С каждым годом все меньше остается тех, кто видел и пережил Великую Отечественную войну, все больше пустеют ряды ветеранов, кто сражался с оккупантами и приближал День Победы. Но их воспоминания, память, боль и радость того победоносного яркого мая продолжает жить в сердцах их потомков, которые в своих домашних архивах бережно хранят их фронтовые дневники, фотографии, письма, военные вещи и документы, давно ставшие семейными реликвиями, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня, в преддверии 9 Мая, потомки победителей рассказывают о ратном подвиге своих предков и знакомят нас со своими домашними архивами.
Рассказывает Сергей Владимирович Патолятов, сын фронтовика:
– Тема Великой Отечественной войны для нашей семьи очень близка, хотя время неумолимо переворачивает листки календаря и все больше отдаляет нас от тех трагичных и славных дней. Несмотря на время, память прочно хранит воспоминания о моем отце, Владимире Павловиче Патолятове. Отец любил историю и передал эту любовь, как по эстафете, не только нам, его сыновьям, но и своим внукам, нашим детям. История жива! Она живет как в наших воспоминаниях о нем, нашем отце, дедушке, прадедушке, так и продолжает жить в его публикациях, сделанных лично им военных фотографиях и, конечно же, его фронтовом дневнике, давно ставшем нашей семейной реликвией.
Фронтовой дневник моего отца – ровесник нашей Победы. В нем описана вся его боевая биография. Еще одним, но уже безмолвным рассказчиком боевого пути папы, является также его офицерский китель. На нем до сих пор сияют награды: орден Красной Звезды, которым он был награжден за успешную подготовку при форсировании Десны в сентябре 1943 года; орденами Отечественной войны I и II степеней, первый из которых ему был вручен за успешную переправу войск через Днепр в деревне Новая Серебрянка по Варшавскому шоссе, за Довском Рогачевского района, после чего их вторая инженерно-саперная бригада стала именоваться «Рогачевской», а орденом II-ой степени папу наградили за взятие ДОТА около деревни Радзимин (Польша) в октябре 1944 года. Свои потускневшие блики «кидают» с его кителя и медали «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», которой он был награжден за участие в прорыве обороны на Курской Дуге в августе 1943 года, «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и множество других. Более того, мой отец представлялся к высшей степени отличия – званию Героя Советского Союза, но жизнь распорядилась так, что эта награда нашла другого, а его наградили вышеупомянутым орденом Отечественной войны I-ой степени в марте 1944 года. Об представлении моего отца к столь высокому званию, мне лично как-то давно рассказывал его боевой друг, а позже об этом я и сам нашем запись в отцовском фронтовом дневнике. Кроме того, этот факт подтверждается и архивными документами, которые также хранятся в нашей семье.
Мой отец в 1940 году был призван в ряды РККА. Служил курсантом в школе младших командиров 139-го отдельного саперного батальона в городе Ашхабаде (Туркменистан). А через год, в октябре 1941-го, окончил ускоренные курсы младших лейтенантов Среднеазиатского военного округа в городе Самарканде (Узбекистан). После этого он был направлен на Малоярославское направление Западного фронта в должности командира саперного взвода. В конце декабря этого же года был ранен, два месяца лечился в госпитале. В октябре 1944 года был назначен командиром роты отдельного штурмового инженерно-саперного батальона. В том же 1944-м вскоре переведен на должность начальника штаба ОШИСБ.
Великую Отечественную войну отец окончил в Берлине в должности начальника штаба 6-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 8-ой гвардейской армии и даже расписался на стене Рейхстага. С февраля 1946-го по июль 1947-го работал в органах советской военной администрации в Германии (город Флёа, земля Саксонии). Кроме того, он, как агроном по первому образованию, занимался там и посевом хлебов для мирных жителей. Об этом позже в марте 1980 года в общесоюзном журнале «Закупки сельскохозяйственных продуктов» выйдет про него статья «Мирное поле сапера…». Про отца потом еще не раз напишут в газетах, писал в газеты и он сам. В 2010 году в областной газете «Заря» также была опубликована о нем статья «От рядового до капитана». Воинские звания майора, а затем и подполковника отцу были присвоены, когда он уже был на пенсии.
