«ДЕТИ ЛЮБЯТ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ПОНИМАЮТ»,–

убеждена преподаватель математики ОСШ №1 г.Дрогичина, победитель областного конкурса «Учитель года» Елена Протасевич

“C удовольствием учатся у того, кого любят. И с радостью постигают то, что понимают», — с такими убеждениями учитель математики ОСШ №1 г.Дрогичина Елена Протасевич более десятка лет входит в школьные классы, чтобы научить детей своему предмету.  Индивидуальные педагогические принципы и подходы, мастерство и старание, любовь к детям и к точным наукам помогают Елене Борисовне достигать успешных результатов в каждодневной работе. Эти же профессиональные качества и убеждения помогли преподавателю из Дрогичина одержать победу в районном, а совсем недавно – и в областном конкурсе «Учитель года». Теперь педагогу Протасевич предстоит принять участие в аналогичных республиканских состязаниях.

Математикой Елена увлекается с детства. Она считает, что ей изначально повезло с одноклассниками и школьными учителями…

Класс был очень сильный – с десяток человек претендовали на «золотые» медали. Желание находиться на уровне лучших побуждало и подстегивало к постоянному труду в постижении знаний. Хотя, как признается Елена Борисовна, писать сочинения  и исследовать достоинства и недостатки литературных героев она не любила. Ей неинтересны были чужие судьбы. А вот задачи она готова была решать бесконечно. Тем более, что преподавателем математики у них была Раиса Ивановна Гуз, которая замечала, любила способных к этому предмету учеников и прилагала усилия, чтобы развивать и совершенствовать таланты.

Потом была учеба в пединституте, практика, первые уроки в школе, которую она сама когда-то окончила. Анализируя тот период, Елена Борисовна говорит, что по своей неопытности тогда она ставила непостижимые цели: все, что знала сама – обязательно донести на уроке ученикам. И лишь со временем и с опытом пришло понимание, что далеко не каждый из школьников способен принять и нести большой багаж знаний. Преподаватель научилась становиться вровень с каждым учеником и, по мере возможности, каждому определять задание по его способностям. Тех, кому математика дается труднее, она может наводящими вопросами подтолкнуть к правильному решению. «Каждый, кто работает и старается, должен почувствовать радость успеха. И если таким образом ребенок понял то, что еще совсем недавно  ему  казалось   сложным   и непостижимым, если он возвысился над собственной неуверенностью и глаза его полны света – это и есть самая большая победа учителя», — говорит Елена Борисовна.

А еще она считает неполным урок, если на нем не предоставилось возможности хоть минуту-другую поговорить о человеческих ценностях. «Ведь если ваш сосед или близкий не знает теоремы Пифагора – это не беда. А вот если он не имеет представления о человечности, порядочности – это уже проблема», — рассуждает моя собеседница. Она уверена, что математические знания и нравственный аспект на одном уроке вполне совместимы.

Несомненным достоинством педагога Протасевич является и то, что она владеет не только прочными математическими знаниями, но и даром убеждения. И если первому она усердно училась, то второе, как считает Елена Борисовна, ей досталось по наследству – от мамы, Раисы Ивановны Бондарчук.

И еще: каждый свой урок Елена Борисовна представляет, как ответственный выход на сцену, где она должна заинтересовать, удерживать внимание и нужным словом тронуть умы и сердца самых требовательных слушателей и зрителей – своих учеников. Поэтому публичные уроки на районном, а затем – и на областном этапе конкурса «Учитель года» для нее были не самым сложным испытанием. К этому времени  был опыт и профессиональные наработки, участие в педагогических конференциях и других мероприятиях, были достижения учеников и уверенность в том, что все должно получиться. Ведь в основе конкурса была ее повседневная работа, которую она знает и любит.

Вместе с тем, Елена Борисовна  просит отметить и поблагодарить группу поддержки в составе коллег Валентины Ростиславовны Канцевич и Виты Владимировны Мучанской, которые вместе с ней ездили в Брест, в течение недели помогали готовиться к конкурсным испытаниям, были ее основными советчиками, аналитиками, критиками и болельщиками.

Как рассказывает                  участница конкурса из Дрогичина, первым было хотя и традиционное, но очень ответственное задание: провести урок в незнакомом классе. Подготовку к нему Елена Борисовна начала с того, что познакомилась с классным руководителем, учителями своих будущих учеников. Узнала, что дети давно учатся вместе, за исключением мальчика-хоккеиста, который пришел в класс недавно. И чтобы помочь ему адаптироваться и проявить себя в новом коллективе, тему урока по математике Елена Борисовна увязала с Олимпийскими играми, соединив образовательный и воспитательный элементы.

В программе последующих дней конкурса педмастерства было педагогическое и психологическое тестирование, мастер-класс перед студентами пединститута, представление и защита опыта работы в виде публичного выступления перед слушателями областного института развития образования, и в последний, итоговый день – творческое самопредставление, педагогический брейн-ринг и мини-урок на сцене, где и было объявлено, что по результатам набранных баллов победителем областного конкурса «Учитель года» стала преподаватель математики Елена Борисовна Протасевич.

К своей победе она относится совершенно спокойно. «Все, кто пришел и участвовал в областном этапе конкурса, были настоящими профессионалами в педагогике. Просто так сложилось, что мнение большинства членов жюри склонилось в мою сторону. Но поскольку любая оценка в таких конкурсах субъективна, то это не значит, что остальные были хуже. Все мы чувствовали себя партнерами в важном и нужном деле – образовании и воспитании детей», — объясняет моя собеседница. И единственное, чему она откровенно радуется – это позитивным эмоциям и новым знаниям, полученным в процессе конкурса. «Это – богатство, которое не купишь ни за какие деньги и которое всегда останется при мне в виде самых добрых и приятных воспоминаний», — говорит педагог-математик Елена Протасевич.

Сейчас она вернулась к привычной обстановке, где у нее – муж и двое детей-подростков, Маша и Павел, которые взяли на себя домашние обязанности, пока она готовилась и участвовала в конкурсе. Елена Борисовна снова пришла в  школу, к своим ученикам, чтобы достигать ежедневных  и самых главных побед: сеять знания и собирать бесценные плоды своих трудов. И если на очередном уроке чувствовалась взаимная заинтересованность и увлеченность предметом, если в чьих-то глазах загорелась радость открытия, значит, день для учителя был не напрасным…

Галина ШАФРАН

Фото Юрия Макарчука