В августе прошлого года я пообещал оппонентам, что не буду в полемике опускаться до площадной ругани и  костерить их последними словами только за то, что их мнение отличается от моего. 
Свое слово я держу. Оппоненты – не всегда. Но не об этом речь. Речь сегодня пойдет о той ситуации, в которой страна оказалась на протяжении последних шести месяцев.

Кто пишет  на чистой доске?

В августе – сентябре по Беларуси прокатилась волна массовых выступлений, которые получили разную оценку со стороны политиков, политологов и просто граждан страны. Одни увидели в них стихийное народное  возмущение, другие – сценарий «цветной революции».

Лидеры протестных выступлений, сопровождавшихся беспорядками, частично задержаны,  частично эмигрировали. В поле зрения средств массовой информации чаще, чем другие эмигранты, попадает Светлана Тихановская, бывший кандидат в президенты.

О Тихановской мы писали не единожды в прошлом году. Писали живо, где-то с иронией, где-то с сарказмом. Сегодня постараемся не шутить. Потому что ситуация, созданная с участием Светланы, не слишком веселая: спокойная европейская страна в один миг стала темой ведущих мировых СМИ.

Ирония и сарказм в довыборную пору были вполне уместны: идея поставить во главе страны домохозяйку многим казалась чьей-то нелепой шуткой. Тихановская свой имидж женщины из народа отрабатывала полностью: тушевалась перед толпами поклонников, не знала, как себя вести в не предусмотренных сценарием ситуациях, откровенно не умела находить контакт с аудиторией.

В отношении таких людей применим латинский термин tabula rasa – «чистая доска», под которым зачастую  подразумевают человеческий ум без каких-нибудь мировоззренческих принципов.

Сейчас на этой «доске» появились знаки. Кто их пишет? Самые разные деятели. От ближайшего окружения, таких же эмигрантов, до президентов стран.

Среди президентов первый – руководитель Литвы Гинтанас Науседа. Что ему обещает после прихода к власти Светлана Тихановская  –  мы точно не знаем, но подозреваем. Из очевидного можно прогнозировать финал белорусского атомного проекта, который для Литвы как кость в горле. А это, напомним, десять миллиардов долларов, вложенных в Белорусскую АЭС. Так себе начало для нового руководителя страны – сделать королевский подарок соседней стране.

Но это в будущем, которое может и не наступить. Сегодня же игры с «избранным президентом» аукнулись Литве переориентацией белорусских грузов с литовской Клайпеды на российские порты.

Очевидно, что пишут на «доске» ее коллеги по эмиграции, которых безыдейными не назовешь никак. Поэтому и стала Светлана чаще использовать в одежде бело-красные тона, употреблять в обращениях белорусский язык, рассуждать на темы, от которых еще год назад была очень далека.

Наступить весной на осенние грабли

Сегодня Светлана Тихановская призывает белорусов готовиться ко Дню Воли. Рассуждает о том, что значит день 25 марта в белорусской истории. Еще год назад, я уверен, она об этом Дне и не подозревала.  Да и сегодня вряд ли он стал для нее сакральной датой.

Но нужно использовать любой повод для возобновления уличных протестов. Поэтому вот уже несколько дней активно в головы пользователей интернета вдалбливается мысль о том, что необходимо массово выйти на улицы именно 25 марта, в день объявления независимости Белорусской Народной Республики в 1918 году. Как всегда, пытаются действовать на эмоции.

Напомню читателям, как проходило празднование столетия независимости БНР в 2018 году. Исполкомы в различных городах Беларуси удовлетворили заявки на проведение праздничных мероприятий. Концерты, выставки, митинги прошли с разной степенью многолюдности, но в целом все выглядело вполне достойно. Власть, хотя и скептически относится к наследию БНР, не препятствовала вспомнить юбилей. Казалось бы, общество идет к какой-то относительной гармонии, к примирению различных мировоззренческих принципов во имя единства народа.

Сегодня Тихановская и компания снова хотят сделать эту дату не просто символом раздора, но, по возможности, и окропить ее кровью. Не своей, естественно.

