Сейчас при поступлении в вузы и ссузы абитуриенты сдают централизованное тестирование, на котором, если повезет, можно и угадать варианты ответов заданий части «А». А что касается таких профессий, как архитектор, дизайнер, модельер, преподаватель изобразительного искусства, требуется еще и выполнение творческого задания. И здесь уже возможности выехать только на удаче нет. Все зависит от того, насколько вы талантливы и обладаете нужными знаниями, умениями и навыками. С 2003 года при Дрогичинской детской музыкальной школе открылось отделение изобразительного искусства. С того момента ребята, желающие связать свою судьбу с этим видом творчества, имеют возможность осуществить свою мечту.

Значимый вклад в развитие обучения изобразительному искусству в нашем районе внес Михаил Алексеевич Майбородин. В начале «нулевых» годов он организовал в нашем городе работу изостудии «Палитра», которая действовала при Доме творчества. Потом, в 2003 году, когда в музыкальной школе открыли отделение изо и она стала именоваться детской школой искусств, Михаил Алексеевич стал его заведующим. На сегодня прошло около 2 лет, как он вышел на заслуженный отдых: полностью погрузился в собственное творчество. Зато за годы работы подготовил себе достойную смену. Его бывшие ученики и ученицы сейчас преподают в Дрогичинской ДШИ, других учебных заведениях нашей страны. Например, Ольга Николаевна Манцевич даже, наверное, превзошла своего наставника: с начала текущего учебного года она занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дрогичинской детской школы искусств.

Нарисовала Франциска Скорину и получила президентскую стипендию

Ольга Манцевич стала учиться изобразительному искусству с 9 класса. Тогда в среднюю школу №1, где она училась, пришел Михаил Алексеевич и стал приглашать ребят на занятия в изостудию «Палитра». Мама Ольги работала в школе педагогом и тогда сама записала дочку в «художку». Так, девушка в течение учебы в 9, 10 и 11 классах осваивала изобразительное искусство. Ольге нравилось посещать занятия Михаила Майбородина: она пропускала их только в крайних случаях – по болезни.

– Мне очень повезло иметь такого наставника, как Михаил Алексеевич. Любить рисовать это одно, но осваивать выбранный тобою вид искусства под началом опытного мастера-педагога – совсем другое дело, – говорит Ольга Николаевна.

Заместитель директора Дрогичинской ДШИ по учебно-воспитательной работе Ольга Манцевич имеет коллекцию работ, посвященную историко-культурным памятникам нашего района

В способностях девушки сомневаться не приходится. Еще в старших классах она принимала участие в разных конкурсах и завоевывала награды. В 2004 году для одного из них изобразила Франциска Скорину, и за эту работу получила разовую президентскую стипендию. Неудивительно, что и профессию она выбрала, связанную с изобразительным искусством. Поступила в Кобринский художественный колледж. Отрабатывать в качестве молодого специалиста-педагога она пришла в Дрогичинскую детскую школу искусств. Потом решила получить высшее образование и поступила на заочное отделение исторического факультета Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Но, даже закончив вуз, осталась на прежней работе.

– Мое увлечение историей отображается в моих картинах. Большинство из них – это изображения памятников архитектуры Дрогичинщины. Православные и католические храмы, помещицкие усадьбы, здания, несущие в себе печать прошлого. Некоторые из них не сохранились до наших дней, но остались какие-нибудь зарисовки, либо фотоснимки, которые я использую для создания своих рисунков. Коллеги надо мной иногда шутят – говорят, мол, не осталось больше памятников истории и культуры в районе, которые я еще не изобразила. Мой излюбленный жанр – это графика. Здесь из инструментов используется тушь и перо, ну и, конечно же, вдохновение. Есть в моей коллекции работ также и портреты знаменитых людей, – добавляет Ольга Николаевна.

Она рисует чаще всего по вдохновению. Может – как дома, так и на работе, вместе с учениками, – взяться за карандаш. Сейчас наша собеседница совмещает должность заместителя директора с преподаванием. Она проводит занятия в 3 классе, плюс у нее еще есть ученица-второклассница. В сумме наберется 10 учеников: как преподаватель сама отметила, – 10 юных художников. Всего же на отделении более 60 ребят осваивают азы изобразительного искусства.

Ольга Николаевна не теряет связь со своим наставником. Они с Михаилом Алексеевичем регулярно созваниваются, общаются, каждый делится новостями из своей жизни. Тема №1 у них, конечно же, творчество.

