чтобы не промокнуть, спрятались в укрытие. Улучив момент, Василий бросился под мост, а оттуда, что было силы, побежал в лес. Заметив исчезновение пленного, немцы направились в его родную деревню Гумнище. Они пригрозили расстрелять всех жителей, если Василий не сдастся.

— Не стоила одна моя жизнь десятков жизней земляков, — говорит Василий Васильевич. – И я вышел из леса, сдался. В наручниках фашисты отправили меня в брестскую тюрьму.

Вскоре Василий Крупко оказался в одном из лагерей, расположенных на территории Польши. Издевались фашисты над пленными страшно. Работать приходилось тяжело, а жили впроголодь. Вырывали с корнями и ели траву, сорняки, так что, в конце концов, вокруг осталась голая земля.

— Оттуда нас отправили в г.Щетин, на большой завод, где выпускали оружие, — по тому, как разволновался мой собеседник, я понимаю, что даже десятилетия не смогли притупить боль от перенесенных страданий. –  Кормили нас один раз в день: лусточка хлеба и брюква – вот и весь паек. Умирали солдаты сотнями. Я тоже не думал, что выживу. От голода часто терял сознание. Хлеб снился каждую ночь. Тогда мне казалось, что если все-таки посчастливится остаться в живых, то мне кроме хлеба и воды никакой еды не нужно будет. Разве может быть счастье большее, чем хлебушка вдоволь покушать?

Из Щетина Василий попал на остров, расположенный вблизи Швеции. Военнослужащие строили бункера под ракеты, которыми фашисты обстреливали Англию. Здесь Василий совсем упал духом: ведь убежать с острова было невозможно. В 1944-м году остров подвергся бомбардировке союзников. Фашистские бункеры были стерты с лица земли, но и военнопленных погибло немало.

— После этого нас вернули обратно в лагерь. Я окончательно заболел, по всему телу пошли нарывы. Медицинскую помощь нам не оказывали. Знаете, чем дольше живу на свете, тем больше убеждаюсь, что каждому человеку свыше предопределена его судьба, — замечает мой собеседник. – Только благодаря воле Божьей живым выбрался из того пекла. Как же мы радовались, узнав, что советские войска уже в Польше. Так хотелось дожить до освобождения, вернуться домой, повидаться с родными, односельчанами!..

Их освободили 3 мая 1945 года. Обмундировали, пропустили через сито НКВД. После окончания войны Василий Крупко служил минометчиком в армии под командованием Рокоссовского, видел самого Жукова.

Вернувшись в родную деревню, он устроился в райпотребсоюз строителем. Был каменщиком и штукатуром. Где только не пришлось работать: и в Гродно, и в Минске, и в других городах. Возводил заводы, магазины, столовые, пекарни. Почти сорок лет своей послевоенной жизни посвятил Василий Васильевич строительству.

Судьба не баловала бывшего узника. Женился на круглой сироте – Софье Васильевне Казак. Они вырастили и воспитали троих детей. Дочь живет и работает в Пинске, оба сына обосновались в Новосибирске. В 1999 году Василий Васильевич овдовел. Теперь на зиму дочь забирает его к себе, в город, а весной он возвращается в свой деревенский домик.

Василий Крупко ценит каждый прожитый день, любит окружающий мир и все живое в этом мире. Ему по душе миролюбивая политика нашего государства и Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, который не оставляет в беде старых людей.

— Слава Богу, пенсия у меня хорошая, могу купить себе в магазине и колбасы, и молока. Может, кто-то и недоволен тем, что цены в последнее время подскочили. А мне, старику, не на что роптать. Кто пережил войну, голод и холод, тот сегодняшний день считает раем, — глубокомысленно завершает свой рассказ, умудренный жизненным опытом мой собеседник-пенсионер.

Нина ГРИЦУК,

наш внештатный корреспондент.

Фото из семейного архива.

 

 

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Активисты и общественники Дрогичинщины в рамках республиканского субботника приняли участие в акции «Время помнить»

В данной акции участие приняли Дрогичинская районная организация БРСМ,...

Магазины, рынки, такси, услуги на дому: когда покупателям должны выдавать чек

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, при реализации...

Вспашка и культивация. Как оказывать услуги, не нарушая законодательство

С наступлением весны растет популярность таких видов деятельности, как...

Дроботы и Сороцни: ищем решение проблем

Середина апреля – на календаре 15‑е число, понедельник. Весна...