Осенней крови им было мало. Весной они с упорством хотят снова наступить на те же грабли, что и прошлогодней осенью. 

Бывшая кандидат в президенты не единожды говорила, как ей жалко пострадавших на минских улицах. Но как-то не верится в искренность этих крокодиловых слез. Если тебе действительно жалко людей – не зови их на улицы, призови родителей беречь своих детей-студентов. А если ты их призываешь выходить –  значит, нисколько тебе их не жалко.

И, кроме того, зададим себе вопрос: в чем был смысл осенних хождений? Чтобы как можно больше людей столкнуть с силовыми структурами? Ведь никакой конкретной программы своим сторонникам в те дни лидеры возмущения не предложили. Просто ходить по улицам, получать удары дубинками и холодную струю из водомета.

По ходу, ту же программу предлагают и весной. 

На что надеются? Не знаю. Ведь «режим» показал себя вполне устойчивым: государственное управление функционирует, экономика работает, отдельные «креативщики» в принципе повлиять на общество не могут.  

Красивая картинка – оружие плута

Вернемся к вопросу, обозначенному в начале статьи: со стихийным выступлением или подготовленной акцией мы имели дело?

Российский политик Константин Затулин полагал, что отсутствие сколь-нибудь разумных действий со стороны протестующих исходит из стихийности протеста. Но возможен и иной вариант: разумного плана действий не было и нет по причине бестолковости лидеров, их ничтожности как организаторов.  

А вот в пользу версии о подготовленности летне-осеннего наступления на власть есть ряд подозрений. Нашим людям в новинку многие картинки из различных городов Беларуси, а между тем они хорошо известны тем, кто хоть немного интересовался вопросом информационного сопровождения «цветных революций». 

Красивая картинка в информационную эпоху – залог сочувствия и сопереживания.

Многие из нас с сопереживанием воспринимали картинки, известные начинающим политтехнологам: одинокая фигура с флагом перед шеренгой силовиков, девушка на протестной акции вручает цветы омоновцу, инвалид в коляске с атрибутом, символизирующим протест.

У нормального человека все перечисленное вызовет соответствующую реакцию. Нормальный человек не допустит мысли, что им манипулируют плуты. Потому что нормальный не осознает глубины цинизма тех, кто пытается управлять его эмоциями.  

Свету делает свита

Короля делает свита. Это правило действует и в отношении нашей героини: Свету тоже делает свита. Сегодня Тихановскую окружают всевозможные проходимцы, профессиональные революционеры, некоторые уже во втором поколении, люди, не знающие, что такое работа. Но надо отдать должное манипуляторам: им удалось если не расколоть, то, во всяком случае, надколоть белорусское общество. Реальной сегодня остается вероятность усугубления ситуации. Поэтому раскол в обществе нужно преодолевать как можно скорее, пока не начались необратимые политические и социальные сдвиги. Обе части белорусского общества должны быть заинтересованы в наведении мостов. Пока же эмигрантская тусовка настроена на их сжигание, создавая стране отрицательный имидж за границей, где только это возможно.

Разговор мы начали с негатива, который появился в нашей жизни в прошлом году. Тем не менее, сложившаяся ситуация имеет и свои плюсы. К ним можно отнести, например, откровенную комедийность структуры, которую возглавляет экс-кандидат в президенты. Так, скажем, вопросами внешней политики заведует у Тихановской тридцатидвухлетний журналист, владеющий английским языком, Вечерко. Зовут заведующего иностранными делами Франак Винцукович. Для белорусского уха звучит примерно как Урал Рамдракович. Но Урал Рамдракович Латыпов, бывший некогда Министром иностранных дел, по национальности башкир, а Вечорко – белорус.

Урал Латыпов приносил пользу белорусской внешней политике. Франак Винцукович и компания пытаются ей наносить как можно больше вреда. Но не всегда получается. Так, еще одним для белорусского народа плюсом, а для эмигрантов минусом является относительная мягкость введенных Евросоюзом санкций.  Отказались от каких-либо контактов с самозванцами в России, о Китае они сами даже речи не ведут. 