Здесь трудятся будущие архитекторы, дизайнеры и модельеры

Первое, что нужно развить для освоения вышеназванных профессий, – это умение рисовать. По словам Ольги Николаевны, мало ребят приходят в детскую школу искусств просто так, из любопытства. Большинство записываются в ДШИ с твердой решимостью в будущем стать художником и рисовать картины, проектировать здания, создавать коллекции модной одежды, разрабатывать дизайн интерьера, иллюстрировать книги и т. д. Родители, как правило, в этом своих детей поддерживают, ничего не жалеют для их развития. Это при том, что необходимые инструменты и материалы дети приносят из дома, а они (например, акварель художествен ная, гуашь художественная, хорошие кисти) сегодня недешево стоят.

В «художке» дети учатся 5 или 7 лет. В первый класс школы искусств на изобразительное отделение можно поступить уже с пятого класса общеобразовательной школы. Плюс еще две подготовительные группы – малыши из числа учащихся начальной школы и старшеклассники, готовящиеся к поступлению. На теперешний день в изо-отделении Дрогичинской ДШИ работает 4 педагога.

– Ребята как приходят к нам в первый класс – сразу хотят пробовать портреты рисовать. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Тут нужно соблюдать пропорции лица. С первого класса мы начинаем изучать академический рисунок, тут и пропорции, и построение, и перспектива, и свето-теневая моделировка. Во всем этом мы и помогаем разобраться учащимся на занятиях, – делится профессиональными нюансами заместитель директора. – Более углублено академический рисунок изучает подготовительная группа, в которой старшеклассники готовятся к поступлению.

На занятии в Дрогичинской детской школе искусств учащиеся приобщаются к изобразительному искусству

Каждый год кто-то из воспитанников Дрогичинской ДШИ пробует поступать в вузы и ссузы, выбирая специальности, связанные с изобразительным искусством. Кто-то идет в Кобринский художественный профессионально-технический колледж, кто-то – в Пинский колледж искусств. Среди вузов предпочитают поступать в Витебский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы.

Большое значение для ребят имеет участие в разного рода творческих конкурсах рисунка. Это, по словам О.Н. Манцевич, мотивирует их на дальнейший усердный труд, саморазвитие.

– Получил ребенок диплом, благодарственное письмо или даже просто грамоту участника конкурса – рад-радешенек, просто ликует. Дети ведь, в большинстве своем, не скрывают эмоций, и по ним это хорошо видно. В последующем они хотят и дальше бороться за призы, побеждать. Часто, получив дипломы, ребята спрашивают меня, когда будет следующий конкурс, хотят непременно в нем поучаствовать, – говорит Ольга Николаевна.

Помимо районных, областных, республиканских, нередко учащиеся Дрогичинской детской школы искусств пробуют свои силы и в международных конкурсах. В последнее время, по причине коронавирусной инфекции, они проводятся в дистанционном формате. Хотя, по сути, это мало отличается от предыдущего варианта. Раньше по почте высылался оригинал рисунка, а теперь на «электронку» – только его фотография. В течение учебного года учащиеся ДШИ, а также и педагоги, отправляют свои работы на десятки конкурсов. Большинство из них проводится ежегодно, о многих из них школе искусств сообщает отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома.

Этот учебный год не стал исключением. Свои рисунки ученики Дрогичинской школы искусств в этом учебном году отправили и на VIII Международный биеннале «Радости Ташкента». По итогам конкурса были отмечены сертификатами участника и благодарственными письмами от Посольства Узбекистана в РБ.

Кроме того, Анна Чурилова награждена Дипломом лауреата II степени в творческом интернет-проекте «Покори вершину» (г. Ивье Гродненской области). Ребята – учащиеся Дрогичинской ДШИ – пробовали свои силы в международных конкурсах «Иллюстрации к сказкам Андерсена» и «Красота Божьего мира» (проводила Русская Православная Церковь). По его итогам ученики отмечены грамотами участников.

Ежегодно ученики отделения изобразительного искусства принимают участие в уже полюбившемся им Международном конкурсе социально-значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!». В этом году более 20-ти работ были отправлены в Новосибирск (где и проводился конкурс). Плакаты трех учениц – Карины Шкилюк, Марины Волошко, Елизаветы Бондаревой – приняли участие в итоговой выставке и были награждены сертификатами участника выставки. Также отправляли свои работы и учителя – О.Н. Манцевич и О.А. Швецова. Ольга Николаевна на данном конкурсе представила пять своих плакатов, и все они прошли на выставку, за что она была награждена грамотой за активное участие, сертификатом участника выставки и ценными подарками. Оксана Алексеевна Швецова награждена сертификатом участника выставки.

Во всем этом прослеживается своего рода цепочка преемственности знаний и опыта. Когда-то Ольга Манцевич сама была ученицей и изучала основы изобразительного искусства под началом Михаила Алексеевича Майбородина. Как и некоторые другие его воспитанницы, спустя годы она пришла преподавать изо в школу искусств. Кто знает, может, и ее нынешние воспитанники последуют этому примеру.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора и из архива Ольги Манцевич