Владимир Павлович Патолятов умер 20 лет назад в возрасте 82 лет. Он умирал так же мужественно, как воевал и трудился. Вспоминая о нем, хочется сказать, что он всегда занимал активную жизненную позицию. Будучи на пенсии, много лет возглавлял районное общество ветеранов войны и труда, пел в ветеранском хоре. Кроме множества боевых наград о его заслуженной трудовой деятельности свидетельствует ряд медалей за трудовую доблесть, орден Дружбы Народов, Почетные грамоты Президиума Верховного Совета БССР.
***
Рассказывает дочь участника Великой Отечественной войны, офицера, освобождавшего Дрогичин летом 1944 года, Наталья Алексеевна Зайцева:
– Мой отец Алексей Иванович Зайцев очень мало рассказывал нам о войне, он не любил вспоминать то, что пришлось ему там пережить. Часто задумываясь над этим всем, я поражаюсь, как он, пройдя через адское горнило войны, на протяжении всей своей жизни остался очень добрым и отзывчивым человеком.
Война для моего отца началась с июльских боев 1941 года под Могилевом, после которых, отступая с частями Красной Армии, он дошел до Смоленска. В 1942 году он окончил курсы младших политруков и был направлен на Сталинградский фронт. Отец как-то вспоминал, что когда их перебросили на оборону Сталинграда, земля в ту пору уже была скована морозом. Он говорил, что окопы рыть было невозможно, и чтобы хоть немного себя укрыть и уберечь от вражеских пуль, бруствером для их служили тела убитых. Там отца очень сильно ранило, он долго лечился в госпитале. После ранения на Сталинградском фронте, он всю жизнь ходил с вмятиной в левом боку. Помню, как маленькой я любила в нее засовывать свою детскую ладошку.
Следующей страницей боевой биографии моего отца была Курская битва с известными всем адскими боями под Прохоровкой. Там, на Курской дуге, отца снова ранило, на этот раз в ногу, и контузило. Из-за этого ранения он потом хромал.
Вспоминается, как у папы были необычно сложены руки. Я однажды спросила у него: «Что у тебя с руками?». И он мне рассказал, что как-то их послали взять немецкого «языка», и когда случилось так, что отцу пришлось с ним бороться в рукопашной схватке, немец вывернул ему кисти. Но все же папе удалось его захватить.
Воевал моей отец также на 1-м Белорусском, 1-м и 3-м Прибалтийских фронтах. В рядах 61-й армии генерала Белова он освобождал Дрогичин. Участвовал в боях за Ригу, Шяуляй, Варшаву, брал Берлин. В рядах Красной Армии он прослужил до 1946 года. Закончил войну в звании старшего лейтенанта.
С 1950 года наша семья жила в Хомске, отец работал директором средней школы. В 1958 году мы переехали жить в Дрогичин, куда отца назначили директором СШ № 2. Даже после выхода на пенсию в 1976 году он продолжал трудиться в системе народного образования, занимался воспитанием молодежи, активно участвовал в общественной жизни района. Отец был очень честным человеком, преданным своему делу, трудолюбивым и ответственным. Даже когда он был на пенсии, к нему часто приезжали его бывшие выпускники, которые его очень уважали.
Мой отец Алексей Иванович Зайцев был награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Также он являлся ветераном труда и заслуженным учителем БССР.
У меня хранятся некоторые отцовские фото военных лет и газеты, в которых о нем когда-то писали. Моя старшая сестра Людмила, проживающая в Минске, хранит у себя фронтовые отцовские фото и все его награды. Я и мои родственники очень патриотичны, любим нашу страну, добрым словом и с ностальгией вспоминаем времена СССР. Мы рассказываем своим племянникам, детям и внукам о их дедушке-фронтовике, часто с ними посещаем музеи военной направленности и мемориальные комплексы нашей страны. Для меня День Победы – самый главный праздник, и я очень горжусь тем, что мой отец брал Берлин.
***
Рассказывает заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр Дрогичинской ЦРБ Валентина Вячеславовна Климчук о своих родителях, участниках Великой Отечественной войны:
– Моя мама Мария Алексеевна Ксеневич с 1940 года работала хирургической медсестрой в Пинском госпитале. В этой же должности она с первых дней войны и до самой Победы с эвакогоспиталем № 2392 в составе 2-го Белорусского фронта прошла всю войну. Находилась на передовой, оказывала помощь раненым, помогала при операциях. Меня с детства интересовало, каково это женщине быть на войне? Конечно, им там было очень непросто и тяжело, раненые были разные. Более того, мама вспоминала, как их эвакогоспиталь подвергался бомбежкам немецкой авиацией и как им приходилось спасать от падающих бомб не только себя, но и раненых красноармейцев.