Зерна и плевелы медийного поля

Еще один плюс можно увидеть в консолидации белорусской государственной пропаганды. Если поначалу пропагандистский аппарат был откровенно не готов к атаке в стиле «цветной революции», то сейчас он стал реальным противником зарубежных технологий в информационном противостоянии.

Также можно говорить о консолидации той части общества, которая стоит за сохранение существующих реалий. Эта часть народа вполне реально осознает, что альтернативой современному, пусть не идеальному, порядку может стать полный хаос. В его результате исчезнут и порядок, и социальные гарантии, и уровень благосостояния.

Оперативность и аргументированность позволили быстро исправить ошибки и недоработки на медийном поле, находить контраргументы на, казалось бы, беспроигрышные вбросы оппонентов. 

Спекуляциям на тему снижения жизненного уровня у нас противопоставили  показ жизни «у них», где тоже не все хорошо. Причина этому у всех одна – пандемия. Сегодня жизнь не улучшается ни у кого, потому что весь мир столкнулся с невиданными вызовами. И мы, кстати, справляемся с ними не так уж плохо, потому что имеем современную качественную медицину. У многих хуже.

Мы узнали, что протесты, оказывается, были не такими уж мирными, как нам врали телеграм-каналы.

Мы увидели, что бежавшую из страны группу деятелей, объединившуюся вокруг Тихановской, пытаются использовать силы, которые не заинтересованы в существовании крепкого белорусского государства. Что эта группка не представила не только сколь-нибудь убедительной программы развития страны, но и внятного плана собственных действий. Пока все упирается в призывы к людям выйти на улицы.  

Зачем? Если власть выстояла перед уличным напором осенью, почему она должна уступить весной? Что изменилось принципиально? Ничего: ни упорство власти, ни упрямство противников. Тогда зачем снова подставлять под дубинки и водометы эмоциональных соотечественников? Чтобы дальше гастролировать по Европе самозваным «представителям» белорусского народа?

Быть романтиком не всегда хорошо

У упомянутого Франака Винцуковича скоро будет день рождения – 26 марта. Он революционер во втором поколении, еще его папа с молодых лет водил толпы по Минску. В том числе и 25 марта. Франак в одном из интервью говорил, что часто папа в день его рождения отсутствовал: его задерживали на оппозиционных акциях накануне, а как хотелось, чтобы он был рядом в праздничный день.

Желание вполне понятно и справедливо. Непонятно поведение папы. Не милиционер бесчеловечен, лишая ребенка полноты семейного праздника: он не знает о дне рождения. Знает папа, который ведет толпы на борьбу, осознавая, что, желая осчастливить миллионы, делает несчастными самых близких.

Сегодня мы вскользь затрагивали тему бывшего министра иностранных дел и эфемерного заведующего иностранными делами. Бог троицу любит: вспомним в контексте отношений «отцы – дети» слова действующего главы МИДа, Владимира Макея. Рассуждая о тревожных событиях в нашей стране, он сказал, что за своего малолетнего сына готов горло перегрызть его обидчикам. В моем понимании, таким должен быть настоящий отец, а не тот, который хочет осчастливить целые народы, не замечая тех, кто по умолчанию ближе всех. Это мое субъективное мнение, прошу прощения, если оно кого-то задело.

И в завершение. Прошлый год вскрыл много проблем. Одна из них – проблема политической культуры общества. Оказалось, что многих из нас не так уж и тяжело обмануть различным авантюристам, что инфантилизм или в лучшем случае наивный романтизм свойственен многим из, казалось бы, взрослых людей. Поэтому мне хотелось бы пожелать этой группе общества даже не зрелости, а простого человеческого цинизма. Немного, совсем чуть-чуть, далеко не в таком количестве, как у застрельщиков новых выступлений, сидящих в полной безопасности за границами Отечества. Не будьте романтиками в отношении тех, кто старается спекулировать на вашей искренности.

Игорь Гетман,
«Яновский край»