После войны мама стала жить в Дрогичине, здесь она и встретила свою судьбу – моего папу, тоже, кстати, фронтовика. После войны мой отец Вячеслав Иванович Ксеневич работал в милиции, потом был начальником вневедомственной охраны. Мама сразу работала медсестрой в Дрогичинской школе глухонемых детей, а потом в райполиклинике.
Мама была очень добрая, отзывчивая, трудолюбивая, отец ей во всем помогал, любил свою семью и берег. Он был замечательным человеком. Мои родители для меня всегда были и остаются примером. Их уважали как по жизни, так и на работе. Я научилась у них очень многому и мудрому, в первую очередь терпению, доброте, любви, отношению к людям. Я благодарна судьбе, что родилась в такой семье. Я пошла по стопам мамы, мне всегда хотелось быть медиком, и я с детства старалась во всем ей подражать.
В нашей семье жива вечная память о них. Мой сын очень любил своих дедушку и бабушку, которые являлись участниками Великой Отечественной войны. Мы о них всегда помним, бережно храним их военные фотографии и документы, ордена и медали. Мама была награждена орденом Отечественной войны II степени, боевыми и трудовыми медалями, а также Грамотой Верховного Совета БССР. Кроме боевых наград отца у нас хранятся и медали, врученные ему Министерством внутренних дел.
***
Лариса Васильевна Курилюк рассказывает о своем дедушке-фронтовике:
– Награды, офицерская портупея, записная книжка со стихами, документы и военные фото – все эти вещи моего деда, ветерана войны, хранятся дома в Бресте у его дочери, моей тети, родной сестры моей покойной матери. Мой старший сын, 19-летний Захар, который уже студент, и младший – 9-летний Тимофей, учащийся гимназии, очень интересуются историей Великой Отечественной войны. А чем старше становится Тима, тем больше засыпает меня вопросами о своем прадеде-фронтовике. Тимофей также является не редким гостем в Военно-историческом музее им. Д. Удовикова. В его экспозиции есть целый раздел, посвященный нашему деду и прадеду Петру Всеволодовичу Чечко. Когда-то родственники передали майорский китель деда и некоторые его вещи в музей, посчитав, что будет правильно, если они будут находиться там.
Во время войны у дедушки было несколько ранений, контузия. В детстве я очень любила ходить к нему и бабушке в гости. Помню, что у него на руке был согнут мизинец, который из-за былого ранения никогда не разгибался.
На фронте мой дедушка Петр Чечко был с 1942 года. Во время освобождения Беларуси в ходе операции «Багратион» он воевал на 3-м Белорусском фронте, где был командиром отделения разведки 283-го минометного Витебского Краснознаменного полка. В 1945 году в Восточной Пруссии участвовал в штурме Кёнигсберга и Земландской наступательной операции, а в августе этого же года вместе с войсками был переброшен на Дальний Восток, где принимал участие в освобождении Китая от японских войск. За участие в Великой Отечественной войне он был награжден орденом Отечественной войны I-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За Отвагу» и множеством других наград. После войны дедушка работал в райкоме партии, а потом был учителем истории в СШ № 1 города Дрогичина. В школе он проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодежи и за свою педагогическую деятельность был награжден Почетной грамотой ВС БССР.
Вспоминая о нем, хочется сказать, что он был очень интеллигентным человеком, к нам, внукам, относился очень хорошо, всегда настраивал нас на учебу и постоянно твердил, что мы должны первым делом хорошо учиться. Также он являлся внештатным корреспондентом нескольких газет, вел здоровый образ жизни и всегда занимался утренней зарядкой.
Мы гордимся своим боевым дедушкой и прадедушкой, часто о нем вспоминаем, наведываемся в наш городской музей. Бывая в гостях у тети, я стараюсь фотографировать хранящиеся у нее дедушкины вещи, награды, делаю ксерокопии его военных документов и фотографий. Так, постепенно, создаю и свой семейный архив. Я уверена, что его будут хранить мои сыновья и передадут будущему поколению.
Максим РОДЬКО.
Фото автора.